Предварительный конституционный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительный конституционный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З
"О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"Предлагаемой редакцией статьи 125 (пункт "а" части 5.1) Конституции Российской Федерации предусмотрен институт предварительного конституционного контроля, который осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации в отношении проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Установление такого полномочия Конституционного Суда Российской Федерации находится в пределах дискреции конституционного законодателя, как и закрепление иных новых полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в статье 125 Конституции Российской Федерации.
"О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"Предлагаемой редакцией статьи 125 (пункт "а" части 5.1) Конституции Российской Федерации предусмотрен институт предварительного конституционного контроля, который осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации в отношении проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Установление такого полномочия Конституционного Суда Российской Федерации находится в пределах дискреции конституционного законодателя, как и закрепление иных новых полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в статье 125 Конституции Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование религиозно-конституционного контроля в Исламской Республике Иран
(Вылцан С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)В рамках статьи представлено исследование правового регулирования организации Наблюдательного совета и его полномочий. Автор приходит к выводу, что совет, проверяя не вступившие в силу законы на предмет их непротиворечия религиозным нормам и Конституции ИРИ, выступает как орган предварительного религиозно-конституционного контроля. Осуществление советом проверки действующих законов по запросу судебной власти на предмет противоречия религиозным нормам характеризует совет как орган последующего религиозного контроля. Причем автором установлено, что предварительный контроль осуществляется советом на основе конституционно закрепленных положений о его деятельности, а последующий контроль Наблюдательный совет "присвоил" подобно тому, как в начале XIX в. Верховный суд США своим решением создал прецедент, позволивший ему в последующем осуществлять проверку конституционности действующих законов.
(Вылцан С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)В рамках статьи представлено исследование правового регулирования организации Наблюдательного совета и его полномочий. Автор приходит к выводу, что совет, проверяя не вступившие в силу законы на предмет их непротиворечия религиозным нормам и Конституции ИРИ, выступает как орган предварительного религиозно-конституционного контроля. Осуществление советом проверки действующих законов по запросу судебной власти на предмет противоречия религиозным нормам характеризует совет как орган последующего религиозного контроля. Причем автором установлено, что предварительный контроль осуществляется советом на основе конституционно закрепленных положений о его деятельности, а последующий контроль Наблюдательный совет "присвоил" подобно тому, как в начале XIX в. Верховный суд США своим решением создал прецедент, позволивший ему в последующем осуществлять проверку конституционности действующих законов.
Статья: Роль Президента Российской Федерации в региональном конституционном контроле
(Митусова И.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)В Послании Президента Российской Федерации в январе 2020 г. содержалось предложение о наделении Конституционного Суда Российской Федерации полномочиями давать оценку на соответствие Конституции Российской Федерации не только законов, но и других нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и региональном <1>. В итоге поправкой к ст. 125 Конституции Российской Федерации компетенция Конституционного Суда Российской Федерации была дополнена предварительным конституционным контролем, в том числе законов субъектов Российской Федерации. В свою очередь в Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2> были внесены соответствующие изменения. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации получил право проверять региональные законы по запросу Президента Российской Федерации до их обнародования главой субъекта Российской Федерации. После указанных поправок региональный конституционный контроль стал осуществляться и Президентом Российской Федерации в отношении действующих, а также в отношении не вступивших в законную силу (не обнародованных) законодательных актов субъектов Российской Федерации <3>.
(Митусова И.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)В Послании Президента Российской Федерации в январе 2020 г. содержалось предложение о наделении Конституционного Суда Российской Федерации полномочиями давать оценку на соответствие Конституции Российской Федерации не только законов, но и других нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и региональном <1>. В итоге поправкой к ст. 125 Конституции Российской Федерации компетенция Конституционного Суда Российской Федерации была дополнена предварительным конституционным контролем, в том числе законов субъектов Российской Федерации. В свою очередь в Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2> были внесены соответствующие изменения. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации получил право проверять региональные законы по запросу Президента Российской Федерации до их обнародования главой субъекта Российской Федерации. После указанных поправок региональный конституционный контроль стал осуществляться и Президентом Российской Федерации в отношении действующих, а также в отношении не вступивших в законную силу (не обнародованных) законодательных актов субъектов Российской Федерации <3>.
Статья: Конституция и учредительная власть: проблема ограничения
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)<19> Шустров Д.Г. Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 8. С. 48 - 59; Его же. "Пусть они еще больше ремней на тебя намотают": конституционный контроль за поправками к конституции в сравнительной перспективе // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. N 2. С. 105 - 123.
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)<19> Шустров Д.Г. Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 8. С. 48 - 59; Его же. "Пусть они еще больше ремней на тебя намотают": конституционный контроль за поправками к конституции в сравнительной перспективе // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. N 2. С. 105 - 123.
Статья: Об особенностях содержания осуществления конституционного судебного контроля Конституционного Суда Российской Федерации
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Важнейшей составной частью содержания деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) по осуществлению конституционного правосудия выступает выполнение им функции конституционного судебного контроля по проверке на соответствие Конституции РФ оспариваемых законов и иных нормативных актов, направленное на выяснение, оценку и устранение дефектов и нарушений, зафиксированных в этих актах, в рамках системы российского права. Причем в отличие от нормоконтроля судов общей и арбитражной юрисдикции предварительный конституционный контроль Конституционного Суда РФ распространяется также на акты, стоящие по юридической силе ниже уровня в иерархии законодательных актов после Конституции РФ, включая закон о поправке к Конституции, призванный вносить существенные коррективы в гл. 3 - 8 Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ) и федеральные конституционные законы, предполагающие их принятие по наиболее важным конституционно-правовым вопросам, прямо предусмотренным ч. 1 ст. 108 Конституции РФ. Что же касается объектов последующего конституционного судебного контроля Конституционного Суда РФ и нормоконтроля судов общей и арбитражной юрисдикции, то остается актуальным вопрос о более четком размежевании критериев круга объектов конкретного контроля по обращениям граждан, которые могут проверяться другими судами на соответствие Конституции РФ, при условии, если оспариваемые нормативные акты основаны или воспроизводят ее положения, затрагивают конституционные права и интересы неопределенного круга лиц и их восстановление возможно по правилам административного, арбитражного судопроизводств (гл. 21 КАС РФ, гл. 23 АПК РФ) <1> и не требует необходимости выявления конституционно-правового смысла таких актов Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства <2>.
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Важнейшей составной частью содержания деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) по осуществлению конституционного правосудия выступает выполнение им функции конституционного судебного контроля по проверке на соответствие Конституции РФ оспариваемых законов и иных нормативных актов, направленное на выяснение, оценку и устранение дефектов и нарушений, зафиксированных в этих актах, в рамках системы российского права. Причем в отличие от нормоконтроля судов общей и арбитражной юрисдикции предварительный конституционный контроль Конституционного Суда РФ распространяется также на акты, стоящие по юридической силе ниже уровня в иерархии законодательных актов после Конституции РФ, включая закон о поправке к Конституции, призванный вносить существенные коррективы в гл. 3 - 8 Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ) и федеральные конституционные законы, предполагающие их принятие по наиболее важным конституционно-правовым вопросам, прямо предусмотренным ч. 1 ст. 108 Конституции РФ. Что же касается объектов последующего конституционного судебного контроля Конституционного Суда РФ и нормоконтроля судов общей и арбитражной юрисдикции, то остается актуальным вопрос о более четком размежевании критериев круга объектов конкретного контроля по обращениям граждан, которые могут проверяться другими судами на соответствие Конституции РФ, при условии, если оспариваемые нормативные акты основаны или воспроизводят ее положения, затрагивают конституционные права и интересы неопределенного круга лиц и их восстановление возможно по правилам административного, арбитражного судопроизводств (гл. 21 КАС РФ, гл. 23 АПК РФ) <1> и не требует необходимости выявления конституционно-правового смысла таких актов Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства <2>.
Статья: Конституционный контроль - действенное средство укрепления правового государства
(Мами К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В 2017 г. конституционная реформа расширила круг полномочий Конституционного Совета, был усилен последующий конституционный контроль. Согласно конституционным поправкам Президент в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращение в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции. Конституционный Совет осуществляет обязательный предварительный конституционный контроль за изменениями и дополнениями в Основной Закон, которые выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии заключения Конституционного Совета. В нем предусмотрены неизменные ценности, определяющие основы конституционного строя страны: независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус. В 2019 г. Конституционный Совет впервые реализовал данную функцию при внесении изменений в Конституцию.
(Мами К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В 2017 г. конституционная реформа расширила круг полномочий Конституционного Совета, был усилен последующий конституционный контроль. Согласно конституционным поправкам Президент в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращение в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции. Конституционный Совет осуществляет обязательный предварительный конституционный контроль за изменениями и дополнениями в Основной Закон, которые выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии заключения Конституционного Совета. В нем предусмотрены неизменные ценности, определяющие основы конституционного строя страны: независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус. В 2019 г. Конституционный Совет впервые реализовал данную функцию при внесении изменений в Конституцию.
Статья: Влияние конституционной реформы 2020 г. на конституционный контроль в России
(Митусова И.А.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В Российской Федерации конституционный контроль осуществляется специально для этого созданным судебным органом - Конституционным Судом Российской Федерации в рамках конституционного судопроизводства. На региональном уровне были созданы конституционные (уставные) суды для осуществления конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. После проведенной конституционной реформы 2020 г. в Конституцию Российской Федерации был внесен ряд изменений, в том числе касающихся осуществления конституционного контроля, а именно: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации теперь подлежат упразднению, а судебный конституционный контроль в России будет осуществляться исключительно Конституционным Судом Российской Федерации. Изменилась и процедура инициирования конституционного контроля. Данные изменения в развитие обновленной Конституции Российской Федерации были внесены в ряд отраслевых законов, в том числе в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, расширяющий перечень органов государственной власти, имеющих право запроса на проверку конституционности нормативных правовых актов. В первую очередь это касается Президента Российской Федерации, который в настоящее время имеет право инициировать предварительный конституционный контроль не только федеральных законов, но и региональных.
(Митусова И.А.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В Российской Федерации конституционный контроль осуществляется специально для этого созданным судебным органом - Конституционным Судом Российской Федерации в рамках конституционного судопроизводства. На региональном уровне были созданы конституционные (уставные) суды для осуществления конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. После проведенной конституционной реформы 2020 г. в Конституцию Российской Федерации был внесен ряд изменений, в том числе касающихся осуществления конституционного контроля, а именно: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации теперь подлежат упразднению, а судебный конституционный контроль в России будет осуществляться исключительно Конституционным Судом Российской Федерации. Изменилась и процедура инициирования конституционного контроля. Данные изменения в развитие обновленной Конституции Российской Федерации были внесены в ряд отраслевых законов, в том числе в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, расширяющий перечень органов государственной власти, имеющих право запроса на проверку конституционности нормативных правовых актов. В первую очередь это касается Президента Российской Федерации, который в настоящее время имеет право инициировать предварительный конституционный контроль не только федеральных законов, но и региональных.
Статья: Реформа конституционного контроля в СССР периода перестройки (1985 - 1991 гг.)
(Шульженко Ю.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Особое значение имеет предоставление данному органу права не только последующего, но и предварительного конституционного контроля. Важно, что это позволяет устранить несоответствие проекта того или иного правового акта Конституции РФ на ранней стадии - еще до момента его принятия и вступления в силу. Весьма эффективное и перспективное решение. В научной литературе отмечается, что "в результате устраняется риск разрастания конституционного конфликта, что способствует стабильности и устойчивости национальной правовой системы" <9>. Это в определенной мере и показатель использования опыта периода социализма, перестройки. Именно тогда, как отмечалось ранее, конституционный контроль в Советском Союзе имел главным образом предварительный характер.
(Шульженко Ю.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Особое значение имеет предоставление данному органу права не только последующего, но и предварительного конституционного контроля. Важно, что это позволяет устранить несоответствие проекта того или иного правового акта Конституции РФ на ранней стадии - еще до момента его принятия и вступления в силу. Весьма эффективное и перспективное решение. В научной литературе отмечается, что "в результате устраняется риск разрастания конституционного конфликта, что способствует стабильности и устойчивости национальной правовой системы" <9>. Это в определенной мере и показатель использования опыта периода социализма, перестройки. Именно тогда, как отмечалось ранее, конституционный контроль в Советском Союзе имел главным образом предварительный характер.
Статья: Конституционные (уставные) советы при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации: некоторые размышления
(Смирнов А.В., Яичникова Ю.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)Вероятно, именно это полномочие можно принять за основу деятельности конституционного (уставного) совета при парламенте субъекта Российской Федерации. В этой связи видится целесообразным возложить на совет корреспондирующие обязанности по подготовке законопроектов о внесении изменений в основные законы субъектов, а также по предварительному конституционному контролю в отношении региональных нормативных правовых актов, затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, до их принятия парламентом субъекта наряду с другими экспертными органами.
(Смирнов А.В., Яичникова Ю.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)Вероятно, именно это полномочие можно принять за основу деятельности конституционного (уставного) совета при парламенте субъекта Российской Федерации. В этой связи видится целесообразным возложить на совет корреспондирующие обязанности по подготовке законопроектов о внесении изменений в основные законы субъектов, а также по предварительному конституционному контролю в отношении региональных нормативных правовых актов, затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, до их принятия парламентом субъекта наряду с другими экспертными органами.
Статья: Конституционный контроль в Республике Казахстан: Конституционный Суд - Конституционный Совет - Конституционный Суд
(Малиновский В.А., Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В 2017 г. в ходе третьей масштабной конституционной реформы был расширен перечень конституционных ценностей, требующих усиленной охраны; введен обязательный предварительный конституционный контроль за поправками Конституции РК; усилен последующий конституционный контроль над действующим правом. Это сделано "в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства" (подп. 10-1 ст. 44 Конституции); из Конституции РК исключен институт президентского "отлагательного вето" на решение Конституционного Совета.
(Малиновский В.А., Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В 2017 г. в ходе третьей масштабной конституционной реформы был расширен перечень конституционных ценностей, требующих усиленной охраны; введен обязательный предварительный конституционный контроль за поправками Конституции РК; усилен последующий конституционный контроль над действующим правом. Это сделано "в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства" (подп. 10-1 ст. 44 Конституции); из Конституции РК исключен институт президентского "отлагательного вето" на решение Конституционного Совета.