Предварительные санитарно-Защитные зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительные санитарно-Защитные зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Здесь следует упомянуть о том, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования содержатся сведения об огромном количестве ориентировочных СЗЗ (недоустановленных), однако предварительные СЗЗ не порождают ограничений в использовании земельных участков и отображении в генеральных планах, правилах землепользования и застройки. Это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 308-ЭС22-25486). Кроме того, с 1 января 2026 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений в отношении которых установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, должны были до 1 октября 2024 года обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решений об установлении СЗЗ (подп. 13 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Здесь следует упомянуть о том, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования содержатся сведения об огромном количестве ориентировочных СЗЗ (недоустановленных), однако предварительные СЗЗ не порождают ограничений в использовании земельных участков и отображении в генеральных планах, правилах землепользования и застройки. Это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 308-ЭС22-25486). Кроме того, с 1 января 2026 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений в отношении которых установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, должны были до 1 октября 2024 года обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решений об установлении СЗЗ (подп. 13 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До недавнего времени законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ. При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчетная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III классов опасности являлась обязательной.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До недавнего времени законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ. При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчетная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III классов опасности являлась обязательной.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.01.2018 N 8
"Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса промышленной площадки установки предварительного сброса воды "Баклановка" ООО "Лукойл-пермь", расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2018 N 49959)Зарегистрировано в Минюсте России 7 февраля 2018 г. N 49959
"Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса промышленной площадки установки предварительного сброса воды "Баклановка" ООО "Лукойл-пермь", расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2018 N 49959)Зарегистрировано в Минюсте России 7 февраля 2018 г. N 49959
Статья: О последствиях различия во взглядах публично-правовых образований на градостроительное развитие территории. Комментарий к Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 февраля 2020 года N 66-АПА19-13
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Дискуссионным представляется и сделанный судом первой инстанции вывод о необходимости учета санитарно-защитной зоны в границах предназначенного для размещения школы земельного участка, предусматривающий, что администрация Иркутской области обязана учитывать не только планируемые к размещению на территории города объекты регионального значения, необходимые для обслуживания всего населения Иркутской области (речь идет о здании правительства), но и возможное негативное воздействие на планируемые образовательные учреждения промышленных объектов, относительно которых в перспективе санитарно-защитные зоны могут быть как увеличены, так и уменьшены. Суд не исследовал особенности правового режима существующей санитарно-защитной зоны: является она нормативной (ориентировочной), расчетной (предварительной) или окончательной <39>? Более того, в судебном акте отсутствует какая-либо информация о возможности корректировки границ санитарно-защитной зоны.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Дискуссионным представляется и сделанный судом первой инстанции вывод о необходимости учета санитарно-защитной зоны в границах предназначенного для размещения школы земельного участка, предусматривающий, что администрация Иркутской области обязана учитывать не только планируемые к размещению на территории города объекты регионального значения, необходимые для обслуживания всего населения Иркутской области (речь идет о здании правительства), но и возможное негативное воздействие на планируемые образовательные учреждения промышленных объектов, относительно которых в перспективе санитарно-защитные зоны могут быть как увеличены, так и уменьшены. Суд не исследовал особенности правового режима существующей санитарно-защитной зоны: является она нормативной (ориентировочной), расчетной (предварительной) или окончательной <39>? Более того, в судебном акте отсутствует какая-либо информация о возможности корректировки границ санитарно-защитной зоны.