Представительство в административном процессе
Подборка наиболее важных документов по запросу Представительство в административном процессе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Представительство в административном процессе имеет следующие признаки: 1) уполномоченное лицо должно обладать административной процессуальной дееспособностью; 2) осуществляется от имени представляемого, который выступает лицом, участвующим в деле; 3) представитель действует исключительно в пределах предоставленных ему доверителем или законом полномочий и действует всегда в интересах представляемого; 4) совершаемые представителем процессуальные действия влекут правовые последствия для представляемого (доверителя).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Представительство в административном процессе имеет следующие признаки: 1) уполномоченное лицо должно обладать административной процессуальной дееспособностью; 2) осуществляется от имени представляемого, который выступает лицом, участвующим в деле; 3) представитель действует исключительно в пределах предоставленных ему доверителем или законом полномочий и действует всегда в интересах представляемого; 4) совершаемые представителем процессуальные действия влекут правовые последствия для представляемого (доверителя).
Статья: Сергей Александрович Корф: развитие теории административной юстиции в межреволюционный период
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)В третьей книге барон С.А. Корф исследовал такие аспекты теории административной юстиции, как сущность данного института, разделение судебной и административной функций, понятие и принципы административного процесса, публичного представительства, понятие административного иска и его пределы, компетенции административных судов и многое другое. Относительно сущности административной юстиции правовед отмечал, что она едина для всех государств, однако различны воплощение ее отдельных элементов и виды конструкций, так как они находятся в зависимости от других институтов власти <23>.
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)В третьей книге барон С.А. Корф исследовал такие аспекты теории административной юстиции, как сущность данного института, разделение судебной и административной функций, понятие и принципы административного процесса, публичного представительства, понятие административного иска и его пределы, компетенции административных судов и многое другое. Относительно сущности административной юстиции правовед отмечал, что она едина для всех государств, однако различны воплощение ее отдельных элементов и виды конструкций, так как они находятся в зависимости от других институтов власти <23>.
Нормативные акты
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)- подготовка и разработка административных процедур и бизнес-процессов и руководств по их использованию персоналом в организации;
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)- подготовка и разработка административных процедур и бизнес-процессов и руководств по их использованию персоналом в организации;
Приказ Минпросвещения России от 29.10.2020 N 600
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством просвещения Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2020 N 60917)соблюдение предусмотренных Регламентом требований к порядку исполнения государственной функции, прав должностных лиц при осуществлении контрольных мероприятий, прав лиц, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия, сроков и последовательности выполнения административных процедур (действий) в процессе исполнения государственной функции;
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством просвещения Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2020 N 60917)соблюдение предусмотренных Регламентом требований к порядку исполнения государственной функции, прав должностных лиц при осуществлении контрольных мероприятий, прав лиц, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия, сроков и последовательности выполнения административных процедур (действий) в процессе исполнения государственной функции;
Статья: О некоторых проблемах административной ответственности юридических лиц
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<22> См., например: Цындря В.Н. Характеристика элементов структуры санкций норм права об административной ответственности // Административное право и процесс. 2023. N 12. С. 40 - 43.
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<22> См., например: Цындря В.Н. Характеристика элементов структуры санкций норм права об административной ответственности // Административное право и процесс. 2023. N 12. С. 40 - 43.
Статья: Обязательное представительство и доказывание в административном судопроизводстве
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Одной из общих процессуально-правовых проблем концептуального характера является место показаний законного представителя в судебном доказывании. Это общая проблема для всех процессуальных кодексов (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ), которые единодушно не относят представителей к лицам, участвующим в деле, что не оспаривается. Это взаимосвязано с проблемой определения места информации, сообщенной законным представителем физического или юридического лица в судебном доказывании. В административном процессе эта проблема более широкая и связана с информацией, сообщаемой суду любым видом обязательного представителя, которое шире законного представительства. В силу того, что представляемый далеко не всегда может давать объяснения, законный представитель (в отличие от договорного представителя) полностью замещает собой представляемого. Так, законный представитель, в отличие от иных видов представительства в гражданском, административном и арбитражном процессах, замещает своим участием в судопроизводстве несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, представляя и тем самым защищая их интересы (законное представительство физических лиц). Законное представительство юридических лиц вытекает из содержания ч. 3 ст. 53 ГК, лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. В этом смысле процессуальное законное представительство роднится с представительством в гражданском праве, в котором также происходит замещение представителем представляемого. В связи с этим крайне важны гарантии защиты интересов недееспособных, несовершеннолетних детей, а также юридических лиц. И в этом плане законный представитель своим участием в судопроизводстве и призван быть такой гарантией.
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Одной из общих процессуально-правовых проблем концептуального характера является место показаний законного представителя в судебном доказывании. Это общая проблема для всех процессуальных кодексов (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ), которые единодушно не относят представителей к лицам, участвующим в деле, что не оспаривается. Это взаимосвязано с проблемой определения места информации, сообщенной законным представителем физического или юридического лица в судебном доказывании. В административном процессе эта проблема более широкая и связана с информацией, сообщаемой суду любым видом обязательного представителя, которое шире законного представительства. В силу того, что представляемый далеко не всегда может давать объяснения, законный представитель (в отличие от договорного представителя) полностью замещает собой представляемого. Так, законный представитель, в отличие от иных видов представительства в гражданском, административном и арбитражном процессах, замещает своим участием в судопроизводстве несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, представляя и тем самым защищая их интересы (законное представительство физических лиц). Законное представительство юридических лиц вытекает из содержания ч. 3 ст. 53 ГК, лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. В этом смысле процессуальное законное представительство роднится с представительством в гражданском праве, в котором также происходит замещение представителем представляемого. В связи с этим крайне важны гарантии защиты интересов недееспособных, несовершеннолетних детей, а также юридических лиц. И в этом плане законный представитель своим участием в судопроизводстве и призван быть такой гарантией.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)5. Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М.: ВЮЗИ, 1970 // Научное наследие кафедры гражданского и административного судопроизводства (гражданского процесса): Сб. научных трудов. М.: Проспект, 2017.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)5. Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М.: ВЮЗИ, 1970 // Научное наследие кафедры гражданского и административного судопроизводства (гражданского процесса): Сб. научных трудов. М.: Проспект, 2017.
Статья: Институт досрочного прекращения полномочий в механизме обеспечения конституционного статуса парламента
(Червинская А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Последнее обстоятельство, на наш взгляд, не может оправдываться верховной законодательной ролью Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание РФ), поскольку федеральный парламент связан Конституцией РФ и, как следствие, правоприменительной практикой Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ). Если полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации могут быть досрочно прекращены ввиду существенного нарушения федерального законодательства <6>, то и полномочия федерального парламента также должны находиться в зависимости от выполнения как минимум решений Конституционного Суда РФ, которые часто содержат прямые указания федеральному законодателю, подлежащие обязательной реализации в законотворческой деятельности народного представительства.
(Червинская А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Последнее обстоятельство, на наш взгляд, не может оправдываться верховной законодательной ролью Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание РФ), поскольку федеральный парламент связан Конституцией РФ и, как следствие, правоприменительной практикой Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ). Если полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации могут быть досрочно прекращены ввиду существенного нарушения федерального законодательства <6>, то и полномочия федерального парламента также должны находиться в зависимости от выполнения как минимум решений Конституционного Суда РФ, которые часто содержат прямые указания федеральному законодателю, подлежащие обязательной реализации в законотворческой деятельности народного представительства.
Статья: Соотношение категории риска и принципов диспозитивности или состязательности
(Сулейманов А.А.)
("Российский судья", 2025, N 7)Касательно принципов см., например: Громошина Н.А. О принципе активности суда в административном судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. 2019. N 4; Федина А.С. Принципы осуществления представительства по назначению в гражданском процессе // Вестник гражданского процесса. 2023. N 2; Хисамов А.Х. Роль суда в процессе доказывания на примере разрешения земельных споров в гражданском и административном судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. 2019. N 1; Самсонов Н.В. Принцип объективной истины в современном административном и гражданском судопроизводстве // Административное право и процесс. 2019. N 2; Шерстюк В.М. Категория диалектики в гражданском и арбитражном процессуальном праве. М.: Городец, 2022. С. 103 - 104.
(Сулейманов А.А.)
("Российский судья", 2025, N 7)Касательно принципов см., например: Громошина Н.А. О принципе активности суда в административном судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. 2019. N 4; Федина А.С. Принципы осуществления представительства по назначению в гражданском процессе // Вестник гражданского процесса. 2023. N 2; Хисамов А.Х. Роль суда в процессе доказывания на примере разрешения земельных споров в гражданском и административном судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. 2019. N 1; Самсонов Н.В. Принцип объективной истины в современном административном и гражданском судопроизводстве // Административное право и процесс. 2019. N 2; Шерстюк В.М. Категория диалектики в гражданском и арбитражном процессуальном праве. М.: Городец, 2022. С. 103 - 104.
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)<5> Канунникова Н.Г. К вопросу об институте представительства в суде по административным делам // Административное право и процесс. 2020. N 4. С. 58 - 60.
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)<5> Канунникова Н.Г. К вопросу об институте представительства в суде по административным делам // Административное право и процесс. 2020. N 4. С. 58 - 60.
Статья: Публичная служба и общественное представительство: синергия сотрудничества
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)2. Аврутин Ю.Е. Преодолимы ли парадоксы парадигм публичного управления в теории государственного управления и в административном праве? / Ю.Е. Аврутин // Административное право и процесс. 2016. N 8. С. 18 - 28.
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)2. Аврутин Ю.Е. Преодолимы ли парадоксы парадигм публичного управления в теории государственного управления и в административном праве? / Ю.Е. Аврутин // Административное право и процесс. 2016. N 8. С. 18 - 28.
Статья: Представление доказательств участниками производства по делам об административных правонарушениях
(Чужакова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Неслучайно соответствующее положение ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ критически оценивается значительной частью правоведов, которые в качестве возможного решения данной проблемы предлагают введение в КоАП РФ обязательного требования к иным лицам, участвующим в качестве защитников и представителей, о наличии высшего юридического образования, как это реализовано, например, в судебном административном и арбитражном процессах ст. 55 КАС РФ и ст. 59 АПК РФ) <3>. На наш взгляд, данное предложение частично может повысить эффективность функции защиты и представительства и закрепить такое требование к представителю потерпевшего было бы оправданно. Однако это не решает данную проблему полностью, поскольку наличие высшего юридического образования не уравнивает "иных лиц" в правовых полномочиях с адвокатами.
(Чужакова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Неслучайно соответствующее положение ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ критически оценивается значительной частью правоведов, которые в качестве возможного решения данной проблемы предлагают введение в КоАП РФ обязательного требования к иным лицам, участвующим в качестве защитников и представителей, о наличии высшего юридического образования, как это реализовано, например, в судебном административном и арбитражном процессах ст. 55 КАС РФ и ст. 59 АПК РФ) <3>. На наш взгляд, данное предложение частично может повысить эффективность функции защиты и представительства и закрепить такое требование к представителю потерпевшего было бы оправданно. Однако это не решает данную проблему полностью, поскольку наличие высшего юридического образования не уравнивает "иных лиц" в правовых полномочиях с адвокатами.
Статья: Особенности административного судопроизводства
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Примечание. См. статью "В суд с дипломом или без? Требования к представительству в арбитражном суде" в N 12, 2022, на стр. 48.
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Примечание. См. статью "В суд с дипломом или без? Требования к представительству в арбитражном суде" в N 12, 2022, на стр. 48.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> Административное процессуальное право Германии = Verwaltungsrechtsschutz in Deutschland: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе; Законодательство об исполнении судебных решений: пер. с нем. / В. Бергманн, введ., сост. С. 112 - 114.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> Административное процессуальное право Германии = Verwaltungsrechtsschutz in Deutschland: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе; Законодательство об исполнении судебных решений: пер. с нем. / В. Бергманн, введ., сост. С. 112 - 114.