Представитель субъекта персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Представитель субъекта персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении несовершеннолетними НПД и возможности подачи согласия об обработке персональных данных законным представителем субъекта персональных данных.
(Письмо ФНС России от 24.04.2025 N ЕД-16-20/120@)Вопрос: О применении несовершеннолетними НПД и возможности подачи согласия об обработке персональных данных законным представителем субъекта персональных данных.
(Письмо ФНС России от 24.04.2025 N ЕД-16-20/120@)Вопрос: О применении несовершеннолетними НПД и возможности подачи согласия об обработке персональных данных законным представителем субъекта персональных данных.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Блокируйте персональные данные или обеспечьте блокирование (если обработка осуществляется другим лицом, действующим по вашему поручению), если выявлена неправомерная обработка таких данных. Сделайте это на период проверки с момента обращения субъекта персональных данных (его представителя) или по запросу субъекта персональных данных (его представителя) либо Роскомнадзора (ч. 1 ст. 21 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Блокируйте персональные данные или обеспечьте блокирование (если обработка осуществляется другим лицом, действующим по вашему поручению), если выявлена неправомерная обработка таких данных. Сделайте это на период проверки с момента обращения субъекта персональных данных (его представителя) или по запросу субъекта персональных данных (его представителя) либо Роскомнадзора (ч. 1 ст. 21 Закона о персональных данных).
Статья: Как подтвердить уничтожение персональных данных работников?
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)1. Сообщение субъектом персональных данных (его представителем) сведений, подтверждающих, что такие данные незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (ч. 3 ст. 20). В этом случае данные подлежат уничтожению в течение 7 рабочих дней со дня представления сведений о незаконно полученных ПД.
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)1. Сообщение субъектом персональных данных (его представителем) сведений, подтверждающих, что такие данные незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (ч. 3 ст. 20). В этом случае данные подлежат уничтожению в течение 7 рабочих дней со дня представления сведений о незаконно полученных ПД.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом подписант не вправе блокировать своей волей волю того лица, от имени и во исполнение воли которого он поставил подпись на документе. Например, представитель не вправе реализовать свое право на удаление персональных данных с подписанных им документов, поскольку это приведет к их уничтожению и непригодности к использованию. Иными словами - уничтожит волеизъявление представляемого лица. Интерес представляемого лица был бы нарушен реализацией такого права субъектом персональных данных. Поэтому в отношении подписываемых документов воля и интересы представляемого превалируют над правами представителя как субъекта персональных данных. Представитель действует от лица, в интересах и по поручению представляемого.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом подписант не вправе блокировать своей волей волю того лица, от имени и во исполнение воли которого он поставил подпись на документе. Например, представитель не вправе реализовать свое право на удаление персональных данных с подписанных им документов, поскольку это приведет к их уничтожению и непригодности к использованию. Иными словами - уничтожит волеизъявление представляемого лица. Интерес представляемого лица был бы нарушен реализацией такого права субъектом персональных данных. Поэтому в отношении подписываемых документов воля и интересы представляемого превалируют над правами представителя как субъекта персональных данных. Представитель действует от лица, в интересах и по поручению представляемого.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При осуществлении подобных расчетов, как следует из ч. 16 комментируемой статьи, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При осуществлении подобных расчетов, как следует из ч. 16 комментируемой статьи, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статья: Отдельные вопросы, связанные с персональными данными
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором (ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором (ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).
Статья: Образовательные организации как операторы обработки персональных данных: проблемы защиты конституционного права на частную жизнь
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Вместе с тем действующие и будущие размеры административных штрафов для операторов не направлены на решение проблемы восстановления нарушенных прав субъектов персональных данных, чьи данные попадают в открытый доступ записей, относящихся к персональным данным граждан России. Штраф как административная санкция, установленная государством за совершение административного правонарушения, по-нашему мнению, только косвенно влияет на предупреждение совершения новых правонарушений. Данный штраф носит лишь "карательный" характер и взыскивается в пользу государства <14>. Применение такой меры в отношении операторов - образовательных организаций автоматически не восстанавливает нарушенные права обучающихся, их родителей (законных представителей) как субъектов персональных данных на неприкосновенность их частной жизни. Данные лица вправе лишь в порядке гражданского судопроизводства требовать от оператора обработки персональных данных компенсации морального вреда, возмещения убытков за совершение нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, что в настоящее время также стало затруднительным в виду увеличения с 9 сентября 2024 г. размеров государственных пошлин, которые необходимо уплачивать при подаче в суд исковых заявлений имущественного характера <15>.
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Вместе с тем действующие и будущие размеры административных штрафов для операторов не направлены на решение проблемы восстановления нарушенных прав субъектов персональных данных, чьи данные попадают в открытый доступ записей, относящихся к персональным данным граждан России. Штраф как административная санкция, установленная государством за совершение административного правонарушения, по-нашему мнению, только косвенно влияет на предупреждение совершения новых правонарушений. Данный штраф носит лишь "карательный" характер и взыскивается в пользу государства <14>. Применение такой меры в отношении операторов - образовательных организаций автоматически не восстанавливает нарушенные права обучающихся, их родителей (законных представителей) как субъектов персональных данных на неприкосновенность их частной жизни. Данные лица вправе лишь в порядке гражданского судопроизводства требовать от оператора обработки персональных данных компенсации морального вреда, возмещения убытков за совершение нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, что в настоящее время также стало затруднительным в виду увеличения с 9 сентября 2024 г. размеров государственных пошлин, которые необходимо уплачивать при подаче в суд исковых заявлений имущественного характера <15>.
Статья: Конец общедоступных персональных данных в России? К вопросу о Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 519-ФЗ
(Абышко А.О.)
("Закон", 2022, N 3)Наиболее интересны в Законе N 519-ФЗ новеллы о том, что в согласии на распространение субъект персональных данных может определить перечень данных по каждой из категорий (так называемые общие <31>, биометрические, специальные), а также установить условия и запреты для обработки данных как оператором, так и неопределенным кругом лиц, при этом указанные поля заполняются по желанию самого субъекта (п. 7, 8 Приказа Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года N 18). Эти требования являются несомненным вызовом для операторов персональных данных - думается, что предоставление субъекту возможности свободно (путем заполнения соответствующей графы) устанавливать условия и запреты обработки приведет к тому, что практически любое установление таковых повлечет их фактическую неисполнимость. Представим: субъект персональных данных указал, что его данные распространяются при условии выплаты ему ста долларов каждым оператором, или в том случае, если представитель оператора споет субъекту персональных данных его любимую песню. Закон не ограничивает субъекта в этой части, в связи с чем очевидно: оператор будет вынужден воздержаться от распространения персональных данных, что может нарушить права самого же субъекта. Оптимальным решением с точки зрения баланса интересов операторов и субъектов персональных данных видится предоставление субъекту возможности выбора между несколькими (не менее двух) закрытыми полями, согласие с которыми может быть подтверждено, в частности, путем проставления галочки.
(Абышко А.О.)
("Закон", 2022, N 3)Наиболее интересны в Законе N 519-ФЗ новеллы о том, что в согласии на распространение субъект персональных данных может определить перечень данных по каждой из категорий (так называемые общие <31>, биометрические, специальные), а также установить условия и запреты для обработки данных как оператором, так и неопределенным кругом лиц, при этом указанные поля заполняются по желанию самого субъекта (п. 7, 8 Приказа Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года N 18). Эти требования являются несомненным вызовом для операторов персональных данных - думается, что предоставление субъекту возможности свободно (путем заполнения соответствующей графы) устанавливать условия и запреты обработки приведет к тому, что практически любое установление таковых повлечет их фактическую неисполнимость. Представим: субъект персональных данных указал, что его данные распространяются при условии выплаты ему ста долларов каждым оператором, или в том случае, если представитель оператора споет субъекту персональных данных его любимую песню. Закон не ограничивает субъекта в этой части, в связи с чем очевидно: оператор будет вынужден воздержаться от распространения персональных данных, что может нарушить права самого же субъекта. Оптимальным решением с точки зрения баланса интересов операторов и субъектов персональных данных видится предоставление субъекту возможности выбора между несколькими (не менее двух) закрытыми полями, согласие с которыми может быть подтверждено, в частности, путем проставления галочки.
Статья: Правила уничтожения персональных данных
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 4)...2.3. Комиссия производит отбор персональных данных, подлежащих уничтожению, с указанием оснований для уничтожения не реже одного раза в год, а также незамедлительно при поступлении информации от субъектов персональных данных (их представителей), уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (случаи неправомерной обработки, отзыв согласия на обработку и т.п.).
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 4)...2.3. Комиссия производит отбор персональных данных, подлежащих уничтожению, с указанием оснований для уничтожения не реже одного раза в год, а также незамедлительно при поступлении информации от субъектов персональных данных (их представителей), уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (случаи неправомерной обработки, отзыв согласия на обработку и т.п.).
Статья: Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)- организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и/или осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)- организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и/или осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.