Представитель административного истца
Подборка наиболее важных документов по запросу Представитель административного истца (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Общественная экспертиза
(КонсультантПлюс, 2025)"...представитель административного истца НП... обратилась в суд с административным исковым заявлением к Росприроднадзору о признании бездействия, выразившегося в несовершении действий по регистрации заключения экспертизы, незаконным...
(КонсультантПлюс, 2025)"...представитель административного истца НП... обратилась в суд с административным исковым заявлением к Росприроднадзору о признании бездействия, выразившегося в несовершении действий по регистрации заключения экспертизы, незаконным...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 3 "Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения" Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"...Заявленное представителем административного истца ходатайство о восстановлении пропущенного срока, исчисленного с даты вступления в законную силу судебного акта о распределении судебных расходов, правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку, как было указано выше, срок для обращения с заявлением в суд о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок следует исчислять с даты вступления в законную силу судебного акта, которым дело разрешено по существу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса об обращении в суд, нахождение представителя административного истца в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у организации. Такие разъяснения даны в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 применительно к ч. 2 ст. 117 АПК РФ, однако полагаем, что аналогичный подход может быть применим судами и при оценке причин пропуска срока обращения в суд с административным иском.
(КонсультантПлюс, 2025)Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса об обращении в суд, нахождение представителя административного истца в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у организации. Такие разъяснения даны в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 применительно к ч. 2 ст. 117 АПК РФ, однако полагаем, что аналогичный подход может быть применим судами и при оценке причин пропуска срока обращения в суд с административным иском.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
(ред. от 31.07.2025)1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Ситуация: Каков порядок обжалования постановления судебного пристава об определении размера задолженности по алиментам (взыскателем, должником)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подается представителем;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подается представителем;
Статья: Теория и практика применения положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на примере решений судов Сибирского федерального округа
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Особое внимание привлекает то, что 110 административных исков, поданных в суды, возвращены без рассмотрения, что составляет 84,6% от принятых и рассмотренных. В качестве основания оставления административного иска без рассмотрения суды указывают, что заявления поданы лицами, не обладающими административной процессуальной дееспособностью. Подобные случаи возникают в том случае, когда интересы административного истца в суде представляют доверенные ему лица. В соответствии с требованиями ст. 55 КАС РФ представителями административного истца могут быть адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные лица, действующие по доверенности, не всегда отвечают установленным требованиям в части наличия высшего юридического образования.
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Особое внимание привлекает то, что 110 административных исков, поданных в суды, возвращены без рассмотрения, что составляет 84,6% от принятых и рассмотренных. В качестве основания оставления административного иска без рассмотрения суды указывают, что заявления поданы лицами, не обладающими административной процессуальной дееспособностью. Подобные случаи возникают в том случае, когда интересы административного истца в суде представляют доверенные ему лица. В соответствии с требованиями ст. 55 КАС РФ представителями административного истца могут быть адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные лица, действующие по доверенности, не всегда отвечают установленным требованиям в части наличия высшего юридического образования.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, при рассмотрении дел о госпитализации, административном надзоре суду следует, в том числе по собственной инициативе, проявлять повышенную заботу об интересах как слабой стороны спора (гражданина), так и неопределенного круга лиц, общества в целом, т.е. устанавливать истину по делу, независимо от того, насколько активно действует в процессе тот или иной представитель государства (административный истец). Очевидно, на наш взгляд, что в соответствующих правоотношениях нерадивость конкретного должностного лица, органа власти не может и не должна служить оправданием для ограничения прав здорового человека либо для отказа в ограничении прав опасного для окружающих человека, ведь это может поставить под угрозу жизни и здоровье других граждан, неопределенного круга лиц. Менее наглядно, но тоже вполне отчетливо это проявляется и при рассмотрении других административных дел. Необоснованное лишение прав на свободу объединения, выражения мнения, прав на доступ к информации неопределенного круга лиц, интересы которых, как правило, не могут быть всецело представлены при рассмотрении отдельного административного дела, не должно оправдываться нерадивым процессуальным поведением того или иного конкретного лица, участвующего в деле (например, конкретного представителя общественного объединения, владельца сайта).
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, при рассмотрении дел о госпитализации, административном надзоре суду следует, в том числе по собственной инициативе, проявлять повышенную заботу об интересах как слабой стороны спора (гражданина), так и неопределенного круга лиц, общества в целом, т.е. устанавливать истину по делу, независимо от того, насколько активно действует в процессе тот или иной представитель государства (административный истец). Очевидно, на наш взгляд, что в соответствующих правоотношениях нерадивость конкретного должностного лица, органа власти не может и не должна служить оправданием для ограничения прав здорового человека либо для отказа в ограничении прав опасного для окружающих человека, ведь это может поставить под угрозу жизни и здоровье других граждан, неопределенного круга лиц. Менее наглядно, но тоже вполне отчетливо это проявляется и при рассмотрении других административных дел. Необоснованное лишение прав на свободу объединения, выражения мнения, прав на доступ к информации неопределенного круга лиц, интересы которых, как правило, не могут быть всецело представлены при рассмотрении отдельного административного дела, не должно оправдываться нерадивым процессуальным поведением того или иного конкретного лица, участвующего в деле (например, конкретного представителя общественного объединения, владельца сайта).
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подается представителем);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подается представителем);
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Так, Верховный Суд Российской Федерации Определением от 19 июня 2019 г. N АКПИ19-276 удовлетворил ходатайство прокурора об оставлении административного искового заявления без рассмотрения ввиду того, что в производстве указанного суда уже имеется возбужденное ранее дело о том же предмете и по тем же основаниям, несмотря на возражения представителя административного истца, ссылавшегося на то, что у юридического лица объем прав и обязанностей отличается от прав граждан. Суд указал, что при рассмотрении административных дел анализируемой категории суды не связаны основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняют все необходимые обстоятельства (в том числе соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу) в полном объеме, поскольку производство по делу направлено на защиту прав, свобод и законных интересов не только административных истцов, но и неопределенного круга лиц.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Так, Верховный Суд Российской Федерации Определением от 19 июня 2019 г. N АКПИ19-276 удовлетворил ходатайство прокурора об оставлении административного искового заявления без рассмотрения ввиду того, что в производстве указанного суда уже имеется возбужденное ранее дело о том же предмете и по тем же основаниям, несмотря на возражения представителя административного истца, ссылавшегося на то, что у юридического лица объем прав и обязанностей отличается от прав граждан. Суд указал, что при рассмотрении административных дел анализируемой категории суды не связаны основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняют все необходимые обстоятельства (в том числе соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу) в полном объеме, поскольку производство по делу направлено на защиту прав, свобод и законных интересов не только административных истцов, но и неопределенного круга лиц.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Представитель административного истца: _____________________
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Представитель административного истца: _____________________
Статья: Институт отводов в процессуальном праве. Проблемы правоприменения
(Вердиян Г.В.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Показательным является следующий пример из судебной практики. При рассмотрении апелляционной жалобы М. на решение городского суда представитель административного истца не имел отводов составу судебной коллегии, секретарю судебного заседания, что зафиксировано в протоколе судебного заседания. Однако в ходе судебных прений им был заявлен отвод составу судебной коллегии, который был оставлен без рассмотрения в силу того, что вопрос об отводах уже выяснялся и заявление не содержало оснований для недоверия.
(Вердиян Г.В.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Показательным является следующий пример из судебной практики. При рассмотрении апелляционной жалобы М. на решение городского суда представитель административного истца не имел отводов составу судебной коллегии, секретарю судебного заседания, что зафиксировано в протоколе судебного заседания. Однако в ходе судебных прений им был заявлен отвод составу судебной коллегии, который был оставлен без рассмотрения в силу того, что вопрос об отводах уже выяснялся и заявление не содержало оснований для недоверия.
Статья: Обязательное представительство и доказывание в административном судопроизводстве
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Применительно к административным делам важно отметить обоснованную позицию КАС РФ, по которой администрация учебного заведения закрытого типа, где содержатся, в том числе, несовершеннолетние, не имеющие законных представителей, не может выступать в качестве их законных представителей по административным делам. В противном случае при предъявлении иска несовершеннолетним лицом к администрации учебного заведения закрытого типа ответчик и законный представитель административного истца совпадали бы, что недопустимо. В связи с этим Верховный Суд РФ детализировал участие различных органов в судопроизводстве в целях защиты интересов несовершеннолетнего. О времени и месте рассмотрения административного дела, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, извещаются несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, законные представители несовершеннолетнего независимо от его возраста. Несовершеннолетний вправе лично давать объяснения по делу, поскольку обладает частичной процессуально-правовой дееспособностью. Поскольку он не обладает полной процессуальной дееспособностью, она должна быть восполнена участием в деле законного представителя. Однако это не всегда возможно: суд вправе отстранить законного представителя от участия в административном деле, если считает, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего или законный представитель совершил общественно опасное деяние в отношении несовершеннолетнего или вместе с ним <5>.
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Применительно к административным делам важно отметить обоснованную позицию КАС РФ, по которой администрация учебного заведения закрытого типа, где содержатся, в том числе, несовершеннолетние, не имеющие законных представителей, не может выступать в качестве их законных представителей по административным делам. В противном случае при предъявлении иска несовершеннолетним лицом к администрации учебного заведения закрытого типа ответчик и законный представитель административного истца совпадали бы, что недопустимо. В связи с этим Верховный Суд РФ детализировал участие различных органов в судопроизводстве в целях защиты интересов несовершеннолетнего. О времени и месте рассмотрения административного дела, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, извещаются несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, законные представители несовершеннолетнего независимо от его возраста. Несовершеннолетний вправе лично давать объяснения по делу, поскольку обладает частичной процессуально-правовой дееспособностью. Поскольку он не обладает полной процессуальной дееспособностью, она должна быть восполнена участием в деле законного представителя. Однако это не всегда возможно: суд вправе отстранить законного представителя от участия в административном деле, если считает, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего или законный представитель совершил общественно опасное деяние в отношении несовершеннолетнего или вместе с ним <5>.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Дания. В некоторых европейских правопорядках также пошли по пути сочетания обеих моделей <1>. В Дании суд должен определить, по какой модели (opt-out или opt-in) рассматривать групповой иск, хотя последняя является скорее основной <2>. Однако отмечается, что ценность этой гибкости значительно снижается из-за того, что opt-out модель может использоваться только в том случае, если истцом - представителем группы является административный орган. Суд принимает решение о применении opt-out модели, если индивидуальное исполнение требований неоправданно из-за их низкой денежной стоимости и можно предположить, что opt-in модель не подходит для управления такими требованиями <3>.
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Дания. В некоторых европейских правопорядках также пошли по пути сочетания обеих моделей <1>. В Дании суд должен определить, по какой модели (opt-out или opt-in) рассматривать групповой иск, хотя последняя является скорее основной <2>. Однако отмечается, что ценность этой гибкости значительно снижается из-за того, что opt-out модель может использоваться только в том случае, если истцом - представителем группы является административный орган. Суд принимает решение о применении opt-out модели, если индивидуальное исполнение требований неоправданно из-за их низкой денежной стоимости и можно предположить, что opt-in модель не подходит для управления такими требованиями <3>.