Предпринимательские объединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Предпринимательские объединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, консолидация деятельности взаимозависимых лиц показала, что осуществлять объединенную предпринимательскую деятельность фактически невозможно. Если бы производство и продажа продукции происходили на базе одной компании, то суммарная выручка уменьшилась бы, так как не было бы наценки при продаже товара от налогоплательщика в пользу взаимозависимых лиц.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, консолидация деятельности взаимозависимых лиц показала, что осуществлять объединенную предпринимательскую деятельность фактически невозможно. Если бы производство и продажа продукции происходили на базе одной компании, то суммарная выручка уменьшилась бы, так как не было бы наценки при продаже товара от налогоплательщика в пользу взаимозависимых лиц.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, при объединении его доходов и доходов взаимозависимых ИП, участвующих в схеме "дробления" бизнеса, инспекция должна была учесть переходящий кредитовый остаток.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, при объединении его доходов и доходов взаимозависимых ИП, участвующих в схеме "дробления" бизнеса, инспекция должна была учесть переходящий кредитовый остаток.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)§ 3. Ассоциации и союзы как объединения предпринимателей
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)§ 3. Ассоциации и союзы как объединения предпринимателей
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Формирование лота Аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, путем объединения в один лот выполнения работ в короткие сроки одновременно в 21 городе Российской Федерации, расположенном на существенном друг от друга расстоянии, ведет к ограничению количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Формирование лота Аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, путем объединения в один лот выполнения работ в короткие сроки одновременно в 21 городе Российской Федерации, расположенном на существенном друг от друга расстоянии, ведет к ограничению количества участников закупки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений
"Типовой договор купли - продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности"
(утв. Роскомземом N 5-10/2125 10.08.1992, Госкомимуществом РФ N ПМ-9/5132 11.08.1992)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.1992 N 44)Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 1992 г. N 44
(утв. Роскомземом N 5-10/2125 10.08.1992, Госкомимуществом РФ N ПМ-9/5132 11.08.1992)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.1992 N 44)Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 1992 г. N 44
Статья: Инвестор-застройщик: понятие, правовой статус, налогообложение
(Серова А.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
(Серова А.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законодательства США, Франции, Испании, Новой Зеландии предусматривают положения о возможности банкротства предпринимательских объединений (групп) как единого хозяйствующего субъекта.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законодательства США, Франции, Испании, Новой Зеландии предусматривают положения о возможности банкротства предпринимательских объединений (групп) как единого хозяйствующего субъекта.
Статья: Вступление в саморегулируемую организацию (СРО)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, созданные в определенных федеральными законами целях, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", далее - Закон о СРО).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, созданные в определенных федеральными законами целях, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", далее - Закон о СРО).
Статья: Налоговые риски договора простого товарищества
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 11)Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности, почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 11)Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности, почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - устойчивая форма интеграции, участники которой, оставаясь формально независимыми субъектами, осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность в интересах объединения в целом.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - устойчивая форма интеграции, участники которой, оставаясь формально независимыми субъектами, осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность в интересах объединения в целом.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Под саморегулированием, о котором говорится в комментируемой главе, понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ред. от 02.07.2021)). Осуществляется оно на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Под саморегулированием, о котором говорится в комментируемой главе, понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ред. от 02.07.2021)). Осуществляется оно на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Помимо того что требование явно излишнее, его формулировка к тому же содержит в себе внутреннее противоречие, что в практике корпоративного управления компаний приводит к неоднозначным ситуациям и неопределенности при решении вопроса о том, нужно ли тот или иной вопрос выносить на общее собрание. Это связано с тем, что Закон говорит об "ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций", в то время как на практике в ассоциации или иной НКО могут быть членами как коммерческие, так и некоммерческие организации, а иногда и граждане. Подлежит ли в этом случае вопрос об участии в таком объединении вынесению на ОСА? Имеет ли значение, какой процент участников объединения среди остальных являются коммерческими организациями? Имеют ли значение цели создания такого объединения (координация предпринимательской деятельности, защита общих интересов или сугубо общеполезные цели, например деятельность в сфере социальной ответственности)? Закон не дает ответа на эти вопросы, а отсутствие понимания "логики" установления этой императивной нормы не дает возможности найти ответ на вопрос путем его толкования.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Помимо того что требование явно излишнее, его формулировка к тому же содержит в себе внутреннее противоречие, что в практике корпоративного управления компаний приводит к неоднозначным ситуациям и неопределенности при решении вопроса о том, нужно ли тот или иной вопрос выносить на общее собрание. Это связано с тем, что Закон говорит об "ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций", в то время как на практике в ассоциации или иной НКО могут быть членами как коммерческие, так и некоммерческие организации, а иногда и граждане. Подлежит ли в этом случае вопрос об участии в таком объединении вынесению на ОСА? Имеет ли значение, какой процент участников объединения среди остальных являются коммерческими организациями? Имеют ли значение цели создания такого объединения (координация предпринимательской деятельности, защита общих интересов или сугубо общеполезные цели, например деятельность в сфере социальной ответственности)? Закон не дает ответа на эти вопросы, а отсутствие понимания "логики" установления этой императивной нормы не дает возможности найти ответ на вопрос путем его толкования.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 15)- к 1 декабря - по корректировке текущих параметров УСН, в частности поэтапному отказу от УСН в торговле, для начала - уменьшению порога доходов, после которого торговые фирмы и ИП на упрощенке должны платить НДС (сейчас это 60 млн руб.). Одно из предпринимательских объединений уже попросило Правительство РФ отложить введение этой меры <1>;
("Главная книга", 2025, N 15)- к 1 декабря - по корректировке текущих параметров УСН, в частности поэтапному отказу от УСН в торговле, для начала - уменьшению порога доходов, после которого торговые фирмы и ИП на упрощенке должны платить НДС (сейчас это 60 млн руб.). Одно из предпринимательских объединений уже попросило Правительство РФ отложить введение этой меры <1>;
Статья: Независимая оценка соблюдения обязательных требований как замена контрольных (надзорных) мероприятий
(Переседов А.М., Черкасов К.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Разработку и реализацию механизма оценки эффективности контрольной (надзорной) деятельности следует проводить с участием регуляторов, контрольных (надзорных) органов, научного сообщества, представителей деловых ассоциаций и иных общественных объединений. По нашему мнению, институтом, который бы смог консолидировать позицию всех вышеуказанных субъектов, могут выступить: 1) Общественный совет при Министерстве экономического развития Российской Федерации (как уполномоченный орган, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контрольной (надзорной) деятельности); 2) Правительственная комиссия по административной реформе или созданная при ней подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. Выбор указанных органов обусловлен двумя обстоятельствами: а) наличие в их составах представителей крупнейших и наиболее влиятельных общественных (в том числе предпринимательских) объединений; б) именно данные структуры курируют реформу контрольной (надзорной) деятельности.
(Переседов А.М., Черкасов К.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Разработку и реализацию механизма оценки эффективности контрольной (надзорной) деятельности следует проводить с участием регуляторов, контрольных (надзорных) органов, научного сообщества, представителей деловых ассоциаций и иных общественных объединений. По нашему мнению, институтом, который бы смог консолидировать позицию всех вышеуказанных субъектов, могут выступить: 1) Общественный совет при Министерстве экономического развития Российской Федерации (как уполномоченный орган, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контрольной (надзорной) деятельности); 2) Правительственная комиссия по административной реформе или созданная при ней подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. Выбор указанных органов обусловлен двумя обстоятельствами: а) наличие в их составах представителей крупнейших и наиболее влиятельных общественных (в том числе предпринимательских) объединений; б) именно данные структуры курируют реформу контрольной (надзорной) деятельности.