Предпринимательская деятельность профсоюзов
Подборка наиболее важных документов по запросу Предпринимательская деятельность профсоюзов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Создание (ликвидация) профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)"...Административный истец Межрегиональный профсоюз кинематографистов обратился в суд с административным иском к ГУ Министерства юстиции Российской Федерации... и просил суд признать незаконными решение административного ответчика об отказе в государственной регистрации профсоюза, обоснованное тем, что представленные на регистрацию документы противоречат законодательству, протоколы первичных профсоюзных организаций, не содержащие указания на объединение членов, работающих в одной организации, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя; представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям ст. 3 Федерального закона "О профессиональных союзах...", законом определены и не предполагающие каких-либо искажений понятия межрегионального профессионального союза и первичной профсоюзной организации. По мнению административного истца, отказ в регистрации является незаконным, так как государственная регистрация профсоюза осуществляется в уведомительном порядке, ответчик не вправе контролировать деятельность профсоюза. Представленные профсоюзом документы и их комплектность полностью соответствуют требования закона.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Административный истец Межрегиональный профсоюз кинематографистов обратился в суд с административным иском к ГУ Министерства юстиции Российской Федерации... и просил суд признать незаконными решение административного ответчика об отказе в государственной регистрации профсоюза, обоснованное тем, что представленные на регистрацию документы противоречат законодательству, протоколы первичных профсоюзных организаций, не содержащие указания на объединение членов, работающих в одной организации, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя; представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям ст. 3 Федерального закона "О профессиональных союзах...", законом определены и не предполагающие каких-либо искажений понятия межрегионального профессионального союза и первичной профсоюзной организации. По мнению административного истца, отказ в регистрации является незаконным, так как государственная регистрация профсоюза осуществляется в уведомительном порядке, ответчик не вправе контролировать деятельность профсоюза. Представленные профсоюзом документы и их комплектность полностью соответствуют требования закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность профсоюзной организации
(Кондратьева З.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В Законе о профсоюзах основания и объем правоспособности, в том числе и ответственности профсоюзных организаций (юридических и неюридических лиц), никак не дифференцируются. Согласно ст. 31 Закона о профсоюзах ответственность профсоюзных организаций наступает в случае невыполнения ими своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной. Ответственность несут профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы. Указанная ответственность установлена применительно к специальным целям и задачам профсоюзной организации - представлять и защищать социально-трудовые права и интересы своих членов. Однако фактическая деятельность профсоюзной организации значительно шире, и как юридическое лицо, и как участник предпринимательской деятельности профсоюзная организация может быть привлечена к различным видам юридической ответственности.
(Кондратьева З.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В Законе о профсоюзах основания и объем правоспособности, в том числе и ответственности профсоюзных организаций (юридических и неюридических лиц), никак не дифференцируются. Согласно ст. 31 Закона о профсоюзах ответственность профсоюзных организаций наступает в случае невыполнения ими своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной. Ответственность несут профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы. Указанная ответственность установлена применительно к специальным целям и задачам профсоюзной организации - представлять и защищать социально-трудовые права и интересы своих членов. Однако фактическая деятельность профсоюзной организации значительно шире, и как юридическое лицо, и как участник предпринимательской деятельности профсоюзная организация может быть привлечена к различным видам юридической ответственности.
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзПрофсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, работодатель обязан предоставить после окончания срока их полномочий прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника в другой организации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (ч. 1 ст. 375 ТК РФ). Следует учитывать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации (ч. 3 ст. 375 ТК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.
(ред. от 29.09.2025)Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)12 декабря 2023 г. в Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", который предусматривает такие не применявшиеся до сих пор в отечественной правоприменительной практике новации, как формирование индивидуального плана занятости для безработного, содействие началу предпринимательской деятельности безработными гражданами и другие <1>. Принятие этого нормативного акта также завершило многолетнюю, инициировавшуюся российскими профсоюзами дискуссию о необходимости возвращения социально-страховых принципов в государственную политику содействия занятости. Именно отсутствие в отечественной системе социального страхования такого его классического вида, как страхование безработицы, способствует размыванию института классического найма, маргинализации трудовых отношений и увеличивает долю низкоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест в экономике. Эти факторы, в свою очередь, создают риск дальнейшего снижения коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка, а также размеров других социально-страховых выплат - пособий по потере кормильца, на случай временной нетрудоспособности и т.д., увеличивая социальные обязательства государственного бюджета и провоцируя рост количества бедных.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)12 декабря 2023 г. в Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", который предусматривает такие не применявшиеся до сих пор в отечественной правоприменительной практике новации, как формирование индивидуального плана занятости для безработного, содействие началу предпринимательской деятельности безработными гражданами и другие <1>. Принятие этого нормативного акта также завершило многолетнюю, инициировавшуюся российскими профсоюзами дискуссию о необходимости возвращения социально-страховых принципов в государственную политику содействия занятости. Именно отсутствие в отечественной системе социального страхования такого его классического вида, как страхование безработицы, способствует размыванию института классического найма, маргинализации трудовых отношений и увеличивает долю низкоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест в экономике. Эти факторы, в свою очередь, создают риск дальнейшего снижения коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка, а также размеров других социально-страховых выплат - пособий по потере кормильца, на случай временной нетрудоспособности и т.д., увеличивая социальные обязательства государственного бюджета и провоцируя рост количества бедных.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Статья: Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)С точки зрения теории реальности само понятие организационно-правовой формы либо становится излишним, либо распадается на бесчисленное количество вариантов, свободно создаваемых по усмотрению экономических субъектов. В результате в обороте будут действовать не только чистокровные "волшебники" и "маглы" в виде классических организационно-правовых форм (товариществ, акционерных обществ и т.д.), но и многочисленные переходные формы, юридические лица - "полукровки" <29>. Вполне можно обосновать, что запрет на создание таких переходных форм и "юридических лиц - полукровок" противоречит идее свободы и будет являться такой же дискриминацией, каковой является дискриминация граждан по признаку расы, национальности или половой принадлежности. Так, Конституция Российской Федерации в п. 1 ст. 30 провозглашает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Данное конституционное положение в совокупности с правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции) вполне может трактоваться как неотъемлемое и непосредственно действующее (ст. 18 Конституции) конституционное право создавать любые юридические лица, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом.
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)С точки зрения теории реальности само понятие организационно-правовой формы либо становится излишним, либо распадается на бесчисленное количество вариантов, свободно создаваемых по усмотрению экономических субъектов. В результате в обороте будут действовать не только чистокровные "волшебники" и "маглы" в виде классических организационно-правовых форм (товариществ, акционерных обществ и т.д.), но и многочисленные переходные формы, юридические лица - "полукровки" <29>. Вполне можно обосновать, что запрет на создание таких переходных форм и "юридических лиц - полукровок" противоречит идее свободы и будет являться такой же дискриминацией, каковой является дискриминация граждан по признаку расы, национальности или половой принадлежности. Так, Конституция Российской Федерации в п. 1 ст. 30 провозглашает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Данное конституционное положение в совокупности с правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции) вполне может трактоваться как неотъемлемое и непосредственно действующее (ст. 18 Конституции) конституционное право создавать любые юридические лица, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом.
Статья: Акты социального партнерства и их роль в реализации работниками своих прав на заработную плату
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)С такой проблемой столкнулся крупный работодатель г. Екатеринбурга (ЕМУП), который объединяет в себя все трамваи, троллейбусы, весь автобусный парк. Тарифы, из которых рассчитывалась заработная плата водителей, работодатель брал из регионального соглашения о заработной плате, которое действует на территории Свердловской области, и в то же время много лет работодатель был участником федерального отраслевого соглашения. После того как на это обратил внимание профсоюз и стал требовать оплаты труда водителей, исходя из условий федерального соглашения, ЕМУП пришло к выводу, что у него нет финансовой возможности платить, это исключительно нерентабельно. Более того, требование профсоюзов оплаты труда в повышенном размере на основании федерального соглашения было и за предыдущие годы. В Свердловском областном суде была целая серия подобных дел. Ответчик начал с арбитражного суда г. Москвы, пытаясь в порядке административного судопроизводства обжаловать отраслевое соглашение в части, затрагивающей его права в сфере предпринимательской деятельности, по причине отсутствия реальных (финансовых) возможностей для исполнения условий отраслевого соглашения. Арбитражный суд указал на то, что это акт социального партнерства, не имеющий отношения к сфере экономики и предпринимательской деятельности, и передал его в общую юрисдикцию.
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)С такой проблемой столкнулся крупный работодатель г. Екатеринбурга (ЕМУП), который объединяет в себя все трамваи, троллейбусы, весь автобусный парк. Тарифы, из которых рассчитывалась заработная плата водителей, работодатель брал из регионального соглашения о заработной плате, которое действует на территории Свердловской области, и в то же время много лет работодатель был участником федерального отраслевого соглашения. После того как на это обратил внимание профсоюз и стал требовать оплаты труда водителей, исходя из условий федерального соглашения, ЕМУП пришло к выводу, что у него нет финансовой возможности платить, это исключительно нерентабельно. Более того, требование профсоюзов оплаты труда в повышенном размере на основании федерального соглашения было и за предыдущие годы. В Свердловском областном суде была целая серия подобных дел. Ответчик начал с арбитражного суда г. Москвы, пытаясь в порядке административного судопроизводства обжаловать отраслевое соглашение в части, затрагивающей его права в сфере предпринимательской деятельности, по причине отсутствия реальных (финансовых) возможностей для исполнения условий отраслевого соглашения. Арбитражный суд указал на то, что это акт социального партнерства, не имеющий отношения к сфере экономики и предпринимательской деятельности, и передал его в общую юрисдикцию.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
Вопрос: Правомерно ли установление организацией, расположенной в РКС, выплаты в виде единой фиксированной суммы оплаты проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работниками, которая корректируется после окончания отпуска при предъявлении подтверждающих расходы документов?
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ признано не противоречащим Конституции РФ. Суд указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ признано не противоречащим Конституции РФ. Суд указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)7. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом (п. 3 ст. 123.11 ГК РФ). Например, если это саморегулируемая организация, основанная на обязательном членстве, то выход или исключение из членов этой организации означает прекращение возможности осуществлять соответствующую предпринимательскую или профессиональную деятельность.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)7. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом (п. 3 ст. 123.11 ГК РФ). Например, если это саморегулируемая организация, основанная на обязательном членстве, то выход или исключение из членов этой организации означает прекращение возможности осуществлять соответствующую предпринимательскую или профессиональную деятельность.
Статья: Практика социального партнерства: современное состояние и перспективы совершенствования
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст. 2) определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В ст. 3 данный Закон, устанавливая дефиниции понятий "общероссийский профсоюз", "межрегиональный профсоюз", признает таковыми объединение не просто граждан, но работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. При этом дается расширительная трактовка понятия "работник" (физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования).
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ст. 2) определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В ст. 3 данный Закон, устанавливая дефиниции понятий "общероссийский профсоюз", "межрегиональный профсоюз", признает таковыми объединение не просто граждан, но работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. При этом дается расширительная трактовка понятия "работник" (физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования).
Статья: Коллективный договор как организационно-правовой документ
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Во-первых, это вопросы организации работы выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, положениями коллективного договора определяются условия освобождения от работы членов выборных коллегиальных органов профсоюзной организации, не освобожденных от основной работы, для их участия в качестве делегатов в работе созываемых профсоюзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов, на время краткосрочной профсоюзной учебы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях (ст. 374 ТК РФ). Коллективным договором может предусматриваться наделение освобожденных профсоюзных работников такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, какие имеют остальные работники организации, индивидуального предпринимателя (ч. 3 ст. 375 ТК РФ), устанавливаться улучшающие условия для обеспечения деятельности профсоюзных органов (ч. 2 ст. 377 ТК РФ). Также возможно установление обязанности работодателя предоставить в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей (ч. 3 ст. 377 ТК РФ).
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Во-первых, это вопросы организации работы выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, положениями коллективного договора определяются условия освобождения от работы членов выборных коллегиальных органов профсоюзной организации, не освобожденных от основной работы, для их участия в качестве делегатов в работе созываемых профсоюзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов, на время краткосрочной профсоюзной учебы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях (ст. 374 ТК РФ). Коллективным договором может предусматриваться наделение освобожденных профсоюзных работников такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, какие имеют остальные работники организации, индивидуального предпринимателя (ч. 3 ст. 375 ТК РФ), устанавливаться улучшающие условия для обеспечения деятельности профсоюзных органов (ч. 2 ст. 377 ТК РФ). Также возможно установление обязанности работодателя предоставить в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей (ч. 3 ст. 377 ТК РФ).
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)5) занятие оплачиваемой выборной должности в органе профсоюза;
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)5) занятие оплачиваемой выборной должности в органе профсоюза;