Предпенсионный возраст для женщин
Подборка наиболее важных документов по запросу Предпенсионный возраст для женщин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минтруда России, предпенсионный возраст начинается за пять лет до нового пенсионного возраста (с учетом переходного периода). В таблице, приведенной в Письме от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349, указан возраст, когда мужчины и женщины начинают относиться к категории граждан предпенсионного возраста, и годы их рождения для расчетов в 2019 - 2028 гг. В 2025 г. общеустановленный возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, для женщин составляет 60 лет, для мужчин - 65 лет. Следовательно, предпенсионерами в 2025 г. являются женщины, родившиеся в 1966 (кроме тех, кому назначена пенсия по старости), а также в 1967, 1968, 1969 и 1970 гг., мужчины - в 1961 (кроме тех, кому назначена пенсия по старости), а также в 1962, 1963, 1964 и 1965 гг.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минтруда России, предпенсионный возраст начинается за пять лет до нового пенсионного возраста (с учетом переходного периода). В таблице, приведенной в Письме от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349, указан возраст, когда мужчины и женщины начинают относиться к категории граждан предпенсионного возраста, и годы их рождения для расчетов в 2019 - 2028 гг. В 2025 г. общеустановленный возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, для женщин составляет 60 лет, для мужчин - 65 лет. Следовательно, предпенсионерами в 2025 г. являются женщины, родившиеся в 1966 (кроме тех, кому назначена пенсия по старости), а также в 1967, 1968, 1969 и 1970 гг., мужчины - в 1961 (кроме тех, кому назначена пенсия по старости), а также в 1962, 1963, 1964 и 1965 гг.
Готовое решение: Какие возможны последствия для работодателя при необоснованном отказе в приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)уголовная ответственность. Она может наступить, если отказать в заключении трудового договора соискателю только из-за того, что он достиг предпенсионного возраста, или женщина беременна, или у женщины есть дети в возрасте до трех лет. Отвечать за это нарушение будет только виновное должностное лицо (ст. ст. 144.1, 145 УК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46);
(КонсультантПлюс, 2025)уголовная ответственность. Она может наступить, если отказать в заключении трудового договора соискателю только из-за того, что он достиг предпенсионного возраста, или женщина беременна, или у женщины есть дети в возрасте до трех лет. Отвечать за это нарушение будет только виновное должностное лицо (ст. ст. 144.1, 145 УК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46);
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)Статья 1148. Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя
(ред. от 08.08.2024)Статья 1148. Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя
Статья: Нетрудоспособность гражданина как основание возникновения права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
Статья: Дискриминационные мотивы и их установление в субъективной стороне необоснованных отказа лицу в приеме на работу или увольнения работника (ст. 144.1 и 145 УК РФ)
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)1. Немногочисленная судебная практика привлечения работодателей к уголовной ответственности по ст. 145 УК РФ, а применительно к ст. 144.1 - ее фактическое отсутствие при весьма широком реальном распространении необоснованных отказов в приеме на работу или необоснованных увольнений предпенсионеров, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, не свидетельствует об избыточной криминализации этих преступлений. Напротив, их общественная опасность и социальные последствия для потерпевших представляют угрозу основам социальной политики государства, а редкое их применение связано в целом с характерной для России латентностью правонарушений в трудовой сфере и со сложностями в процессе доказывания дискриминационных мотивов.
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)1. Немногочисленная судебная практика привлечения работодателей к уголовной ответственности по ст. 145 УК РФ, а применительно к ст. 144.1 - ее фактическое отсутствие при весьма широком реальном распространении необоснованных отказов в приеме на работу или необоснованных увольнений предпенсионеров, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, не свидетельствует об избыточной криминализации этих преступлений. Напротив, их общественная опасность и социальные последствия для потерпевших представляют угрозу основам социальной политики государства, а редкое их применение связано в целом с характерной для России латентностью правонарушений в трудовой сфере и со сложностями в процессе доказывания дискриминационных мотивов.
Готовое решение: К каким видам ответственности может быть привлечен работодатель за нарушение трудового законодательства и прав работника как стороны трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)за необоснованный отказ в приеме на работу и необоснованное увольнение лица предпенсионного возраста, а также, например, беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет - по ст. ст. 144.1, 145 УК РФ соответственно. Такая ответственность может наступить, если работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным с достижением лицом предпенсионного возраста, беременностью женщины или наличием у женщины детей в возрасте до трех лет. Также есть риск привлечения к такой ответственности, если указанные работники уволятся по своей инициативе, но будет доказано, что работодатель, руководствуясь упомянутым дискриминационным мотивом, вынудил их уволиться (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46);
(КонсультантПлюс, 2025)за необоснованный отказ в приеме на работу и необоснованное увольнение лица предпенсионного возраста, а также, например, беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет - по ст. ст. 144.1, 145 УК РФ соответственно. Такая ответственность может наступить, если работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным с достижением лицом предпенсионного возраста, беременностью женщины или наличием у женщины детей в возрасте до трех лет. Также есть риск привлечения к такой ответственности, если указанные работники уволятся по своей инициативе, но будет доказано, что работодатель, руководствуясь упомянутым дискриминационным мотивом, вынудил их уволиться (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46);
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- надзор за соблюдением трудовых прав социально незащищенных категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц), работников стратегических, системо- и градообразующих предприятий, организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности), производящих и реализующих социально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства (п. 1.2 Приказа);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- надзор за соблюдением трудовых прав социально незащищенных категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц), работников стратегических, системо- и градообразующих предприятий, организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности), производящих и реализующих социально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства (п. 1.2 Приказа);