Предостережение гражданину
Подборка наиболее важных документов по запросу Предостережение гражданину (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предостережение прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...предостережение [прокурора - ред.] о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.
(КонсультантПлюс, 2025)...предостережение [прокурора - ред.] о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предостережение органа жилнадзора (ГЖИ)
(КонсультантПлюс, 2025)"...ТСН... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением к... [Госжилинспекции - ред.] об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ТСН... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением к... [Госжилинспекции - ред.] об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Информация о негативных последствиях неформальной занятости размещается на официальных сайтах ФНС России, Минтруда России, Роструда, органов прокуратуры, на платформе "Работа в России" др. В доступной форме гражданам разъясняются последствия незаключения трудового договора, называются риски неполучения кредитов в банке, неполучения налогового вычета при приобретении недвижимого имущества, получения платного образования и медицинских услуг; отказ в обеспечении отдельными видами пособий. Заполнение анонимной анкеты (опроса) для граждан "Неформальная занятость" и возможность обращения на электронную почту доверия, на горячую линию по телефону, предусмотрены на официальных сайтах администраций органов местного самоуправления <5>. Такие своеобразные предостережения гражданам не способствовать развитию неформальной занятости направлены также на выявление работодателей, использующих неформальные трудовые отношения.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Информация о негативных последствиях неформальной занятости размещается на официальных сайтах ФНС России, Минтруда России, Роструда, органов прокуратуры, на платформе "Работа в России" др. В доступной форме гражданам разъясняются последствия незаключения трудового договора, называются риски неполучения кредитов в банке, неполучения налогового вычета при приобретении недвижимого имущества, получения платного образования и медицинских услуг; отказ в обеспечении отдельными видами пособий. Заполнение анонимной анкеты (опроса) для граждан "Неформальная занятость" и возможность обращения на электронную почту доверия, на горячую линию по телефону, предусмотрены на официальных сайтах администраций органов местного самоуправления <5>. Такие своеобразные предостережения гражданам не способствовать развитию неформальной занятости направлены также на выявление работодателей, использующих неформальные трудовые отношения.
Статья: Требования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1013
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
(вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций")47. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента.
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
(вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций")47. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента.
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны"
(вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны")48. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента.
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны"
(вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны")48. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента.
Готовое решение: Что делать в случае получения предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона
(КонсультантПлюс, 2025)Как показывает практика, один из наиболее распространенных случаев, когда выносится предостережение, - это его объявление поставщикам электроэнергии, газа, воды в случае направления ими своим покупателям уведомления о введении ограничения подачи (поставки) в связи с наличием задолженности. Предостережение выносится, если такое ограничение может привести к нарушению прав граждан, добросовестно исполняющих обязанность по оплате коммунальных услуг (Апелляционное определение Московского областного суда от 19.02.2018 по делу N 33а-5626/2018, Апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 29.05.2019 N 33а-10254/2019 по делу N 2а-3723/2019, от 03.08.2015 N 33-11537/2015 по делу N 2-1977/2015).
(КонсультантПлюс, 2025)Как показывает практика, один из наиболее распространенных случаев, когда выносится предостережение, - это его объявление поставщикам электроэнергии, газа, воды в случае направления ими своим покупателям уведомления о введении ограничения подачи (поставки) в связи с наличием задолженности. Предостережение выносится, если такое ограничение может привести к нарушению прав граждан, добросовестно исполняющих обязанность по оплате коммунальных услуг (Апелляционное определение Московского областного суда от 19.02.2018 по делу N 33а-5626/2018, Апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 29.05.2019 N 33а-10254/2019 по делу N 2а-3723/2019, от 03.08.2015 N 33-11537/2015 по делу N 2-1977/2015).
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В частности, это полномочия по внесению руководителям и ДЛ организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлению физическому лицу официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения <95>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В частности, это полномочия по внесению руководителям и ДЛ организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлению физическому лицу официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения <95>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий осуществляют взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Например, взаимодействие предусматривается при проведении консультирования, объявлении предостережения.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий осуществляют взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Например, взаимодействие предусматривается при проведении консультирования, объявлении предостережения.
Статья: Конституционная категория достоинства личности во взаимоотношениях нравственных основ биоэтики и медицины
(Крылатова И.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Указанный декларативный принцип позиционируется как международный универсальный стандарт защиты права на достоинство и заключается в том, что признание и вера в равное достоинство, присущие всем членам человеческого сообщества, являются основой свободы, справедливости и всех неотъемлемых прав личности, выступают в качестве необходимой предпосылки и основы всех других прав и свобод человека и гражданина, условия их существования и соблюдения <7>. Особое предостережение Конвенции Овьедо <8> о недопустимости действий, "которые бы поставили под угрозу человеческое достоинство", неизменно транслируется учеными при изучении границ и пределов инновационных технологий. Таким образом, необходимо не только его гарантирование, но и переосмысление (особенно в рамках оказания медицинской помощи), при котором уважение человека и его достоинства должно сводиться не только к необходимости уважать его как индивидуума, но и к принадлежности его к человеческому роду во всех проявлениях и формах <9>.
(Крылатова И.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Указанный декларативный принцип позиционируется как международный универсальный стандарт защиты права на достоинство и заключается в том, что признание и вера в равное достоинство, присущие всем членам человеческого сообщества, являются основой свободы, справедливости и всех неотъемлемых прав личности, выступают в качестве необходимой предпосылки и основы всех других прав и свобод человека и гражданина, условия их существования и соблюдения <7>. Особое предостережение Конвенции Овьедо <8> о недопустимости действий, "которые бы поставили под угрозу человеческое достоинство", неизменно транслируется учеными при изучении границ и пределов инновационных технологий. Таким образом, необходимо не только его гарантирование, но и переосмысление (особенно в рамках оказания медицинской помощи), при котором уважение человека и его достоинства должно сводиться не только к необходимости уважать его как индивидуума, но и к принадлежности его к человеческому роду во всех проявлениях и формах <9>.
Статья: К вопросу о повышении эффективности профилактического воздействия выносимого полицией официального предостережения
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Стоит отметить, что данный правовой институт имеет свою историю. В период существования советского государства и права официальное предостережение как механизм превентивного воздействия на отдельных категорий граждан был весьма востребован. Он использовался в качестве одного из инструментов борьбы с такими негативными социальными явлениями того времени, как бродяжничество, попрошайничество, тунеядство и др.
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Стоит отметить, что данный правовой институт имеет свою историю. В период существования советского государства и права официальное предостережение как механизм превентивного воздействия на отдельных категорий граждан был весьма востребован. Он использовался в качестве одного из инструментов борьбы с такими негативными социальными явлениями того времени, как бродяжничество, попрошайничество, тунеядство и др.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение 30 дней гражданин вправе подать в отношении него возражение. Если по результатам его рассмотрения уполномоченный орган согласен с возражением, предостережение может быть аннулировано;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение 30 дней гражданин вправе подать в отношении него возражение. Если по результатам его рассмотрения уполномоченный орган согласен с возражением, предостережение может быть аннулировано;
Статья: Правовые нюансы применения института официального предостережения в отношении несовершеннолетних
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Предостережение вручается под подпись. В случае отказа гражданина от подписания предостережения его текст зачитывается сотрудником полиции вслух и об этом на двух экземплярах документа делается соответствующая запись. При невозможности вручения предостережения оно направляется в семидневный срок со дня его подписания заказным почтовым отправлением по месту жительства либо пребывания гражданина с уведомлением о вручении.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Предостережение вручается под подпись. В случае отказа гражданина от подписания предостережения его текст зачитывается сотрудником полиции вслух и об этом на двух экземплярах документа делается соответствующая запись. При невозможности вручения предостережения оно направляется в семидневный срок со дня его подписания заказным почтовым отправлением по месту жительства либо пребывания гражданина с уведомлением о вручении.
Статья: О некоторых аспектах объявления сотрудниками полиции официального предостережения
(Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В настоящей статье отмечается, что гражданин, которому объявляется официальное предостережение, является гражданином Российской Федерации и иностранного государства либо лицом без гражданства, который, обладая определенной правоспособностью и приобретенной в результате жизнедеятельности в гражданском обществе дееспособностью, выступает в качестве субъекта правоотношений. Так, к указанной категории граждан следует отнести тех, к которым применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, чьи действия создавали условия совершения правонарушений и продолжали антиобщественное поведение.
(Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В настоящей статье отмечается, что гражданин, которому объявляется официальное предостережение, является гражданином Российской Федерации и иностранного государства либо лицом без гражданства, который, обладая определенной правоспособностью и приобретенной в результате жизнедеятельности в гражданском обществе дееспособностью, выступает в качестве субъекта правоотношений. Так, к указанной категории граждан следует отнести тех, к которым применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, чьи действия создавали условия совершения правонарушений и продолжали антиобщественное поведение.
Статья: О правовой регламентации некоторых мер административного пресечения, применяемых правоохранительными органами: новации административного права
(Кайнов В.И., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 6)Заслуживающим внимания обстоятельством служит факт наделения сотрудников полиции полномочием по объявлению гражданам предостережения (Федеральный закон "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О полиции" от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ). На основании закона сотрудник полиции вправе объявить физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разбирательство по которым отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Смысл таких поправок заключается в том, что предостережение объявляется при отсутствии оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
(Кайнов В.И., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 6)Заслуживающим внимания обстоятельством служит факт наделения сотрудников полиции полномочием по объявлению гражданам предостережения (Федеральный закон "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О полиции" от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ). На основании закона сотрудник полиции вправе объявить физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разбирательство по которым отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Смысл таких поправок заключается в том, что предостережение объявляется при отсутствии оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Статья: К вопросу о невыполнении гражданами законных требований и распоряжений сотрудника полиции
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Отдельно стоит обратить внимание на неисполнение объявленного гражданину сотрудником полиции официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Смысл применения предостережения заключается в предупреждении возникновения определенных рисков, где уполномоченные органы имеют возможность (и должны) воздействовать на граждан своевременно и косвенно, за счет безусловного исполнения требований предостережения. В случае неисполнения лицом, которому сотрудником полиции объявлено официальное предостережение, предписаний, указанных в нем, отступление от требований закона следует квалифицировать как отказ исполнить законные требования сотрудника полиции. Однако квалификация указанных действий по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, на наш взгляд, невозможна, поскольку ключевым моментом ее применения является выполнение сотрудником полиции обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, однако само объявление предостережения не сопряжено с выполнением полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В этой связи считаем необходимым установить норму, предусматривающую ответственность за отказ от выполнения вынесенного официального предостережения. Предлагаем дополнить ст. 19.3 КоАП РФ ч. 1.2, объективную сторону которой составит неисполнение требования уполномоченного должностного лица, изложенного в официальном предостережении (предостережении). Так, ч. 1.2 ст. 19.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: "Неисполнение требования уполномоченного должностного лица, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, а равно неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, уполномоченного объявлять официальное предостережение (предостережение), - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов".
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Отдельно стоит обратить внимание на неисполнение объявленного гражданину сотрудником полиции официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Смысл применения предостережения заключается в предупреждении возникновения определенных рисков, где уполномоченные органы имеют возможность (и должны) воздействовать на граждан своевременно и косвенно, за счет безусловного исполнения требований предостережения. В случае неисполнения лицом, которому сотрудником полиции объявлено официальное предостережение, предписаний, указанных в нем, отступление от требований закона следует квалифицировать как отказ исполнить законные требования сотрудника полиции. Однако квалификация указанных действий по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, на наш взгляд, невозможна, поскольку ключевым моментом ее применения является выполнение сотрудником полиции обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, однако само объявление предостережения не сопряжено с выполнением полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В этой связи считаем необходимым установить норму, предусматривающую ответственность за отказ от выполнения вынесенного официального предостережения. Предлагаем дополнить ст. 19.3 КоАП РФ ч. 1.2, объективную сторону которой составит неисполнение требования уполномоченного должностного лица, изложенного в официальном предостережении (предостережении). Так, ч. 1.2 ст. 19.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: "Неисполнение требования уполномоченного должностного лица, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, а равно неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, уполномоченного объявлять официальное предостережение (предостережение), - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов".