Предоставление земельного участка по договору развития застроенной территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка по договору развития застроенной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.5 "Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно" ЗК РФ"Из содержания статей 39.5, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что земельные участки могут быть предоставлены лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, только после выполнения всех условий договора."
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 N 04АП-379/2024 по делу N А19-20555/2023
Требование: О признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельных участков, об обязании устранить допущенные нарушения прав путем предоставления в аренду земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом, такие действия заявителя как расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, производство выкупа жилых помещений в аварийных домах, осуществление сноса зданий, строений и сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках о безусловной обязанности администрации предоставить земельные участки по договору о развитии застроенной территории не свидетельствуют, поскольку обязательства по договору заявителем исполнены не в полном объеме.
Требование: О признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельных участков, об обязании устранить допущенные нарушения прав путем предоставления в аренду земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом, такие действия заявителя как расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, производство выкупа жилых помещений в аварийных домах, осуществление сноса зданий, строений и сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках о безусловной обязанности администрации предоставить земельные участки по договору о развитии застроенной территории не свидетельствуют, поскольку обязательства по договору заявителем исполнены не в полном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние юридической невозможности исполнения обязательства на реализацию инвестиционно-строительных проектов, осуществляемых совместно с публично-правовыми образованиями
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)Так или иначе, необходимо признать, что, несмотря на недостатки Определения ВС РФ, последнему удалось не только принять справедливое решение, но и сформулировать вывод, важный для разрешения подобных споров: в случае заключения договора о развитии застроенной территории риск юридической невозможности исполнения обязанности по осуществлению строительства на предоставленном земельном участке лежит на публично-правовом образовании в лице органа власти, в компетенцию которого входит принятие решение о развитии застроенной территории и который должен был на основании документов градостроительного планирования и зонирования убедиться в возможности осуществлять строительство; его контрагент, не являющийся публично-правовым образованием, принявший участие в аукционе, даже имевший возможность выяснить, допускается строительство на соответствующей территории или нет, но полагавшийся на действия органа публичной власти, является добросовестным.
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)Так или иначе, необходимо признать, что, несмотря на недостатки Определения ВС РФ, последнему удалось не только принять справедливое решение, но и сформулировать вывод, важный для разрешения подобных споров: в случае заключения договора о развитии застроенной территории риск юридической невозможности исполнения обязанности по осуществлению строительства на предоставленном земельном участке лежит на публично-правовом образовании в лице органа власти, в компетенцию которого входит принятие решение о развитии застроенной территории и который должен был на основании документов градостроительного планирования и зонирования убедиться в возможности осуществлять строительство; его контрагент, не являющийся публично-правовым образованием, принявший участие в аукционе, даже имевший возможность выяснить, допускается строительство на соответствующей территории или нет, но полагавшийся на действия органа публичной власти, является добросовестным.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Инвестор - сторона договора о комплексном развитии - приобретает в отношении территории права, характеризующиеся гражданско-правовой природой; в частности, вправе осуществлять подготовку проекта планировки, включая проект межевания территории, получение из состава территории земельных участков для строительства и др. Такие права не являются вещными правами, соответственно, в отношении территории нельзя использовать вещно-правовые способы защиты. Поскольку регулирование договора о развитии застроенной территории подчиняется специальным нормам ГрК РФ, защиту прав по договору следует осуществлять согласно положениям данного Кодекса, что не исключает возможности применения ГК РФ в части, не урегулированной ГрК РФ. Вместе с тем вопрос о содержании прав инвестора в отношении территории нуждается в более четкой регламентации. Очевидно, например, что инвестору принадлежит право пользования входящими в состав территории землями и земельными участками в части проведения подготовительных, проектных и иных работ. Однако ГрК РФ такие полномочия инвестора - сторону договора - четко не определяет, что является правовым пробелом, который нуждается в восполнении.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Инвестор - сторона договора о комплексном развитии - приобретает в отношении территории права, характеризующиеся гражданско-правовой природой; в частности, вправе осуществлять подготовку проекта планировки, включая проект межевания территории, получение из состава территории земельных участков для строительства и др. Такие права не являются вещными правами, соответственно, в отношении территории нельзя использовать вещно-правовые способы защиты. Поскольку регулирование договора о развитии застроенной территории подчиняется специальным нормам ГрК РФ, защиту прав по договору следует осуществлять согласно положениям данного Кодекса, что не исключает возможности применения ГК РФ в части, не урегулированной ГрК РФ. Вместе с тем вопрос о содержании прав инвестора в отношении территории нуждается в более четкой регламентации. Очевидно, например, что инвестору принадлежит право пользования входящими в состав территории землями и земельными участками в части проведения подготовительных, проектных и иных работ. Однако ГрК РФ такие полномочия инвестора - сторону договора - четко не определяет, что является правовым пробелом, который нуждается в восполнении.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)29. Обязанности по внесению платы при заключении договора о развитии застроенной территории корреспондирует обязанность по предоставлению земельного участка и обеспечению возможности осуществления строительства. При невозможности осуществления строительства по обстоятельствам, за которые отвечает публично-правовое образование, такая плата подлежит возврату застройщику.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)29. Обязанности по внесению платы при заключении договора о развитии застроенной территории корреспондирует обязанность по предоставлению земельного участка и обеспечению возможности осуществления строительства. При невозможности осуществления строительства по обстоятельствам, за которые отвечает публично-правовое образование, такая плата подлежит возврату застройщику.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Между обществом и администрацией города заключен договор о развитии застроенной территории в городе сроком на десять лет. В целях реализации обязательств по указанному договору обществу предоставлены девять земельных участков, образованных в границах застроенной территории, подлежащей развитию, в том числе земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Между обществом и администрацией города заключен договор о развитии застроенной территории в городе сроком на десять лет. В целях реализации обязательств по указанному договору обществу предоставлены девять земельных участков, образованных в границах застроенной территории, подлежащей развитию, в том числе земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Официальный сайт для размещения информации о проведении большинства торгов - https://torgi.gov.ru. В частности, здесь содержится информация о проведении: аукционов по продаже земельных участков, лесных насаждений, приватизируемого государственного или муниципального имущества; аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, договоров водопользования, охотхозяйственных соглашений, договора о создании искусственного земельного участка; конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве и др.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Официальный сайт для размещения информации о проведении большинства торгов - https://torgi.gov.ru. В частности, здесь содержится информация о проведении: аукционов по продаже земельных участков, лесных насаждений, приватизируемого государственного или муниципального имущества; аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, договоров водопользования, охотхозяйственных соглашений, договора о создании искусственного земельного участка; конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве и др.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)При этом решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно полезных целей. В частности, заключение договора о развитии застроенной территории не является достаточным основанием для такого изъятия у частных собственников земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (нежилых помещений), в том числе путем их выкупа за счет средств компании-застройщика (предполагающей затем осуществить на этих участках строительство собственных аналогичных объектов), т.е. в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества <562>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)При этом решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно полезных целей. В частности, заключение договора о развитии застроенной территории не является достаточным основанием для такого изъятия у частных собственников земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (нежилых помещений), в том числе путем их выкупа за счет средств компании-застройщика (предполагающей затем осуществить на этих участках строительство собственных аналогичных объектов), т.е. в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества <562>.
Статья: Договор о создании искусственного земельного участка: правовая природа и квалифицирующие признаки
(Козлова Е.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 5)В частности, предлагается расценивать такой договор как смешение договора простого товарищества и договора о развитии застроенной территории <18>. Высказывается точка зрения, что одним из договоров, смешение которых происходит в договоре о создании искусственного земельного участка, могут быть "механизмы концессий", а обозначение смешанного договора в данном случае обусловлено свободой договора, а также "множеством обязательственных отношений, которые могут возникать при создании искусственного земельного участка в сферах подряда, поставки, аренды, залога, обеспечения инвестирования и проч." <19>.
(Козлова Е.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 5)В частности, предлагается расценивать такой договор как смешение договора простого товарищества и договора о развитии застроенной территории <18>. Высказывается точка зрения, что одним из договоров, смешение которых происходит в договоре о создании искусственного земельного участка, могут быть "механизмы концессий", а обозначение смешанного договора в данном случае обусловлено свободой договора, а также "множеством обязательственных отношений, которые могут возникать при создании искусственного земельного участка в сферах подряда, поставки, аренды, залога, обеспечения инвестирования и проч." <19>.
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Заключается ли в настоящее время договор о развитии застроенной территории
(КонсультантПлюс, 2025)Заключается ли в настоящее время договор о развитии застроенной территории
Статья: Требования, предъявляемые к застройщику - коммерческой организации в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", действующим в редакции ФЗ N 343-ФЗ от 02.07.2021
(ПАО "Группа Компаний ПИК")8) возмещение затрат в связи с заключением в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договора о развитии застроенной территории и исполнением обязательств застройщика по этому договору, если строительство (создание) указанных в пункте 2 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщику на основании этого договора и находящихся в границах такой застроенной территории, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона.
(ПАО "Группа Компаний ПИК")8) возмещение затрат в связи с заключением в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договора о развитии застроенной территории и исполнением обязательств застройщика по этому договору, если строительство (создание) указанных в пункте 2 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщику на основании этого договора и находящихся в границах такой застроенной территории, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона.
Вопрос: Может ли быть отказано в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по итогам рассмотрения заявления?
("Официальный сайт Минвостокразвития России", 2021)Ответ: Да, такие основания предусмотрены законом. Так, может быть отказано в случаях, если: - испрашиваемый участок уже предоставлен на правах владения или пользования иным лицам; - находится в собственности гражданина или юридического лица; - на участке находятся здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам, либо находятся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда на участке размещены сооружения, размещение которых допускается на условиях сервитута или п. 3 ст. ст. 39 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации (водопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции, нефтепроводы, геодезические и межевые знаки, линии связи, проезды, пожарные водоемы); - участок зарезервирован или изъят для государственных или муниципальных нужд, изъят из оборота или ограничен в обороте; - в отношении участка принято решение о предварительном согласовании предоставления участка; - выявлено полное или частичное совпадение местоположения участка с местоположением участка, образуемого по ранее принятому решению об утверждении схемы размещения земельного участка; - образование участка в соответствии со схемой его размещения связано с пересечением границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов, лесничеств, лесопарков, территориальных зон (в последних 3 случаях возможно положительное решение для размещения гидротехнических, линейных объектов, изучения недр и разработки ископаемых); не позволяет эксплуатировать находящийся на нем объект недвижимости; не позволяет использовать участок в соответствии с разрешенным использованием; приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости; - испрашиваемый участок находится в пределах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории; - испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона или в его отношении поступило заявление о проведении аукциона; - в отношении испрашиваемого участка размещено извещение о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства; - испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения; - испрашиваемый участок указан в лицензии на пользование недрами, либо подана заявка на предоставление в пользование участка недр, над поверхностью которых находится участок, участок входит в федеральный фонд резервных участков недр; - испрашиваемый участок используется или подлежит передаче для использования в сфере охотничьего хозяйства; - участок находится в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития; - участок находится в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; - участок является земельным участком общего пользования; - границы участка полностью или частично совпадают, пересекают границы земельных участков, которые не могут быть переданы в пользование по вышеуказанным основаниям; - заявление подано гражданином, с которым ранее уже был заключен договор о безвозмездном пользовании земельным участком согласно условиям данной программы. Кроме этого, до 1 января 2018 года основаниями для отказа также являются следующие основания: - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня вынесения такого решения не прошло три года; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений; в целях предоставления такого участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
("Официальный сайт Минвостокразвития России", 2021)Ответ: Да, такие основания предусмотрены законом. Так, может быть отказано в случаях, если: - испрашиваемый участок уже предоставлен на правах владения или пользования иным лицам; - находится в собственности гражданина или юридического лица; - на участке находятся здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам, либо находятся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда на участке размещены сооружения, размещение которых допускается на условиях сервитута или п. 3 ст. ст. 39 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации (водопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции, нефтепроводы, геодезические и межевые знаки, линии связи, проезды, пожарные водоемы); - участок зарезервирован или изъят для государственных или муниципальных нужд, изъят из оборота или ограничен в обороте; - в отношении участка принято решение о предварительном согласовании предоставления участка; - выявлено полное или частичное совпадение местоположения участка с местоположением участка, образуемого по ранее принятому решению об утверждении схемы размещения земельного участка; - образование участка в соответствии со схемой его размещения связано с пересечением границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов, лесничеств, лесопарков, территориальных зон (в последних 3 случаях возможно положительное решение для размещения гидротехнических, линейных объектов, изучения недр и разработки ископаемых); не позволяет эксплуатировать находящийся на нем объект недвижимости; не позволяет использовать участок в соответствии с разрешенным использованием; приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости; - испрашиваемый участок находится в пределах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории; - испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона или в его отношении поступило заявление о проведении аукциона; - в отношении испрашиваемого участка размещено извещение о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства; - испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения; - испрашиваемый участок указан в лицензии на пользование недрами, либо подана заявка на предоставление в пользование участка недр, над поверхностью которых находится участок, участок входит в федеральный фонд резервных участков недр; - испрашиваемый участок используется или подлежит передаче для использования в сфере охотничьего хозяйства; - участок находится в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития; - участок находится в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; - участок является земельным участком общего пользования; - границы участка полностью или частично совпадают, пересекают границы земельных участков, которые не могут быть переданы в пользование по вышеуказанным основаниям; - заявление подано гражданином, с которым ранее уже был заключен договор о безвозмездном пользовании земельным участком согласно условиям данной программы. Кроме этого, до 1 января 2018 года основаниями для отказа также являются следующие основания: - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня вынесения такого решения не прошло три года; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений; в целях предоставления такого участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Как следует из анализа российской судебной практики, суды не всегда могут правильно определить, действительно ли бенефициаром доказано наличие публичного интереса в выкупе. Так, любопытным представляется следующее дело <44>. Индивидуальный предприниматель и ряд обществ (далее - заявители) являлись собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (нежилых помещений). Постановлением администрации муниципального образования было принято решение об изъятии принадлежащих заявителям земельных участков путем их выкупа за счет средств компании, с которой администрацией заключен договор о развитии застроенной территории в целях реализации муниципальной адресной программы. Ссылаясь на то, что это постановление администрации противоречит нормам действующего законодательства, заявители обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Как следует из анализа российской судебной практики, суды не всегда могут правильно определить, действительно ли бенефициаром доказано наличие публичного интереса в выкупе. Так, любопытным представляется следующее дело <44>. Индивидуальный предприниматель и ряд обществ (далее - заявители) являлись собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (нежилых помещений). Постановлением администрации муниципального образования было принято решение об изъятии принадлежащих заявителям земельных участков путем их выкупа за счет средств компании, с которой администрацией заключен договор о развитии застроенной территории в целях реализации муниципальной адресной программы. Ссылаясь на то, что это постановление администрации противоречит нормам действующего законодательства, заявители обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Предоставление земельных участков в собственность бесплатно по указанному основанию допускается п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее - Закон N 494-ФЗ) в целях реализации договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенных в соответствии с ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 494-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Предоставление земельных участков в собственность бесплатно по указанному основанию допускается п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее - Закон N 494-ФЗ) в целях реализации договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенных в соответствии с ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 494-ФЗ).
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Первым таким критерием выступает отсутствие прямой государственной (муниципальной) потребности (нужды) в конкретном имущественном объекте, притязания публично-правового образования на который не оправдываются целями реализации конкретного проекта комплексного развития территории. Примечательно, что после принудительного выкупа имущества в рамках мероприятий комплексного развития территорий допускается последующая передача изъятого имущества другому субъекту частной формы собственности (застройщику), что с научно-теоретических представлений о принудительном выкупе имущества для государственных нужд представляется неприемлемым. Исходя из этого суд признал незаконным решение Администрации города Горно-Алтайска об изъятии земельного участка, который принадлежит гражданину на праве собственности. "Суд установил, что оспариваемые действия муниципалитета в первую очередь ориентированы на получение выгоды частными лицами, чья деятельность лишь косвенно способствует интересам общества. В данном случае строительство многоквартирного дома является исключительно частным проектом, направленным на извлечение прибыли, и поэтому нет оснований для изъятия спорного земельного участка в интересах муниципалитета. Заключение договора о развитии застроенной территории само по себе не является основанием для изъятия земельных участков. Этот договор лишь определяет порядок выполнения решения администрации о развитии территории. В то же время возможность изъятия земельного участка у его владельца зависит от наличия государственных или муниципальных нужд" <13>.
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Первым таким критерием выступает отсутствие прямой государственной (муниципальной) потребности (нужды) в конкретном имущественном объекте, притязания публично-правового образования на который не оправдываются целями реализации конкретного проекта комплексного развития территории. Примечательно, что после принудительного выкупа имущества в рамках мероприятий комплексного развития территорий допускается последующая передача изъятого имущества другому субъекту частной формы собственности (застройщику), что с научно-теоретических представлений о принудительном выкупе имущества для государственных нужд представляется неприемлемым. Исходя из этого суд признал незаконным решение Администрации города Горно-Алтайска об изъятии земельного участка, который принадлежит гражданину на праве собственности. "Суд установил, что оспариваемые действия муниципалитета в первую очередь ориентированы на получение выгоды частными лицами, чья деятельность лишь косвенно способствует интересам общества. В данном случае строительство многоквартирного дома является исключительно частным проектом, направленным на извлечение прибыли, и поэтому нет оснований для изъятия спорного земельного участка в интересах муниципалитета. Заключение договора о развитии застроенной территории само по себе не является основанием для изъятия земельных участков. Этот договор лишь определяет порядок выполнения решения администрации о развитии территории. В то же время возможность изъятия земельного участка у его владельца зависит от наличия государственных или муниципальных нужд" <13>.