Предоставление ТОС земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление ТОС земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2023 по делу N 33-701/2023 (УИД 77RS0029-02-2021-009337-84)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Земельный участок в установленных заключением экспертов границах был предоставлен истцу в соответствии с действующим в спорный период законодательством и в рамках имеющихся у совхоза полномочий.
Решение: Удовлетворено в части.Кроме того суд пришел к выводу о том, что акт обследования территории домовладения от 13.01.2017 и справка от 17.01.2017, подготовленные ТОС "Истоки фио", в которых указано, что фио фактически владеет спорным земельным участком и является его собственником, в соответствии с представленными правоустанавливающими документами, не могут быть признаны допустимыми доказательствами, подтверждающими обоснованность занятия фио в настоящее время спорного земельного участка, поскольку ТОС, исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделено полномочиями, по подтверждению наличия или отсутствия у граждан прав на земельные участки, фактически обстоятельства, изложенные в указанных документах, являются лишь частным мнением лиц, их подписавших.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Земельный участок в установленных заключением экспертов границах был предоставлен истцу в соответствии с действующим в спорный период законодательством и в рамках имеющихся у совхоза полномочий.
Решение: Удовлетворено в части.Кроме того суд пришел к выводу о том, что акт обследования территории домовладения от 13.01.2017 и справка от 17.01.2017, подготовленные ТОС "Истоки фио", в которых указано, что фио фактически владеет спорным земельным участком и является его собственником, в соответствии с представленными правоустанавливающими документами, не могут быть признаны допустимыми доказательствами, подтверждающими обоснованность занятия фио в настоящее время спорного земельного участка, поскольку ТОС, исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделено полномочиями, по подтверждению наличия или отсутствия у граждан прав на земельные участки, фактически обстоятельства, изложенные в указанных документах, являются лишь частным мнением лиц, их подписавших.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2024 N 18-КГ24-264-К4 (УИД 23RS0002-01-2022-002109-74)
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) О снятии участка с кадастрового учета.
Обстоятельства: По мнению истца, участок расположен в границах земель федеральной собственности в составе национального парка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд необоснованно поставил под сомнение права, зарегистрированные в ЕГРН, определил принадлежность участка по данным лесоустройства вопреки сведениям ЕГРН, правоустанавливающего документа, не установил факт его нахождения в границах особо охраняемой природной территории, сослался на заключение специалиста, являющегося заинтересованным лицом, отклонил ходатайство о назначении экспертизы.Возражая против иска, ответчик представил акт обследования (осмотра) спорного земельного участка от 17 марта 2022 г., проведенного главой администрации Молдовского сельского округа Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ г. Сочи Краснодарского края и председателем территориального общественного самоуправления Молдовского сельского округа Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ г. Сочи Краснодарского края, из которого следует, что границы спорного земельного участка огорожены частично со стороны ул. <...>, земельный участок является распланированным и представляет собой ровную ландшафтную поляну, к земельному участку обустроен подъезд, отсыпанный гравием крупной и средней фракции, на территории земельного участка расположен металлический вагончик размером 2 x 6 метров и строительные материалы. К земельному участку подведена линия электроосвещения. На земельном участке отсутствует лесная растительность (в том числе многолетняя аборигенная), равно как отсутствуют и признаки ее произрастания в прошлом. Земельный участок полностью расположен в границах Молдовского сельского округа Адлерского внутригородского района муниципального образования г. Сочи Краснодарского края. К данному акту также приложена соответствующая фототаблица.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) О снятии участка с кадастрового учета.
Обстоятельства: По мнению истца, участок расположен в границах земель федеральной собственности в составе национального парка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд необоснованно поставил под сомнение права, зарегистрированные в ЕГРН, определил принадлежность участка по данным лесоустройства вопреки сведениям ЕГРН, правоустанавливающего документа, не установил факт его нахождения в границах особо охраняемой природной территории, сослался на заключение специалиста, являющегося заинтересованным лицом, отклонил ходатайство о назначении экспертизы.Возражая против иска, ответчик представил акт обследования (осмотра) спорного земельного участка от 17 марта 2022 г., проведенного главой администрации Молдовского сельского округа Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ г. Сочи Краснодарского края и председателем территориального общественного самоуправления Молдовского сельского округа Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ г. Сочи Краснодарского края, из которого следует, что границы спорного земельного участка огорожены частично со стороны ул. <...>, земельный участок является распланированным и представляет собой ровную ландшафтную поляну, к земельному участку обустроен подъезд, отсыпанный гравием крупной и средней фракции, на территории земельного участка расположен металлический вагончик размером 2 x 6 метров и строительные материалы. К земельному участку подведена линия электроосвещения. На земельном участке отсутствует лесная растительность (в том числе многолетняя аборигенная), равно как отсутствуют и признаки ее произрастания в прошлом. Земельный участок полностью расположен в границах Молдовского сельского округа Адлерского внутригородского района муниципального образования г. Сочи Краснодарского края. К данному акту также приложена соответствующая фототаблица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Систему мер воздействия на нарушителей муниципальных правовых актов, порядок возбуждения и рассмотрения дел о муниципальных правонарушениях можно было бы закрепить в муниципальных процессуальных кодексах. Представляется, что дела, связанные с назначением общественных работ, изъятием не используемых по назначению земельных участков и сносом незаконно построенных сооружений, следовало бы рассматривать специальным комиссиям местных администраций, иные дела могли бы рассматривать избиратели, граждане на сходах, органы территориального общественного самоуправления и общественные палаты, образуемые органами местного самоуправления.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Систему мер воздействия на нарушителей муниципальных правовых актов, порядок возбуждения и рассмотрения дел о муниципальных правонарушениях можно было бы закрепить в муниципальных процессуальных кодексах. Представляется, что дела, связанные с назначением общественных работ, изъятием не используемых по назначению земельных участков и сносом незаконно построенных сооружений, следовало бы рассматривать специальным комиссиям местных администраций, иные дела могли бы рассматривать избиратели, граждане на сходах, органы территориального общественного самоуправления и общественные палаты, образуемые органами местного самоуправления.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ ТОС может осуществляться в пределах в том числе сельского населенного пункта, не являющегося поселением. Как отмечает С.А. Васильев, "определение территории населенного пункта можно вывести из ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ: к землям населенных пунктов относятся земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ ТОС может осуществляться в пределах в том числе сельского населенного пункта, не являющегося поселением. Как отмечает С.А. Васильев, "определение территории населенного пункта можно вывести из ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ: к землям населенных пунктов относятся земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 24.03.2016 N 94
(ред. от 06.10.2021)
"Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике "Азас"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2016 N 42583)Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков
(ред. от 06.10.2021)
"Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике "Азас"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2016 N 42583)Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков
"Обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Практическое пособие. (2-ое издание)"3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Обязательность привлечения общественности предусмотрена только для порядка предоставления с предварительным согласованием, поскольку именно здесь установлен этап выбора земельного участка. Выбор земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Обязательность привлечения общественности предусмотрена только для порядка предоставления с предварительным согласованием, поскольку именно здесь установлен этап выбора земельного участка. Выбор земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
"О праве частной собственности в России (критический очерк)"
(Андреев В.К.)
("Волтерс Клувер", 2007)Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (в дальнейшем - орган управления землей) с заявлением о выборе земельного участка, его примерном размере и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган управления землей обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и ее недр. Необходимая информация о размещении использования земельных участков и об обеспечении их объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими органами управления землей. Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков. Граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абз. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом, к которому прилагаются утвержденные соответствующим органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган управления землей принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета. Орган управления землей на основании заявления гражданина или юридического лица и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
(Андреев В.К.)
("Волтерс Клувер", 2007)Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (в дальнейшем - орган управления землей) с заявлением о выборе земельного участка, его примерном размере и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган управления землей обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и ее недр. Необходимая информация о размещении использования земельных участков и об обеспечении их объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими органами управления землей. Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков. Граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абз. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом, к которому прилагаются утвержденные соответствующим органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган управления землей принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета. Орган управления землей на основании заявления гражданина или юридического лица и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
"Правовые и экономические основы приобретения земельных участков под застройку"
(Сухова Е.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2007)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
(Сухова Е.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2007)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
"Теоретические и практические проблемы предоставления земельных участков для строительства в городах Москва и Санкт-Петербург"
(Железнов Д.С.)
(под ред. Н.Г. Жаворонковой)
("Статут", 2014)Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК РФ не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Пробелы федерального законодателя в этой сфере восполняет региональный законодатель городов федерального значения. В г. Москве таким актом является Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП, в г. Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61.
(Железнов Д.С.)
(под ред. Н.Г. Жаворонковой)
("Статут", 2014)Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК РФ не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Пробелы федерального законодателя в этой сфере восполняет региональный законодатель городов федерального значения. В г. Москве таким актом является Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП, в г. Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61.
Статья: Пробелы земельного законодательства, используемые в коррупционных целях должностными лицами органов местного самоуправления
(Абдулкарамова В.М.)
("Законность", 2014, N 12)Согласно п. 3 ст. 31 ЗК органы местного самоуправления должны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
(Абдулкарамова В.М.)
("Законность", 2014, N 12)Согласно п. 3 ст. 31 ЗК органы местного самоуправления должны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
"Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(Сухова Е.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
(Сухова Е.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Так как земельный участок является базисом при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, законодатель заложил в нормы статьи 31 ЗК РФ условия по учету мнения населения. Все это выражается в обеспечении выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. Соответственно, граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций при предоставлении земельных участков для строительства.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Так как земельный участок является базисом при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, законодатель заложил в нормы статьи 31 ЗК РФ условия по учету мнения населения. Все это выражается в обеспечении выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. Соответственно, граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций при предоставлении земельных участков для строительства.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Питер Пресс", 2009)Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Равно как и не говорит о формах и сроках информирования населения органами местного самоуправления. В этой связи решение соответствующих вопросов осуществляется в настоящее время в основном на региональном и местном уровне. В качестве примера можно привести акты московского законодательства: Закон города Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" или распоряжение мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий". Следует отметить, что указанные акты, равно как и акты федерального законодательства, не придают мнению населения, общественных или религиозных организаций решающего значения, т.е. не требуют обязательного получения согласия указанных лиц на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывают органы власти и застройщиков своевременно предоставлять информацию о будущем строительстве, обеспечивать возможность участия указанных лиц в ее обсуждении, а также принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Питер Пресс", 2009)Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Равно как и не говорит о формах и сроках информирования населения органами местного самоуправления. В этой связи решение соответствующих вопросов осуществляется в настоящее время в основном на региональном и местном уровне. В качестве примера можно привести акты московского законодательства: Закон города Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" или распоряжение мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий". Следует отметить, что указанные акты, равно как и акты федерального законодательства, не придают мнению населения, общественных или религиозных организаций решающего значения, т.е. не требуют обязательного получения согласия указанных лиц на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывают органы власти и застройщиков своевременно предоставлять информацию о будущем строительстве, обеспечивать возможность участия указанных лиц в ее обсуждении, а также принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.
"Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность"
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
"Справочник юриста по земельному праву"
(2-е издание)
(Сухова Е.А.)
("Питер Пресс", 2007)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
(2-е издание)
(Сухова Е.А.)
("Питер Пресс", 2007)Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.