Предоставление субсидий ТОС
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление субсидий ТОС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В целях поощрения граждан к участию в ТОС разработан и используется комплекс мер, связанный с предоставлением разного вида поддержки инициативным группам, ТОС. Виды поддержки, и в первую очередь финансовая помощь, оказываемая ТОС, направлены на то, чтобы идеи активных граждан не остались нереализованными. Вместе с тем в литературе дискутируется вопрос о том, должны ли органы ТОС самостоятельно искать источники финансирования, не претендуя на средства муниципального бюджета <26>. Отдельные ТОС создаются исключительно для реализации точечных проектов, только для "освоения" разово выделяемых финансов. Предоставление им денежных средств на постоянной основе поставит такие ТОС в один ряд с органами местного самоуправления, осуществляющими сходную деятельность за счет соответствующих бюджетов. Как представляется, законодателем ТОС планировалось в виде участия в осуществлении местного самоуправления инициативных граждан, которым средства бюджета предоставляются исключительно как помощь и деятельность которых не ставится в зависимость от финансирования государством или муниципалитетом. В связи с этим в законодательстве должен остаться подход, в соответствии с которым ТОС не должна, а может оказываться финансовая помощь со стороны органов местного самоуправления, государственной власти. Финансовые средства на осуществление деятельности ТОС могут быть получены и из других источников финансирования, например доходов, полученных в результате собственной деятельности ТОС - юридического лица. С.А. Шаронов, Н.А. Коровин предлагают внести в ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ поправки, позволяющие легализовать такой источник финансирования деятельности ТОС, как доходы от собственной хозяйственной деятельности <27>. Н.Н. Окутина и О.С. Амосова также отмечают: "...очевидно, что реализация федеральных проектов с участием ТОС и предоставление субсидий из муниципальных бюджетов являются недостаточными для осуществления широкого перечня их полномочий" <28>. В настоящий момент данный вопрос не решен ни действующим Федеральным законом N 131-ФЗ, ни проектом федерального закона N 40361-8. Вместе с тем Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает для общественных организаций возможность осуществлять предпринимательскую деятельность (абз. 2 п. 1 ст. 6).
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В целях поощрения граждан к участию в ТОС разработан и используется комплекс мер, связанный с предоставлением разного вида поддержки инициативным группам, ТОС. Виды поддержки, и в первую очередь финансовая помощь, оказываемая ТОС, направлены на то, чтобы идеи активных граждан не остались нереализованными. Вместе с тем в литературе дискутируется вопрос о том, должны ли органы ТОС самостоятельно искать источники финансирования, не претендуя на средства муниципального бюджета <26>. Отдельные ТОС создаются исключительно для реализации точечных проектов, только для "освоения" разово выделяемых финансов. Предоставление им денежных средств на постоянной основе поставит такие ТОС в один ряд с органами местного самоуправления, осуществляющими сходную деятельность за счет соответствующих бюджетов. Как представляется, законодателем ТОС планировалось в виде участия в осуществлении местного самоуправления инициативных граждан, которым средства бюджета предоставляются исключительно как помощь и деятельность которых не ставится в зависимость от финансирования государством или муниципалитетом. В связи с этим в законодательстве должен остаться подход, в соответствии с которым ТОС не должна, а может оказываться финансовая помощь со стороны органов местного самоуправления, государственной власти. Финансовые средства на осуществление деятельности ТОС могут быть получены и из других источников финансирования, например доходов, полученных в результате собственной деятельности ТОС - юридического лица. С.А. Шаронов, Н.А. Коровин предлагают внести в ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ поправки, позволяющие легализовать такой источник финансирования деятельности ТОС, как доходы от собственной хозяйственной деятельности <27>. Н.Н. Окутина и О.С. Амосова также отмечают: "...очевидно, что реализация федеральных проектов с участием ТОС и предоставление субсидий из муниципальных бюджетов являются недостаточными для осуществления широкого перечня их полномочий" <28>. В настоящий момент данный вопрос не решен ни действующим Федеральным законом N 131-ФЗ, ни проектом федерального закона N 40361-8. Вместе с тем Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает для общественных организаций возможность осуществлять предпринимательскую деятельность (абз. 2 п. 1 ст. 6).
Статья: Территориальное общественное самоуправление как субъект публично-поощрительных правоотношений
(Нигметзянов А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Муниципальные образования в качестве поощряющего субъекта поддерживают деятельность ТОС за счет предоставления им грантов в форме субсидий на конкурсной основе <12>. ТОС должны конкурировать между собой за предоставление муниципальных грантов, направленных на поддержку и развитие ТОС. Таким образом, осуществляется поощрение активности ТОС, т.е. жителей конкретной территории, малой публичной общности, по участию в разрешении актуальных для нее вопросов. Муниципальное образование осуществляет перспективную поощрительную деятельность, рассчитывая на будущий вероятностный результат. Поскольку ТОС является формой самоорганизации граждан, то собственные средства граждан (самообложение, инициативные платежи), а также пожертвования составляют важную часть организации деятельности ТОС. Участие в системе инициативного бюджетирования, а также получения грантов предполагает, что граждане вносят посильный вклад в реализацию социально значимых проектов (например, 0,5 - 1% от суммы реализации проекта по гранту, как правило, должен вноситься за счет средств ТОС). Это одно из средств повышения инициативности граждан, их ответственности за реализацию запланированных мероприятий. Вместе с тем зависимость от средств межбюджетных трансфертов значительна, что, однако, не свидетельствует о несамостоятельности ТОС, поскольку органы публичной власти заинтересованы в привлечении граждан к решению задач местного значения с использованием различных форм, одной из которых является ТОС. Взаимный интерес и организационные, по своей сути, взаимоотношения являются основой их совместной деятельности.
(Нигметзянов А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Муниципальные образования в качестве поощряющего субъекта поддерживают деятельность ТОС за счет предоставления им грантов в форме субсидий на конкурсной основе <12>. ТОС должны конкурировать между собой за предоставление муниципальных грантов, направленных на поддержку и развитие ТОС. Таким образом, осуществляется поощрение активности ТОС, т.е. жителей конкретной территории, малой публичной общности, по участию в разрешении актуальных для нее вопросов. Муниципальное образование осуществляет перспективную поощрительную деятельность, рассчитывая на будущий вероятностный результат. Поскольку ТОС является формой самоорганизации граждан, то собственные средства граждан (самообложение, инициативные платежи), а также пожертвования составляют важную часть организации деятельности ТОС. Участие в системе инициативного бюджетирования, а также получения грантов предполагает, что граждане вносят посильный вклад в реализацию социально значимых проектов (например, 0,5 - 1% от суммы реализации проекта по гранту, как правило, должен вноситься за счет средств ТОС). Это одно из средств повышения инициативности граждан, их ответственности за реализацию запланированных мероприятий. Вместе с тем зависимость от средств межбюджетных трансфертов значительна, что, однако, не свидетельствует о несамостоятельности ТОС, поскольку органы публичной власти заинтересованы в привлечении граждан к решению задач местного значения с использованием различных форм, одной из которых является ТОС. Взаимный интерес и организационные, по своей сути, взаимоотношения являются основой их совместной деятельности.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по формированию и проведению конкурсного отбора общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий"
(вместе с "Рекомендациями к элементам благоустройства и видам работ, используемых при формировании общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий")
(утв. Минсельхозом России 11.02.2022 N ДП-885)1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на комплексное развитие сельских территорий, включающих мероприятия по предоставлению государственной поддержки органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления, которые расположены на сельской территории субъекта Российской Федерации, на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации - на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, приведенных в приложении N 7 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300090) (далее соответственно - Госпрограмма, мероприятия по благоустройству, Правила).
(вместе с "Рекомендациями к элементам благоустройства и видам работ, используемых при формировании общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий")
(утв. Минсельхозом России 11.02.2022 N ДП-885)1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на комплексное развитие сельских территорий, включающих мероприятия по предоставлению государственной поддержки органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления, которые расположены на сельской территории субъекта Российской Федерации, на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации - на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, приведенных в приложении N 7 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300090) (далее соответственно - Госпрограмма, мероприятия по благоустройству, Правила).
Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696
(ред. от 27.08.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на комплексное развитие сельских территорий, включающих мероприятия по предоставлению государственной поддержки органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления, расположенным на сельской территории субъекта Российской Федерации, на реализацию проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях (далее - проекты) по следующим направлениям:
(ред. от 27.08.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на комплексное развитие сельских территорий, включающих мероприятия по предоставлению государственной поддержки органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления, расположенным на сельской территории субъекта Российской Федерации, на реализацию проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях (далее - проекты) по следующим направлениям:
Статья: Опыт развития территориального самоуправления в Ульяновской области: проблемы реализации и перспективы развития
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В соответствии с официальными данными федерального Министерства юстиции, по итогам 2019 г. в России создано более 30 тыс. ТОС, из них лишь около 10% обладают статусом юридического лица, а соответственно, имеют право на участие в грантовых конкурсах и получение субсидий для реализации собственных проектов. Это означает, что лишь столь небольшая часть ТОС вполне может претендовать на определенную финансовую самостоятельность.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В соответствии с официальными данными федерального Министерства юстиции, по итогам 2019 г. в России создано более 30 тыс. ТОС, из них лишь около 10% обладают статусом юридического лица, а соответственно, имеют право на участие в грантовых конкурсах и получение субсидий для реализации собственных проектов. Это означает, что лишь столь небольшая часть ТОС вполне может претендовать на определенную финансовую самостоятельность.
Интервью: Екатерина Шугрина: "Новые тренды в местном самоуправлении как поиск баланса между развитием местного самоуправления и развитием территории"
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)- Мне всегда казалось, что для органов местного самоуправления сильное местное сообщество с большим количеством НКО, в том числе социально ориентированных, является явным благом. Кроме того, органы территориального общественного самоуправления нередко имеют статус СО НКО, поэтому данные меры поддержки могут быть адресованы и органам ТОС. Хотя не все органы местного самоуправления умеют выстраивать диалог и взаимодействие с местным сообществом, со своими жителями.
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)- Мне всегда казалось, что для органов местного самоуправления сильное местное сообщество с большим количеством НКО, в том числе социально ориентированных, является явным благом. Кроме того, органы территориального общественного самоуправления нередко имеют статус СО НКО, поэтому данные меры поддержки могут быть адресованы и органам ТОС. Хотя не все органы местного самоуправления умеют выстраивать диалог и взаимодействие с местным сообществом, со своими жителями.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- содействие развитию СОНКО, благотворительной и добровольческой деятельности на базе организаций территориального общественного самоуправления;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- содействие развитию СОНКО, благотворительной и добровольческой деятельности на базе организаций территориального общественного самоуправления;
Статья: Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Потенциал этой формы самоуправления еще не исчерпан до конца. Периодическое реформирование местного самоуправления в России свидетельствует о продолжающемся поиске оптимальных методов управления местными делами <11>. Придание территориальному общественному самоуправлению более весомого значения в решении вопросов местного значения зависит не только от инициативных граждан (которых в сельских поселениях все меньше), но и от поддержки государства. Стимулирование активности возможно по различным направлениям: экономическое (субсидирование, грантовая поддержка, участие в программах), организационное (помощь в организации ТОС и регистрации), просветительское (разъяснение перспектив и способов использования различных форм самоуправления). Широкие возможности предоставляют информационные технологии <12>, использование которых кратно увеличивает возможности в развитии все более востребованных сфер оказания услуг (экотуризм, этнотуризм и пр.).
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Потенциал этой формы самоуправления еще не исчерпан до конца. Периодическое реформирование местного самоуправления в России свидетельствует о продолжающемся поиске оптимальных методов управления местными делами <11>. Придание территориальному общественному самоуправлению более весомого значения в решении вопросов местного значения зависит не только от инициативных граждан (которых в сельских поселениях все меньше), но и от поддержки государства. Стимулирование активности возможно по различным направлениям: экономическое (субсидирование, грантовая поддержка, участие в программах), организационное (помощь в организации ТОС и регистрации), просветительское (разъяснение перспектив и способов использования различных форм самоуправления). Широкие возможности предоставляют информационные технологии <12>, использование которых кратно увеличивает возможности в развитии все более востребованных сфер оказания услуг (экотуризм, этнотуризм и пр.).