Предоставление персональных данных управляющей компанией
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 198 "Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра" ЖК РФ"Суды исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 ЖК РФ, Приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр и пункта 2.1 Состава сведений, указали, что в системе ГИС ЖКХ действительно подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако указано, что данный документ подлежит размещению "в системе", т.е. на информационной платформе в сети Интернет, без указания того, где конкретно должны размещаться документы и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у управления оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного отдела полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 198 "Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра" ЖК РФ"Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказа N 74/114/пр и пункта 2.1 Состава сведений, в "системе" ГИС ЖКХ, действительно, подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако указано, что данный документ подлежит размещению "в системе", то есть на информационной платформе в сети Интернет, без указания того, где конкретно должны размещаться документы и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у инспекции оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного отдела полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия нотариусов в сфере защиты персональных данных граждан, связанных с правами на недвижимость
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Для решения вопросов, связанных с доступом к персональным данным правообладателей жилых помещений лиц, предоставляющих коммунальные услуги или осуществляющих управление многоквартирным домом, было предложено добавить этих лиц в перечень исключений из правила о закрытом характере сведений относительно персональных данных правообладателя объекта недвижимости, предусмотренный статьей 36.3 Закона о государственной регистрации недвижимости <15>. Однако, поскольку в указанном законопроекте многие вещи оказались непродуманными, он был отклонен Государственной Думой <16>. Так, в одном из заключений на данный законопроект отмечалось: "В настоящее время рассматривается законодательная инициатива в рамках поправок к проекту федерального закона N 78299-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", согласно которым оператор обеспечит ведение в ГИС ЖКХ в электронном виде реестра собственников помещений в многоквартирном доме" <17>.
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Для решения вопросов, связанных с доступом к персональным данным правообладателей жилых помещений лиц, предоставляющих коммунальные услуги или осуществляющих управление многоквартирным домом, было предложено добавить этих лиц в перечень исключений из правила о закрытом характере сведений относительно персональных данных правообладателя объекта недвижимости, предусмотренный статьей 36.3 Закона о государственной регистрации недвижимости <15>. Однако, поскольку в указанном законопроекте многие вещи оказались непродуманными, он был отклонен Государственной Думой <16>. Так, в одном из заключений на данный законопроект отмечалось: "В настоящее время рассматривается законодательная инициатива в рамках поправок к проекту федерального закона N 78299-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", согласно которым оператор обеспечит ведение в ГИС ЖКХ в электронном виде реестра собственников помещений в многоквартирном доме" <17>.
Статья: Персональные данные: проблемы теории в судебных иллюстрациях
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Заметим, однако, что в ст. 45 ЖК РФ, на которую сослалась апелляционная инстанция, речь идет о передаче персональных данных в составе реестра собственников помещений в многоквартирном доме в целях созыва и организации проведения общего собрания (собственно, именно порядку проведения общего собрания посвящена статья). А в ст. 143 ЖК РФ речь идет о предоставлении достоверных персональных данных правлению товарищества, без возможности их последующего распространения. Поэтому законность распространения персональных сведений со стороны правления товарищества вызывает сомнения. Остается только вспомнить противоречивую судебную практику конца XX века, когда подобным образом оспаривались вывешенные домоуправлениями на всеобщее обозрение списки неплательщиков за коммунальные услуги непосредственно в подъездах домов с разного рода персональной информацией. Кажется, управляющие компании переняли эту привычку у своих предшественников.
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Заметим, однако, что в ст. 45 ЖК РФ, на которую сослалась апелляционная инстанция, речь идет о передаче персональных данных в составе реестра собственников помещений в многоквартирном доме в целях созыва и организации проведения общего собрания (собственно, именно порядку проведения общего собрания посвящена статья). А в ст. 143 ЖК РФ речь идет о предоставлении достоверных персональных данных правлению товарищества, без возможности их последующего распространения. Поэтому законность распространения персональных сведений со стороны правления товарищества вызывает сомнения. Остается только вспомнить противоречивую судебную практику конца XX века, когда подобным образом оспаривались вывешенные домоуправлениями на всеобщее обозрение списки неплательщиков за коммунальные услуги непосредственно в подъездах домов с разного рода персональной информацией. Кажется, управляющие компании переняли эту привычку у своих предшественников.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
Статья: Новый собственник квартиры и ТСЖ
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Таким образом, собственника жилого помещения в МКД невозможно заставить представить ТСЖ согласие на обработку персональных данных. Вместе с тем рекомендуем ТСЖ объяснить собственнику, что отсутствие согласия на обработку персональных данных может затруднить работу товарищества.
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Таким образом, собственника жилого помещения в МКД невозможно заставить представить ТСЖ согласие на обработку персональных данных. Вместе с тем рекомендуем ТСЖ объяснить собственнику, что отсутствие согласия на обработку персональных данных может затруднить работу товарищества.
Статья: К вопросу о защите персональных данных участников гражданского судопроизводства
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Тем не менее исследователи приводят примеры судебных актов, когда отказы в ответах по запросам адвокатов или истцов, касающимся персональных данных участвующих в деле граждан для подготовки исковых заявлений, признавались соответствующими закону <35>. В одном из своих решений Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя все состоявшиеся по делу решения, разъяснила, что адвокат для оказания юридической помощи вправе запрашивать сведения, а соответствующий орган обязан их предоставить, однако это не распространяется на персональные данные. Подтверждают такой подход и решения судов общей юрисдикции. К примеру, по аналогичному иску Решением Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга были частично удовлетворены требования истца. С управляющей компании, действия которой по обработке персональных данных были признаны незаконными, взыскана компенсация морального вреда в сумме 3 тыс. руб. Как установил суд, истец, собственник квартиры, и члены его семьи не давали ООО, осуществляющему управление домом без заключения договора, согласия на обработку персональных данных. При подготовке искового заявления о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг ответчик незаконно передал своему представителю по доверенности в суде (ответчику-2) персональные данные истца и членов его семьи. Ответчик-2 предъявил мировому судье выписку из домовой книги, содержащую полную информацию об истце (дату и место рождения, место проживания, сумму долга). Принимая решение об удовлетворении иска ввиду незаконного осуществления ответчиком обработки персональных данных истца, суд указал, что управляющая компания не уведомила о начале обработки персональных данных. Получение закрытых персональных данных повлекло нарушение права на неприкосновенность частной жизни истца, нарушило неимущественные права, что причинило ему моральный вред, выраженный в "нравственных страданиях, размер которых определен из принципа разумности" <36>. Как пишут теоретики, анализировавшие судебную практику по таким делам, ее неоднозначность в части получения персональных данных лиц - участников судебных заседаний, в отношении которых подаются иски, нарушает принцип состязательности гражданского судопроизводства. Ведь здесь обнаруживается конфликт этого принципа с режимом персональных данных <37>.
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Тем не менее исследователи приводят примеры судебных актов, когда отказы в ответах по запросам адвокатов или истцов, касающимся персональных данных участвующих в деле граждан для подготовки исковых заявлений, признавались соответствующими закону <35>. В одном из своих решений Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя все состоявшиеся по делу решения, разъяснила, что адвокат для оказания юридической помощи вправе запрашивать сведения, а соответствующий орган обязан их предоставить, однако это не распространяется на персональные данные. Подтверждают такой подход и решения судов общей юрисдикции. К примеру, по аналогичному иску Решением Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга были частично удовлетворены требования истца. С управляющей компании, действия которой по обработке персональных данных были признаны незаконными, взыскана компенсация морального вреда в сумме 3 тыс. руб. Как установил суд, истец, собственник квартиры, и члены его семьи не давали ООО, осуществляющему управление домом без заключения договора, согласия на обработку персональных данных. При подготовке искового заявления о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг ответчик незаконно передал своему представителю по доверенности в суде (ответчику-2) персональные данные истца и членов его семьи. Ответчик-2 предъявил мировому судье выписку из домовой книги, содержащую полную информацию об истце (дату и место рождения, место проживания, сумму долга). Принимая решение об удовлетворении иска ввиду незаконного осуществления ответчиком обработки персональных данных истца, суд указал, что управляющая компания не уведомила о начале обработки персональных данных. Получение закрытых персональных данных повлекло нарушение права на неприкосновенность частной жизни истца, нарушило неимущественные права, что причинило ему моральный вред, выраженный в "нравственных страданиях, размер которых определен из принципа разумности" <36>. Как пишут теоретики, анализировавшие судебную практику по таким делам, ее неоднозначность в части получения персональных данных лиц - участников судебных заседаний, в отношении которых подаются иски, нарушает принцип состязательности гражданского судопроизводства. Ведь здесь обнаруживается конфликт этого принципа с режимом персональных данных <37>.
Статья: Право на информацию членов товарищества собственников жилья: гарантия законодателя и сущность корпоративной организации
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Видится необходимым решение вопроса о порядке предоставления информации членам товарищества (в том числе "временным" членам), а также не являющимся членами товарищества собственникам помещений исключительно через призму положений Федерального закона "О персональных данных".
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Видится необходимым решение вопроса о порядке предоставления информации членам товарищества (в том числе "временным" членам), а также не являющимся членами товарищества собственникам помещений исключительно через призму положений Федерального закона "О персональных данных".
Статья: Аудит управления персоналом в управляющих организациях
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Таким образом, стратегия аудита управления персоналом управляющей организации содержит особенности аудиторского задания, сроки аудита, способ и место проведения, прочие общие сведения о проверке. На основании стратегии аудита составляется план аудита. План аудита управления персоналом описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы. Внутренний аудит управления персоналом проводится силами самой управляющей организации по решению ее руководства или собственников. Кроме того, к проведению аудита могут быть привлечены и сторонние специалисты. План внутреннего аудита управления персоналом управляющей организации представлен в табл. 4.
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Таким образом, стратегия аудита управления персоналом управляющей организации содержит особенности аудиторского задания, сроки аудита, способ и место проведения, прочие общие сведения о проверке. На основании стратегии аудита составляется план аудита. План аудита управления персоналом описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы. Внутренний аудит управления персоналом проводится силами самой управляющей организации по решению ее руководства или собственников. Кроме того, к проведению аудита могут быть привлечены и сторонние специалисты. План внутреннего аудита управления персоналом управляющей организации представлен в табл. 4.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Некоторые суды со ссылкой на отсутствие факта автоматизированной или квазиавтоматизированной обработки не относят действия лица по вывешиванию в подъезде дома объявлений с персональными данными проживающего в нем лица подпадающими под Закон о персональных данных (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 9 января 2019 г. по делу N 33-774/2019). Вместе с тем, по мнению представителей Роскомнадзора, такие действия все же могут составлять нарушение Закона о персональных данных. Как отметила замначальника Управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Альфия Гафурова, выступая 26 ноября 2020 г. на онлайн-семинаре для операторов персональных данных, информация о сумме задолженности жильца вместе с Ф.И.О. или упоминанием полного адреса места жительства должника считается персональными данными. Их публикация в подъездах, на официальном сайте компании и в СМИ без согласия должника является правонарушением. При этом она отметила, что в списках можно указывать сумму задолженности вместе с номером квартиры жильца или номером его лицевого счета <1>. К сожалению, данная позиция не сопровождалась анализом применимости положений ч. 1 ст. 1 Закона о персональных данных к указанной ситуации. Представляется, что в данных случаях все же можно констатировать факт автоматизированной обработки управляющей компанией или иным схожим лицом, которое размещает данные сведения в подъезде, поскольку в подавляющем большинстве случаев они взяты из администрируемых такими лицами электронных баз данных и картотек, являясь тем самым следствием их автоматизированной обработки. Позиция же о допустимости указания суммы задолженности в совокупности с номером квартиры находит определенное отражение и в существующей судебной практике (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 29 мая 2017 г. по делу N 33-2132/2017).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Некоторые суды со ссылкой на отсутствие факта автоматизированной или квазиавтоматизированной обработки не относят действия лица по вывешиванию в подъезде дома объявлений с персональными данными проживающего в нем лица подпадающими под Закон о персональных данных (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 9 января 2019 г. по делу N 33-774/2019). Вместе с тем, по мнению представителей Роскомнадзора, такие действия все же могут составлять нарушение Закона о персональных данных. Как отметила замначальника Управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Альфия Гафурова, выступая 26 ноября 2020 г. на онлайн-семинаре для операторов персональных данных, информация о сумме задолженности жильца вместе с Ф.И.О. или упоминанием полного адреса места жительства должника считается персональными данными. Их публикация в подъездах, на официальном сайте компании и в СМИ без согласия должника является правонарушением. При этом она отметила, что в списках можно указывать сумму задолженности вместе с номером квартиры жильца или номером его лицевого счета <1>. К сожалению, данная позиция не сопровождалась анализом применимости положений ч. 1 ст. 1 Закона о персональных данных к указанной ситуации. Представляется, что в данных случаях все же можно констатировать факт автоматизированной обработки управляющей компанией или иным схожим лицом, которое размещает данные сведения в подъезде, поскольку в подавляющем большинстве случаев они взяты из администрируемых такими лицами электронных баз данных и картотек, являясь тем самым следствием их автоматизированной обработки. Позиция же о допустимости указания суммы задолженности в совокупности с номером квартиры находит определенное отражение и в существующей судебной практике (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 29 мая 2017 г. по делу N 33-2132/2017).
Статья: Получение персональных данных ответчика при подаче иска - проблемы и пути решения
(Левина Е.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, получение сведений с целью подачи искового заявления обусловлено необходимостью осуществления прав и законных интересов истца, обращение в суд само по себе не может являться нарушением прав и свобод субъекта персональных данных (то есть ответчика), следовательно, информация должна быть предоставлена по запросу.
(Левина Е.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, получение сведений с целью подачи искового заявления обусловлено необходимостью осуществления прав и законных интересов истца, обращение в суд само по себе не может являться нарушением прав и свобод субъекта персональных данных (то есть ответчика), следовательно, информация должна быть предоставлена по запросу.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)На практике персональные данные запрашивает более широкий круг корреспондентов, к примеру:
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)На практике персональные данные запрашивает более широкий круг корреспондентов, к примеру:
Статья: Сообщество собственников помещений в здании как субъект права: европейский опыт и российские перспективы
(Мачехина А.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)В обоих случаях субъектом ответственности должны быть в первую очередь именно собственники (как сторона договора или как лица, ответственные за принадлежащее им имущество). Однако подача искового заявления требует указания данных обо всех собственниках как соответчиках, что вызывает сложности в условиях ограниченного доступа к сведениям из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) <142>. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства <143> и реестр собственников помещений в ЖК здании, который обязаны вести субъекты, осуществляющие управление МКД (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ), не смогут быть полезными третьим лицам в предоставлении этой информации. Практика идет по другому пути, привлекая к ответственности управляющие компании.
(Мачехина А.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)В обоих случаях субъектом ответственности должны быть в первую очередь именно собственники (как сторона договора или как лица, ответственные за принадлежащее им имущество). Однако подача искового заявления требует указания данных обо всех собственниках как соответчиках, что вызывает сложности в условиях ограниченного доступа к сведениям из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) <142>. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства <143> и реестр собственников помещений в ЖК здании, который обязаны вести субъекты, осуществляющие управление МКД (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ), не смогут быть полезными третьим лицам в предоставлении этой информации. Практика идет по другому пути, привлекая к ответственности управляющие компании.
Вопрос: Обязана ли организация сдавать персонифицированные сведения о физических лицах на конкурсного управляющего?
(Консультация эксперта, 2025)Обязана ли организация сдавать персонифицированные сведения о физических лицах на конкурсного управляющего?
(Консультация эксперта, 2025)Обязана ли организация сдавать персонифицированные сведения о физических лицах на конкурсного управляющего?