Предоставление бесплатной юридической помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление бесплатной юридической помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 50 "Представители, назначаемые судом" ГПК РФ"Доводы жалобы о том, что истец не была судом обеспечена квалифицированной юридической помощью, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку суд общей юрисдикции не относится к органам, осуществляющим разрешение вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи, исходя из финансового обеспечения сторон гражданского процесса. Суд первой инстанции в случаях, предусмотренных ст. 50 ГПК РФ назначает адвоката, однако ст. 50 ГПК РФ не предусмотрено назначения адвоката в связи с тем, что истец является малоимущим."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В целом качество и эффективность организации бесплатной помощи зависят от конкретного региона, так как именно к ведению субъектов Российской Федерации отнесено большинство соответствующих вопросов. Своевременное и исчерпывающее правовое регулирование порядка предоставления бесплатной юридической помощи, принятие организационно-правовых решений, а также комплексное обеспечение деятельности всех участников указанной системы являются залогом доступности и эффективности помощи в регионах.
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В целом качество и эффективность организации бесплатной помощи зависят от конкретного региона, так как именно к ведению субъектов Российской Федерации отнесено большинство соответствующих вопросов. Своевременное и исчерпывающее правовое регулирование порядка предоставления бесплатной юридической помощи, принятие организационно-правовых решений, а также комплексное обеспечение деятельности всех участников указанной системы являются залогом доступности и эффективности помощи в регионах.
Статья: О некоторых антизаконных методах взыскания просроченной задолженности как обосновании необходимости усовершенствования систем бесплатной юридической помощи
(Дронова А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Также исследован вопрос о необходимости предоставления бесплатной юридической помощи каждому обратившемуся гражданину независимо от принадлежности либо непринадлежности его к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
(Дронова А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Также исследован вопрос о необходимости предоставления бесплатной юридической помощи каждому обратившемуся гражданину независимо от принадлежности либо непринадлежности его к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)С учетом исследованных обстоятельств Суд пришел к выводу, что "...интересы правосудия" в конкретных обстоятельствах настоящего дела требовали предоставления бесплатной юридической помощи. Следовательно, имело место нарушение пункта 1 и подпункта "с" пункта 3 статьи 6 Конвенции" (п. 102 постановления).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)С учетом исследованных обстоятельств Суд пришел к выводу, что "...интересы правосудия" в конкретных обстоятельствах настоящего дела требовали предоставления бесплатной юридической помощи. Следовательно, имело место нарушение пункта 1 и подпункта "с" пункта 3 статьи 6 Конвенции" (п. 102 постановления).
Приказ Минюста России от 01.03.2019 N 34
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2019 N 54077)Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2019 г. N 54077
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2019 N 54077)Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2019 г. N 54077
Ситуация: Как оказывается бесплатная юридическая помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, право на получение юридической помощи бесплатно может быть предоставлено гражданам в соответствии с законами субъектов РФ (п. 9 ч. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, право на получение юридической помощи бесплатно может быть предоставлено гражданам в соответствии с законами субъектов РФ (п. 9 ч. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ).
Статья: Совершенствование организации деятельности адвокатуры по защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)На федеральном уровне принципы организации системы бесплатной правовой помощи в Российской Федерации (далее также - РФ) установлены Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>. В целом в России право на такую помощь имеют более 26 млн наших сограждан. Опыт ХМАО-Югры и других регионов показывает, что основными субъектами государственной системы бесплатной правовой помощи выступают именно адвокаты <2>. На уровне регионов устанавливаются дополнительные меры обеспечения правовой помощи гражданам, которые включают в себя дополнительные категории граждан, имеющих право на юридическую помощь, случаи предоставления такой помощи, порядок оплаты работы специалиста, технические вопросы ее организации и другие. При этом многие авторы сегодня сходятся во мнении, что механизмы предоставления бесплатной юридической помощи требуют совершенствования <3>, и с ними нельзя не согласиться. Рассмотрим лишь некоторые проблемы ее осуществления в отношении представителей КМНС на примере ХМАО-Югры. Так, например, в п. 10 Окружного закона "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" устанавливается, что таким правом обладают лишь "представители КМНС, являющиеся субъектами права традиционного природопользования и ведущие традиционный образ жизни" <4>. Соответственно, представители КМНС, не ведущие традиционный образ жизни, не имеют права на такую помощь. При этом по законодательству они обладают множественными государственными гарантиями. Указанные граждане в силу ряда причин не слишком часто прибегают к такой помощи от государства. При том, что в Югре постоянно проживают более 30 тыс. представителей КМНС, традиционный образ жизни на территориях исконного проживания ведут менее 5 тыс. <5>. Количество же обращений к адвокатам за предоставлением бесплатной правовой помощи не превышает 15 - 20 в год.
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)На федеральном уровне принципы организации системы бесплатной правовой помощи в Российской Федерации (далее также - РФ) установлены Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>. В целом в России право на такую помощь имеют более 26 млн наших сограждан. Опыт ХМАО-Югры и других регионов показывает, что основными субъектами государственной системы бесплатной правовой помощи выступают именно адвокаты <2>. На уровне регионов устанавливаются дополнительные меры обеспечения правовой помощи гражданам, которые включают в себя дополнительные категории граждан, имеющих право на юридическую помощь, случаи предоставления такой помощи, порядок оплаты работы специалиста, технические вопросы ее организации и другие. При этом многие авторы сегодня сходятся во мнении, что механизмы предоставления бесплатной юридической помощи требуют совершенствования <3>, и с ними нельзя не согласиться. Рассмотрим лишь некоторые проблемы ее осуществления в отношении представителей КМНС на примере ХМАО-Югры. Так, например, в п. 10 Окружного закона "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" устанавливается, что таким правом обладают лишь "представители КМНС, являющиеся субъектами права традиционного природопользования и ведущие традиционный образ жизни" <4>. Соответственно, представители КМНС, не ведущие традиционный образ жизни, не имеют права на такую помощь. При этом по законодательству они обладают множественными государственными гарантиями. Указанные граждане в силу ряда причин не слишком часто прибегают к такой помощи от государства. При том, что в Югре постоянно проживают более 30 тыс. представителей КМНС, традиционный образ жизни на территориях исконного проживания ведут менее 5 тыс. <5>. Количество же обращений к адвокатам за предоставлением бесплатной правовой помощи не превышает 15 - 20 в год.
Статья: Изменение качества правосудия: факторы и перспективы
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Предоставлять бесплатную юридическую помощь, обеспечивать всесторонность и полноту исследования обстоятельств дела, независимость четырех судебных инстанций, коллегиальность рассмотрения дел в разных судебных инстанциях, разумные сроки судопроизводства, наличие суда с участием присяжных заседателей и другие усложненные процессуальные формы по одному делу и по сотням тысяч дел - это принципиально разные задачи.
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Предоставлять бесплатную юридическую помощь, обеспечивать всесторонность и полноту исследования обстоятельств дела, независимость четырех судебных инстанций, коллегиальность рассмотрения дел в разных судебных инстанциях, разумные сроки судопроизводства, наличие суда с участием присяжных заседателей и другие усложненные процессуальные формы по одному делу и по сотням тысяч дел - это принципиально разные задачи.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь: классификация субъектов ее предоставления и эффективность их работы
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Вниманию читателя предлагается классификация субъектов оказания квалифицированной юридической помощи одновременно по нескольким критериям, которые не исключают друг друга и не сопоставляются между собой как первоочередные и несущественные. В статье ставятся под сомнение выводы об успешности эксперимента по предоставлению бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро и приводятся доказательства высокой степени влияния адвокатов на нейтрализацию угроз национальной безопасности при оказании ими юридической помощи.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Вниманию читателя предлагается классификация субъектов оказания квалифицированной юридической помощи одновременно по нескольким критериям, которые не исключают друг друга и не сопоставляются между собой как первоочередные и несущественные. В статье ставятся под сомнение выводы об успешности эксперимента по предоставлению бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро и приводятся доказательства высокой степени влияния адвокатов на нейтрализацию угроз национальной безопасности при оказании ими юридической помощи.
Статья: Порядок участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако многие правоведы признают, что отказ законодателя от института бесплатной защиты в производстве по делам об административных правонарушениях является одним из наиболее серьезных концептуальных несовершенств действующего КоАП, которое фактически лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу, права иметь назначенного ему защитника бесплатно. В этом смысле российское законодательство об административных правонарушениях не соответствует международно-правовым стандартам в области предоставления бесплатной юридической помощи (Панкова О.В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ // СПС "КонсультантПлюс". 2014; Чумакова О.В. О необходимости назначения защитника по делу об административном правонарушении // Административное право и процесс. 2015. N 5. С. 46 - 47; Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Конвенция о защите прав человека и основных свобод в российском законодательстве и практике рассмотрения административных дел // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 67 - 78; Нобель А.Р. Система процессуальных принципов производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 11. С. 153 - 159).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако многие правоведы признают, что отказ законодателя от института бесплатной защиты в производстве по делам об административных правонарушениях является одним из наиболее серьезных концептуальных несовершенств действующего КоАП, которое фактически лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу, права иметь назначенного ему защитника бесплатно. В этом смысле российское законодательство об административных правонарушениях не соответствует международно-правовым стандартам в области предоставления бесплатной юридической помощи (Панкова О.В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ // СПС "КонсультантПлюс". 2014; Чумакова О.В. О необходимости назначения защитника по делу об административном правонарушении // Административное право и процесс. 2015. N 5. С. 46 - 47; Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Конвенция о защите прав человека и основных свобод в российском законодательстве и практике рассмотрения административных дел // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 67 - 78; Нобель А.Р. Система процессуальных принципов производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 11. С. 153 - 159).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В подобной ситуации важная роль в обеспечении конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи принадлежит судье, который, приступая к рассмотрению дела по существу, должен выяснить, имеется ли у данного лица ходатайство об участии в рассмотрении дела защитника. При наличии такого ходатайства судья вправе удовлетворить его и отложить рассмотрение дела, предоставив данному лицу возможность реализовать свое право на защиту. При этом во всех случаях указанное лицо должно будет само позаботиться о своем защитнике, обратившись за юридической помощью в соответствующее адвокатское образование либо к иному лицу, управомоченному на оказание такой помощи, поскольку предоставление бесплатной юридической помощи по назначению в КоАП РФ не предусмотрено.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В подобной ситуации важная роль в обеспечении конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи принадлежит судье, который, приступая к рассмотрению дела по существу, должен выяснить, имеется ли у данного лица ходатайство об участии в рассмотрении дела защитника. При наличии такого ходатайства судья вправе удовлетворить его и отложить рассмотрение дела, предоставив данному лицу возможность реализовать свое право на защиту. При этом во всех случаях указанное лицо должно будет само позаботиться о своем защитнике, обратившись за юридической помощью в соответствующее адвокатское образование либо к иному лицу, управомоченному на оказание такой помощи, поскольку предоставление бесплатной юридической помощи по назначению в КоАП РФ не предусмотрено.
"Судебное признание в цивилистическом процессе: теоретические проблемы: монография"
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)Хотя данный вопрос и не относится к тематике настоящей работы, считаем нужным добавить следующее. Тот факт, что многие граждане Российской Федерации не знают о том, что закон гарантирует каждому, кто не может самостоятельно отстаивать свои законные права, право на бесплатную юридическую помощь, не должен быть препятствием к тому, чтобы процессуальное законодательство продолжало совершенствоваться в едином ключе. К сожалению, какой-либо статистики, отражающей состояние информирования населения по вопросу о возможности обращения за юридической защитой, до сих пор нет. Лишь 13 мая 2021 г. на портале Право.ru была опубликована статья, в которой сообщалось, что, по словам Министра юстиции РФ А.К. Чуйченко, в 2020 г. за предоставлением услуг по оказанию бесплатной юридической помощи обратилось всего 335 тыс. человек, причем именно в силу низкой информированности населения в этой сфере <1>.
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)Хотя данный вопрос и не относится к тематике настоящей работы, считаем нужным добавить следующее. Тот факт, что многие граждане Российской Федерации не знают о том, что закон гарантирует каждому, кто не может самостоятельно отстаивать свои законные права, право на бесплатную юридическую помощь, не должен быть препятствием к тому, чтобы процессуальное законодательство продолжало совершенствоваться в едином ключе. К сожалению, какой-либо статистики, отражающей состояние информирования населения по вопросу о возможности обращения за юридической защитой, до сих пор нет. Лишь 13 мая 2021 г. на портале Право.ru была опубликована статья, в которой сообщалось, что, по словам Министра юстиции РФ А.К. Чуйченко, в 2020 г. за предоставлением услуг по оказанию бесплатной юридической помощи обратилось всего 335 тыс. человек, причем именно в силу низкой информированности населения в этой сфере <1>.
Статья: К вопросу о выстраивании системы бесплатной юридической помощи населению
(Закомолдин Р.В., Закомолдин А.В., Гончарова К.С.)
("Юрист", 2022, N 6)Изначально планировалось, что порядок оказания адвокатами бесплатной юридической помощи и компенсации расходов на эту работу отнесут к компетенции субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ) и урегулируют региональным законодательством. В ряде регионов были подготовлены проекты таких законов, но многие из них просто не соответствовали общим требованиям федерального законодательства. Более того, в отдельных случаях их положения остались лишь декларативными. В основном они дублировали положения Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и не содержали непосредственно порядка предоставления бесплатной юридической помощи <22>.
(Закомолдин Р.В., Закомолдин А.В., Гончарова К.С.)
("Юрист", 2022, N 6)Изначально планировалось, что порядок оказания адвокатами бесплатной юридической помощи и компенсации расходов на эту работу отнесут к компетенции субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ) и урегулируют региональным законодательством. В ряде регионов были подготовлены проекты таких законов, но многие из них просто не соответствовали общим требованиям федерального законодательства. Более того, в отдельных случаях их положения остались лишь декларативными. В основном они дублировали положения Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и не содержали непосредственно порядка предоставления бесплатной юридической помощи <22>.
Статья: Субъективные социальные права: конституционно-правовая сущность
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Например, право на квалифицированную юридическую помощь традиционно относится к личным правам, однако сегодня оно предполагает предоставление бесплатной юридической помощи в том случае, если гражданин не может обеспечить себе такую помощь самостоятельно. Означает ли это, что данное право также является социальным? Как нам представляется, здесь следует говорить об объективном процессе социализации всех прав и свобод человека и гражданина, но с целью обеспечения терминологической точности нужно отличать социальные права в собственном смысле от социализированных прав.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Например, право на квалифицированную юридическую помощь традиционно относится к личным правам, однако сегодня оно предполагает предоставление бесплатной юридической помощи в том случае, если гражданин не может обеспечить себе такую помощь самостоятельно. Означает ли это, что данное право также является социальным? Как нам представляется, здесь следует говорить об объективном процессе социализации всех прав и свобод человека и гражданина, но с целью обеспечения терминологической точности нужно отличать социальные права в собственном смысле от социализированных прав.
Статья: Порядок и пределы возмещения сумм, затраченных на обращение за квалифицированной юридической помощью в уголовном процессе
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)В 2012 году Организацией Объединенных Наций приняты "Принципы и руководящие положения ООН, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия" <26>. Согласно указанным документам критериями предоставления бесплатной юридической помощи могут выступать 1) нуждаемость обвиняемого, 2) интересы правосудия.
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)В 2012 году Организацией Объединенных Наций приняты "Принципы и руководящие положения ООН, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия" <26>. Согласно указанным документам критериями предоставления бесплатной юридической помощи могут выступать 1) нуждаемость обвиняемого, 2) интересы правосудия.