Предназначение полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Предназначение полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовые меры охраны и обеспечения гарантий здоровья российских граждан как неотъемлемой конституционной ценности
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Подтверждение аргумента о различиях в терминологии содержится в положениях Федерального закона N 3-ФЗ <16>, в котором законодатель четко отграничил основные задачи и функции должностных лиц полиции и не связывает деятельность полиции с "охраной здоровья человека". Так, ст. 1 данного Закона четко закрепляет предназначение российской полиции: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка <17>... Подмена правовых понятий в юриспруденции недопустима, она подменяет суть и смысл гарантируемых и охраняемых правовой нормой отношений. Еще одним доказательством данного утверждения является то, что изучение проблем и мер административно-правовой охраны граждан и проблематика отношений по административно-правовой защите находятся в разных разделах теории административного права <18>.
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Подтверждение аргумента о различиях в терминологии содержится в положениях Федерального закона N 3-ФЗ <16>, в котором законодатель четко отграничил основные задачи и функции должностных лиц полиции и не связывает деятельность полиции с "охраной здоровья человека". Так, ст. 1 данного Закона четко закрепляет предназначение российской полиции: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка <17>... Подмена правовых понятий в юриспруденции недопустима, она подменяет суть и смысл гарантируемых и охраняемых правовой нормой отношений. Еще одним доказательством данного утверждения является то, что изучение проблем и мер административно-правовой охраны граждан и проблематика отношений по административно-правовой защите находятся в разных разделах теории административного права <18>.
Статья: К 10-летию Федерального закона "О полиции": некоторые аспекты истории создания и принятия
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Наиболее весомый вклад в создание Закона о полиции, прежде всего в части формирования его основополагающих идей, касающихся предназначения полиции в современной России, принципов ее деятельности, организационного построения, полномочий, в том числе при применении полицейских мер принуждения <38>, был внесен ведущими учеными-административистами и полицеистами (Ю.Е. Аврутиным, Ю.П. Соловьем, Н.Н. Цукановым) и сотрудниками Правового департамента МВД России под руководством В.В. Черникова, который непосредственно и возглавлял рабочую группу.
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Наиболее весомый вклад в создание Закона о полиции, прежде всего в части формирования его основополагающих идей, касающихся предназначения полиции в современной России, принципов ее деятельности, организационного построения, полномочий, в том числе при применении полицейских мер принуждения <38>, был внесен ведущими учеными-административистами и полицеистами (Ю.Е. Аврутиным, Ю.П. Соловьем, Н.Н. Цукановым) и сотрудниками Правового департамента МВД России под руководством В.В. Черникова, который непосредственно и возглавлял рабочую группу.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"Очередность привлечения воинских частей к выполнению задач, указанных в статье 43 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет начальник соответствующего органа военной полиции в зависимости от состава и предназначения этих воинских частей.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"Очередность привлечения воинских частей к выполнению задач, указанных в статье 43 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет начальник соответствующего органа военной полиции в зависимости от состава и предназначения этих воинских частей.
Статья: К вопросу о полномочиях должностных лиц полиции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В ходе анализа научных трудов заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора, генерал-майора милиции, почетного работника МВД СССР Льва Леонидовича Попова, посвященных ключевым проблемам государственного управления в административном праве, заслуженный юрист Российской Федерации Д.К. Нечевин систематизировал набор неотъемлемых качеств современного правового государства. Акцентируя внимание на необходимости четкого предназначения обязанностей, прав полиции, профессор подчеркнул важность "освобождения полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов". По его справедливому мнению, это будет способствовать "стабилизации и повышению уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в России" <4>.
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В ходе анализа научных трудов заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора, генерал-майора милиции, почетного работника МВД СССР Льва Леонидовича Попова, посвященных ключевым проблемам государственного управления в административном праве, заслуженный юрист Российской Федерации Д.К. Нечевин систематизировал набор неотъемлемых качеств современного правового государства. Акцентируя внимание на необходимости четкого предназначения обязанностей, прав полиции, профессор подчеркнул важность "освобождения полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов". По его справедливому мнению, это будет способствовать "стабилизации и повышению уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в России" <4>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Статья: К вопросу о допуске колесных транспортных средств к эксплуатации по автомобильным дорогам
(Иванов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)К числу причин указанной практики относятся неверное представление судов и сотрудников полиции о предназначении указанных транспортных средств, а также неверное представление о "транспортном средстве" в целях применения главы 12 КоАП РФ. ПДД регламентируется участие в дорожном движении квадрициклов (трициклов), которые в зависимости от технических характеристик (максимальной скорости, объема либо мощности двигателя, системы управления и др.) могут приравниваться к мопедам, для управления которыми требуется специальное право категории "М", либо к транспортным средствам, для управления которыми требуется специальное право категории "В1" (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа либо автомобильной посадкой или рулем автомобильного типа). Согласно положениям ГОСТ Р 51815-2001 <6> ПДД квадрициклы (трициклы) предназначены для эксплуатации на дорогах общей сети, следовательно, водители, управляющие указанными средствами, могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные гл. 12 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
(Иванов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)К числу причин указанной практики относятся неверное представление судов и сотрудников полиции о предназначении указанных транспортных средств, а также неверное представление о "транспортном средстве" в целях применения главы 12 КоАП РФ. ПДД регламентируется участие в дорожном движении квадрициклов (трициклов), которые в зависимости от технических характеристик (максимальной скорости, объема либо мощности двигателя, системы управления и др.) могут приравниваться к мопедам, для управления которыми требуется специальное право категории "М", либо к транспортным средствам, для управления которыми требуется специальное право категории "В1" (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа либо автомобильной посадкой или рулем автомобильного типа). Согласно положениям ГОСТ Р 51815-2001 <6> ПДД квадрициклы (трициклы) предназначены для эксплуатации на дорогах общей сети, следовательно, водители, управляющие указанными средствами, могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные гл. 12 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).