Предмет внутреннего финансового аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет внутреннего финансового аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внутренний финансовый аудит
(КонсультантПлюс, 2025)...МРУ финансового контроля указывает на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду, который, по его мнению, не носит экономического характера, поскольку в рамках проверки осуществлялся внутренний ведомственный финансовый аудит...
(КонсультантПлюс, 2025)...МРУ финансового контроля указывает на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду, который, по его мнению, не носит экономического характера, поскольку в рамках проверки осуществлялся внутренний ведомственный финансовый аудит...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Термин "внутренний финансовый контроль", осуществляемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств (далее - ГАБС), впервые появился после введения ст. 160.2-1 в Бюджетный кодекс Российской Федерации <2> (далее - БК РФ), согласно которой оценка надежности внутреннего процесса ГАБС на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, т.е. оценка ВФК, является целью внутреннего финансового аудита. В настоящее время написано значительное количество научных работ, в которых авторы обращают внимание на скудность правовых основ ВФК, поскольку законодателем в БК РФ не был даже определен сам термин, но закреплена обязанность его осуществления главными администраторами (администраторами). Особенность правового регулирования ВФК заключается в том, что каждый орган, являющийся ГАБС, обязан принять акт, регулирующий порядок его осуществления. Структура таких актов законодательно не определена и, как правило, включает следующие основные характеристики: понятие и цель ВФК, задачи, принципы, осуществляющие ВФК субъекты, предмет, форма и методы, контрольные действия (понятие, перечень и способы проведения), внутренние бюджетные процедуры, оценка бюджетных рисков, результат внутренней бюджетной процедуры, карта ВФК, оформление результатов ВФК и виды принимаемых решений, ответственность за ненадлежащую организацию ВФК, при этом указанный перечень разделов является собирательным и не все акты структурно ему соответствуют. Организация любого процесса требует регламентации порядка его осуществления, при этом данный процесс может отличаться в каждом ГАБС.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Термин "внутренний финансовый контроль", осуществляемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств (далее - ГАБС), впервые появился после введения ст. 160.2-1 в Бюджетный кодекс Российской Федерации <2> (далее - БК РФ), согласно которой оценка надежности внутреннего процесса ГАБС на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, т.е. оценка ВФК, является целью внутреннего финансового аудита. В настоящее время написано значительное количество научных работ, в которых авторы обращают внимание на скудность правовых основ ВФК, поскольку законодателем в БК РФ не был даже определен сам термин, но закреплена обязанность его осуществления главными администраторами (администраторами). Особенность правового регулирования ВФК заключается в том, что каждый орган, являющийся ГАБС, обязан принять акт, регулирующий порядок его осуществления. Структура таких актов законодательно не определена и, как правило, включает следующие основные характеристики: понятие и цель ВФК, задачи, принципы, осуществляющие ВФК субъекты, предмет, форма и методы, контрольные действия (понятие, перечень и способы проведения), внутренние бюджетные процедуры, оценка бюджетных рисков, результат внутренней бюджетной процедуры, карта ВФК, оформление результатов ВФК и виды принимаемых решений, ответственность за ненадлежащую организацию ВФК, при этом указанный перечень разделов является собирательным и не все акты структурно ему соответствуют. Организация любого процесса требует регламентации порядка его осуществления, при этом данный процесс может отличаться в каждом ГАБС.
Нормативные акты
"СГА 311. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита"
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 14.07.2025 N 7ПК)4. Предмет, цели, задачи проверки и анализа эффективности
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 14.07.2025 N 7ПК)4. Предмет, цели, задачи проверки и анализа эффективности
Приказ Росрезерва от 15.05.2017 N 102
"Об утверждении Регламента Федерального агентства по государственным резервам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2017 N 46969)Полномочия иных представителей Росрезерва определяются в доверенности, подготавливаемой Управлением правового обеспечения и внутреннего финансового аудита Росрезерва, визируемой руководителем указанного структурного подразделения и подписываемой руководителем Росрезерва.
"Об утверждении Регламента Федерального агентства по государственным резервам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2017 N 46969)Полномочия иных представителей Росрезерва определяются в доверенности, подготавливаемой Управлением правового обеспечения и внутреннего финансового аудита Росрезерва, визируемой руководителем указанного структурного подразделения и подписываемой руководителем Росрезерва.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)<2> СГА 311 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита": утв. Коллегией Счетной палаты РФ, Протокол от 10.07.2015 N 32К (1043). URL: https://кгlaws.ru/arts/SGA-311.-Standart-vneshnego-gosudarstvennogo-audita/.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)<2> СГА 311 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита": утв. Коллегией Счетной палаты РФ, Протокол от 10.07.2015 N 32К (1043). URL: https://кгlaws.ru/arts/SGA-311.-Standart-vneshnego-gosudarstvennogo-audita/.
Статья: Рекомендации Минфина по определению критериев признания (непризнания) заключений субъектами ВФА
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)В первую очередь проводится анализ заключения на предмет отсутствия ситуаций, приведенных в п. 1 и пп. "д" - "ж" п. 2 гл. II Рекомендаций. В случае если в анализируемом заключении допущена какая-либо из указанных ошибок, такое заключение не признается в соответствии с положениями СВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)В первую очередь проводится анализ заключения на предмет отсутствия ситуаций, приведенных в п. 1 и пп. "д" - "ж" п. 2 гл. II Рекомендаций. В случае если в анализируемом заключении допущена какая-либо из указанных ошибок, такое заключение не признается в соответствии с положениями СВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)В течение 2020 - 2021 гг. Федеральным казначейством проводились аналитические мероприятия в форме анкетирования и анализа деятельности ГАБС, администраторов бюджетных средств (далее - АБС) федерального и регионального (местного) уровней на предмет правильности применения положений стандартов ВФА. Так, анализ организации и осуществления ВФА в 90 ГАБС федерального уровня выявил устойчивую тенденцию по увеличению количества недостатков в сравнении с результатами аналогичных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством ранее [Исаев и др., 2022]. Значительное количество недостатков было выявлено и в ГАБС регионального и местного уровней.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)В течение 2020 - 2021 гг. Федеральным казначейством проводились аналитические мероприятия в форме анкетирования и анализа деятельности ГАБС, администраторов бюджетных средств (далее - АБС) федерального и регионального (местного) уровней на предмет правильности применения положений стандартов ВФА. Так, анализ организации и осуществления ВФА в 90 ГАБС федерального уровня выявил устойчивую тенденцию по увеличению количества недостатков в сравнении с результатами аналогичных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством ранее [Исаев и др., 2022]. Значительное количество недостатков было выявлено и в ГАБС регионального и местного уровней.
Готовое решение: В каких целях осуществляется внутренний финансовый аудит и какие задачи решает
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы оценить надежность ВФК в ГАБС (АБС) и подготовить предложения по его организации, решаются такие задачи, как (п. 14 Федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"):
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы оценить надежность ВФК в ГАБС (АБС) и подготовить предложения по его организации, решаются такие задачи, как (п. 14 Федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"):
Готовое решение: Как учреждению провести инвентаризацию в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)В годовую инвентаризацию вам нужно также включить те объекты учета, по которым в течение финансового года были выявлены факты и (или) признаки, влияющие на достоверность бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это касается нарушений, выявленных при проведении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и (или) внутреннего финансового аудита (п. 32 Общих требований к инвентаризации, Методические рекомендации по инвентаризации).
(КонсультантПлюс, 2025)В годовую инвентаризацию вам нужно также включить те объекты учета, по которым в течение финансового года были выявлены факты и (или) признаки, влияющие на достоверность бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это касается нарушений, выявленных при проведении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и (или) внутреннего финансового аудита (п. 32 Общих требований к инвентаризации, Методические рекомендации по инвентаризации).
Статья: Рекомендации Минфина по оформлению результатов аудиторского мероприятия
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)- осуществляет контроль соблюдения требований к информации, указанной в заключении, установленных п. 6 Стандарта "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", например на предмет ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)- осуществляет контроль соблюдения требований к информации, указанной в заключении, установленных п. 6 Стандарта "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", например на предмет ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;
Статья: Программа проведения ВФА, ее утверждение, внесение в нее изменений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)3) для цели повышения качества финансового менеджмента определяются задачи, предусмотренные п. 16 СВФА "Определения, принципы и задачи". При этом выбор задач аудиторского мероприятия рекомендуется осуществлять путем:
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)3) для цели повышения качества финансового менеджмента определяются задачи, предусмотренные п. 16 СВФА "Определения, принципы и задачи". При этом выбор задач аудиторского мероприятия рекомендуется осуществлять путем:
Статья: Расширение методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Важным условием для осуществления контрольного мониторинга являются автоматизированные каналы взаимодействия, "цифровая зрелость" объекта контроля, высокий уровень организации внутреннего финансового аудита, выстроенная система управления рисками внутри организации, позволяющая следовать формируемому Федеральным казначейством мотивированному мнению.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Важным условием для осуществления контрольного мониторинга являются автоматизированные каналы взаимодействия, "цифровая зрелость" объекта контроля, высокий уровень организации внутреннего финансового аудита, выстроенная система управления рисками внутри организации, позволяющая следовать формируемому Федеральным казначейством мотивированному мнению.