Предмет ведения субъекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет ведения субъекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционно-правовой статус субъектов РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционно-правовой статус субъектов РФ
Статья: Защита семьи как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 41. Общие правила правового регулирования полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 41. Общие правила правового регулирования полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья: Анализ проблем правового регулирования институтов гражданского общества в субъектах Российской Федерации
(Пузенцова Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Нормативно-правовая база российского местного самоуправления основана на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. В статье рассматривается формирование системы местного самоуправления, ее правовых гарантий на законодательном уровне. Несмотря на развитие федерального законодательства, в вопросах местного самоуправления остается множество нерешенных проблем финансово-экономического, кадрового и нормативно-правового характера. Задачи, которые ставил автор статьи: проанализировать состояние современного гражданского общества через призму его институтов, дать оценку. Актуальность выбранной темы определяется тем, что собственное правовое регулирование субъектов Федерации имеет специфические особенности, которые определяются предметом ведения субъектов Федерации.
(Пузенцова Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Нормативно-правовая база российского местного самоуправления основана на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. В статье рассматривается формирование системы местного самоуправления, ее правовых гарантий на законодательном уровне. Несмотря на развитие федерального законодательства, в вопросах местного самоуправления остается множество нерешенных проблем финансово-экономического, кадрового и нормативно-правового характера. Задачи, которые ставил автор статьи: проанализировать состояние современного гражданского общества через призму его институтов, дать оценку. Актуальность выбранной темы определяется тем, что собственное правовое регулирование субъектов Федерации имеет специфические особенности, которые определяются предметом ведения субъектов Федерации.
Статья: Некоторые аспекты реализации принципа федерализма в правовом регулировании административной ответственности (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа)
(Зокиров Т.З.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административная юрисдикция, принцип федерализма, разграничение предметов ведения, субъекты РФ, Дальневосточный федеральный округ, правовые коллизии, пробелы в праве.
(Зокиров Т.З.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административная юрисдикция, принцип федерализма, разграничение предметов ведения, субъекты РФ, Дальневосточный федеральный округ, правовые коллизии, пробелы в праве.
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Федеральный законодатель, исходя из принципов равенства граждан и единства публичной власти, обеспечил единообразный подход к законодательному регулированию организации публичной власти в муниципальных образованиях, в том числе в вопросах непосредственного волеизъявления граждан по вопросам публичного значения, предусмотрев дополнительные формы прямой демократии. Отнесение вопросов установления административной ответственности за нарушение порядка проведения предусмотренного федеральным законом о местном самоуправлении голосования к предметам ведения субъектов Российской Федерации означает нарушение принципа равенства граждан - участников такого голосования, проживающих на территории различных субъектов Российской Федерации, поскольку к настоящему времени законодательство большинства субъектов Российской Федерации не предусматривает административную ответственность за нарушение порядка проведения голосования, не являющегося выборами, референдумами или Общероссийским голосованием <16>, либо предусматривает ответственность лишь за некоторые виды такого голосования <17>.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Федеральный законодатель, исходя из принципов равенства граждан и единства публичной власти, обеспечил единообразный подход к законодательному регулированию организации публичной власти в муниципальных образованиях, в том числе в вопросах непосредственного волеизъявления граждан по вопросам публичного значения, предусмотрев дополнительные формы прямой демократии. Отнесение вопросов установления административной ответственности за нарушение порядка проведения предусмотренного федеральным законом о местном самоуправлении голосования к предметам ведения субъектов Российской Федерации означает нарушение принципа равенства граждан - участников такого голосования, проживающих на территории различных субъектов Российской Федерации, поскольку к настоящему времени законодательство большинства субъектов Российской Федерации не предусматривает административную ответственность за нарушение порядка проведения голосования, не являющегося выборами, референдумами или Общероссийским голосованием <16>, либо предусматривает ответственность лишь за некоторые виды такого голосования <17>.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
Статья: Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности
(Егорова А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)В качестве важного инструмента государственного участия в инвестиционной деятельности необходимо выделить капитальные трансферты, которые обеспечивают равенство бюджетных прав всех субъектов РФ в рамках распределения и перераспределения финансовых потоков внутри бюджетной системы Российской Федерации <9>. Такие трансферты представляют собой выделение одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на принципе софинансирования так называемых инвестиционных субсидий <10>, которые выступают одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность субъектов РФ в решении вопросов развития региональной экономики и социальной сферы, привлечения средств федерального бюджета на приоритетные направления инвестиционных расходов <11>. Так, данные субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств в рамках реализации региональными органами власти полномочий по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" <12>). За счет данных субсидий осуществляется долевое финансирование инвестиционных программ и проектов развития инфраструктуры <13>. Примером субсидий могут выступать субсидии на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" <14>.
(Егорова А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)В качестве важного инструмента государственного участия в инвестиционной деятельности необходимо выделить капитальные трансферты, которые обеспечивают равенство бюджетных прав всех субъектов РФ в рамках распределения и перераспределения финансовых потоков внутри бюджетной системы Российской Федерации <9>. Такие трансферты представляют собой выделение одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на принципе софинансирования так называемых инвестиционных субсидий <10>, которые выступают одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность субъектов РФ в решении вопросов развития региональной экономики и социальной сферы, привлечения средств федерального бюджета на приоритетные направления инвестиционных расходов <11>. Так, данные субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств в рамках реализации региональными органами власти полномочий по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" <12>). За счет данных субсидий осуществляется долевое финансирование инвестиционных программ и проектов развития инфраструктуры <13>. Примером субсидий могут выступать субсидии на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" <14>.
Статья: Государственный, муниципальный и общественный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конституционного права
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<25> Части 4 - 6 ст. 1 Федерального закона N 248-ФЗ устанавливают, что федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации; муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<25> Части 4 - 6 ст. 1 Федерального закона N 248-ФЗ устанавливают, что федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации; муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Статья: Интегративная теория административного процесса - единственно верная основа построения модели административного процесса
(Стахов А.И.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Отметим, что п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относит административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с административным законодательством. Следовательно, субъектам Российской Федерации предоставляется конституционная возможность создавать и развивать массив административно-процессуального законодательства субъектов РФ, принимая собственные законы и иные нормативные правовые акты, необходимые для регулирования административного процесса, осуществляемого несудебными правоприменительными органами, которые создаются на территории субъекта Российской Федерации и выполняют правоприменительные функции, урегулированные административным законодательством в пределах предметов ведения субъекта РФ и муниципальных образований, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <6> и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7>.
(Стахов А.И.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Отметим, что п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относит административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с административным законодательством. Следовательно, субъектам Российской Федерации предоставляется конституционная возможность создавать и развивать массив административно-процессуального законодательства субъектов РФ, принимая собственные законы и иные нормативные правовые акты, необходимые для регулирования административного процесса, осуществляемого несудебными правоприменительными органами, которые создаются на территории субъекта Российской Федерации и выполняют правоприменительные функции, урегулированные административным законодательством в пределах предметов ведения субъекта РФ и муниципальных образований, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <6> и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7>.
Статья: Субконституционная модель распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: централизация vs автономия регионов
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Предмет ведения - это "круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым... государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения" <1>. Конституция РФ предусматривает наличие трехзвенной системы. Она включает закрытые перечни предметов ведения РФ (ст. 71) и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также сформулированные по остаточному принципу предметы ведения субъектов РФ (ст. 73). В компетенцию регионов входят все вопросы, не отнесенные к двум первым группам. Однако, несмотря на кажущуюся широту, сфера ведения регионов является крайне узкой по следующим причинам.
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Предмет ведения - это "круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым... государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения" <1>. Конституция РФ предусматривает наличие трехзвенной системы. Она включает закрытые перечни предметов ведения РФ (ст. 71) и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также сформулированные по остаточному принципу предметы ведения субъектов РФ (ст. 73). В компетенцию регионов входят все вопросы, не отнесенные к двум первым группам. Однако, несмотря на кажущуюся широту, сфера ведения регионов является крайне узкой по следующим причинам.
Статья: Анализ новой системы правового регулирования контрольно-надзорной деятельности
(Минин В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Федеральные законы о видах контроля устанавливают регулирование для конкретных видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и видов муниципального контроля, а законы субъектов Российской Федерации о видах контроля - для видов регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
(Минин В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Федеральные законы о видах контроля устанавливают регулирование для конкретных видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и видов муниципального контроля, а законы субъектов Российской Федерации о видах контроля - для видов регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Статья: Базовые постулаты бухгалтерского учета. Часть II
(Колчугин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)В группе B постулируется субъект процесса ведения бухгалтерского учета - организация (постулат B-3). Факты хозяйственной жизни как предмет процесса ведения бухгалтерского учета ограничиваются конкретным субъектом. Постулируется денежная оценка факта хозяйственной жизни, в качестве которой выступает рыночная цена (постулат B-3). Постулат осмотрительности (постулат B-4) устанавливает требования к признанию фактов хозяйственной жизни в течение отчетных периодов (постулат A-4). Заключительным этапом учетного процесса выступает финансовая отчетность (постулат B-1), в которой происходит итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни конкретной организации за определенный период исходя из рыночных цен.
(Колчугин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)В группе B постулируется субъект процесса ведения бухгалтерского учета - организация (постулат B-3). Факты хозяйственной жизни как предмет процесса ведения бухгалтерского учета ограничиваются конкретным субъектом. Постулируется денежная оценка факта хозяйственной жизни, в качестве которой выступает рыночная цена (постулат B-3). Постулат осмотрительности (постулат B-4) устанавливает требования к признанию фактов хозяйственной жизни в течение отчетных периодов (постулат A-4). Заключительным этапом учетного процесса выступает финансовая отчетность (постулат B-1), в которой происходит итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни конкретной организации за определенный период исходя из рыночных цен.