Пределы прокурОрского надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Пределы прокурОрского надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Надзорные мероприятия природоохранным прокурором проведены в пределах компетенции на основании обращения директора Общества. Из системного толкования положений статей 21 - 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что меры прокурорского реагирования на нарушения законов, в том числе и внесение представления, подлежат применению в рамках надзора за соблюдением законов, который, в свою очередь, должен осуществляться посредством проведения соответствующих проверок."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.4 "Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором" КоАП РФ"Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 25.11 и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ. При таких обстоятельствах, прокурор при производстве по делу об административном правонарушении действовал в рамках своих полномочий, установленных Законом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)Важны вопросы о пределах прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях и о его соответствии положениям Закона о прокуратуре.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)Важны вопросы о пределах прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях и о его соответствии положениям Закона о прокуратуре.
Нормативные акты
<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>3. С учетом установленных ст. 24.6 КоАП РФ пределов осуществления прокурорского надзора на этой стадии проверке подлежит соблюдение требований гл. 29 и 30 КоАП РФ только несудебными органами и их должностными лицами. Вместе с тем законность выносимых судьями окончательных решений по делу об административном правонарушении, а также в порядке пересмотра ранее принятых решений находится в сфере прокурорского внимания.
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>3. С учетом установленных ст. 24.6 КоАП РФ пределов осуществления прокурорского надзора на этой стадии проверке подлежит соблюдение требований гл. 29 и 30 КоАП РФ только несудебными органами и их должностными лицами. Вместе с тем законность выносимых судьями окончательных решений по делу об административном правонарушении, а также в порядке пересмотра ранее принятых решений находится в сфере прокурорского внимания.
Статья: Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Статья 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" ограничивает пределы прокурорского надзора и обязывает органы прокуратуры осуществлять надзор только за исполнением войсками национальной гвардии "федеральных конституционных законов и федеральных законов". Указанная статья не предоставляет органам прокуратуры полномочия по осуществлению надзора: а) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных главой 2 Конституции РФ; б) за соответствием законам правовых актов, издаваемых в войсках национальной гвардии.
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Статья 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" ограничивает пределы прокурорского надзора и обязывает органы прокуратуры осуществлять надзор только за исполнением войсками национальной гвардии "федеральных конституционных законов и федеральных законов". Указанная статья не предоставляет органам прокуратуры полномочия по осуществлению надзора: а) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных главой 2 Конституции РФ; б) за соответствием законам правовых актов, издаваемых в войсках национальной гвардии.
Статья: Нарушение принципа правовой определенности нормами статьи 39.18 ЗК РФ о сроках, способах подачи и форме заявления о намерении участвовать в аукционе
(Лисица В.Н., Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)1. Калугина О.В. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 12. С. 17 - 26.
(Лисица В.Н., Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)1. Калугина О.В. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 12. С. 17 - 26.
Статья: Приоритеты судебного порядка рассмотрения жалоб как составной части механизма судебной защиты прав граждан в досудебном производстве по уголовным делам
(Сушина Т.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<15> Выделение направлений в рамках реализации возложенных государством функций широко распространено в прокурорской деятельности. См., например: Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов / Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генеральной прокуратуры РФ. М., 2005. С. 26; Кардашова И.Б. Правовое усмотрение в прокурорской деятельности // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2024. N 2 (100). С. 67.
(Сушина Т.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<15> Выделение направлений в рамках реализации возложенных государством функций широко распространено в прокурорской деятельности. См., например: Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов / Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генеральной прокуратуры РФ. М., 2005. С. 26; Кардашова И.Б. Правовое усмотрение в прокурорской деятельности // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2024. N 2 (100). С. 67.
Статья: Соблюдение законодательства при исполнении наказания в виде исправительных работ
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Важный вопрос - пределы прокурорского надзора при исполнении наказания в виде исправительных работ.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Важный вопрос - пределы прокурорского надзора при исполнении наказания в виде исправительных работ.
Статья: Природоохранные прокуратуры в системе публичной власти
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)Вопрос о пределах прокурорского надзора за исполнением законов весьма сложный, многоаспектный и относится к числу наиболее слабо разработанных в теории прокурорского надзора, что нередко приводит на практике к необоснованному сужению или расширению сферы прокурорского надзора, поскольку Закон о прокуратуре не содержит указаний, в каких случаях, в каком объеме следует применять прокурорам свои полномочия.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)Вопрос о пределах прокурорского надзора за исполнением законов весьма сложный, многоаспектный и относится к числу наиболее слабо разработанных в теории прокурорского надзора, что нередко приводит на практике к необоснованному сужению или расширению сферы прокурорского надзора, поскольку Закон о прокуратуре не содержит указаний, в каких случаях, в каком объеме следует применять прокурорам свои полномочия.
Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)При этом права и свободы граждан, законы могут быть нарушены цифровыми сущностями (ИИ, IoT и др.), что может привести к выходу за пределы прокурорского надзора, к нерезультативной проверке, по итогам которой может быть сделан вывод о выявленных нарушениях закона и невозможности принятия мер прокурорского реагирования.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)При этом права и свободы граждан, законы могут быть нарушены цифровыми сущностями (ИИ, IoT и др.), что может привести к выходу за пределы прокурорского надзора, к нерезультативной проверке, по итогам которой может быть сделан вывод о выявленных нарушениях закона и невозможности принятия мер прокурорского реагирования.
Статья: О взаимодействии прокуроров со специалистами при реализации надзорных полномочий вне уголовно-правовой сферы
(Кочева Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<3> Например: Винокуров А.Ю. О пределах прокурорского надзора и пределах познаний о нем // Обеспечение единого правового пространства в Российской Федерации: материалы науч. конф., 25.11.2010. М.: Изд-во МосГУ, 2011. С. 46; Винокуров А.Ю., Капинус Н.И., Рябцев В.П. Применение прокурорами полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 9. С. 63.
(Кочева Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<3> Например: Винокуров А.Ю. О пределах прокурорского надзора и пределах познаний о нем // Обеспечение единого правового пространства в Российской Федерации: материалы науч. конф., 25.11.2010. М.: Изд-во МосГУ, 2011. С. 46; Винокуров А.Ю., Капинус Н.И., Рябцев В.П. Применение прокурорами полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 9. С. 63.
Статья: Разграничение компетенции органов прокуратуры и суда по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<9> Скосарев В.В. Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: материалы научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 75 - 80.
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<9> Скосарев В.В. Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: материалы научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 75 - 80.
Статья: Использование специальных знаний в деятельности органов прокуратуры
(Антонов О.Ю., Шепелев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)<9> Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов / Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. М., 2005. С. 214.
(Антонов О.Ю., Шепелев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)<9> Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов / Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. М., 2005. С. 214.
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Научная дискуссия о допустимости и пределах прокурорского надзора за исполнением законодательства избирательными комиссиями выявила интерес многих авторов к этой проблематике. По мнению некоторых исследователей, ввиду отсутствия у российской прокуратуры возможности осуществлять непосредственный надзор за исполнением законов избирательными комиссиями различных уровней особое значение для достижения возложенных на нее задач приобретает взаимодействие с этими органами <13>.
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Научная дискуссия о допустимости и пределах прокурорского надзора за исполнением законодательства избирательными комиссиями выявила интерес многих авторов к этой проблематике. По мнению некоторых исследователей, ввиду отсутствия у российской прокуратуры возможности осуществлять непосредственный надзор за исполнением законов избирательными комиссиями различных уровней особое значение для достижения возложенных на нее задач приобретает взаимодействие с этими органами <13>.