Предельный возраст президента
Подборка наиболее важных документов по запросу Предельный возраст президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры"
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)В отличие от ранее действовавшей Конституции сейчас не предусматривается верхнего возрастного предела для кандидата в Президенты РФ (ранее он равнялся 65 годам).
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)В отличие от ранее действовавшей Конституции сейчас не предусматривается верхнего возрастного предела для кандидата в Президенты РФ (ранее он равнялся 65 годам).
Статья: Проблемы прекращения служебных отношений в связи с достижением предельного возраста
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В 2021 г. тем гражданским служащим, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, предельный возраст отменили <1>. Эта норма касается преимущественно сотрудников Администрации Президента РФ. Как отмечает А. Ильин, "в Администрации Президента законопроект большого количества людей - руководителя, замруководителя, начальников управлений, советников. Думаю, это сделано именно для Администрации Президента. Только там под действие законопроекта подпадает большое количество человек, и там много возрастных" <2>. В пояснительной записке к данному законопроекту говорится о том, что в отдельных случаях существует необходимость продления срока государственной гражданской службы "наиболее опытным и высококвалифицированным руководителям" по достижении предельного возраста. Возможно, это действительно так, но почему такая избирательность: в иных государственных органах нет необходимости в "наиболее опытных" руководителях?
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В 2021 г. тем гражданским служащим, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, предельный возраст отменили <1>. Эта норма касается преимущественно сотрудников Администрации Президента РФ. Как отмечает А. Ильин, "в Администрации Президента законопроект большого количества людей - руководителя, замруководителя, начальников управлений, советников. Думаю, это сделано именно для Администрации Президента. Только там под действие законопроекта подпадает большое количество человек, и там много возрастных" <2>. В пояснительной записке к данному законопроекту говорится о том, что в отдельных случаях существует необходимость продления срока государственной гражданской службы "наиболее опытным и высококвалифицированным руководителям" по достижении предельного возраста. Возможно, это действительно так, но почему такая избирательность: в иных государственных органах нет необходимости в "наиболее опытных" руководителях?
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица в случаях, предусмотренных федеральным законом;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица в случаях, предусмотренных федеральным законом;
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)3. Ограничения, запреты и требования, связанные с замещением должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не действуют на новых территориях в течение переходного периода, за исключением случаев, установленных указанными федеральными конституционными законами. Один из таких случаев - это приведенный выше пример с достижением предельного возраста на гражданской и на муниципальной службе. Что касается иных ограничений, а также запретов и требований, связанных с замещением должностей, то они в переходный период действуют с учетом особенностей, устанавливаемых Президентом Российской Федерации. Эти особенности были определены Указом Президента РФ от 6 декабря 2022 г. N 886 "Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", которым было утверждено Положение об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее в статье - Положение). При этом следует обратить внимание, что, исходя из содержания ч. 2 ст. 6 указанных федеральных конституционных законов, Положение распространяется не только на гражданских и муниципальных служащих, а на все виды государственной службы.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)3. Ограничения, запреты и требования, связанные с замещением должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не действуют на новых территориях в течение переходного периода, за исключением случаев, установленных указанными федеральными конституционными законами. Один из таких случаев - это приведенный выше пример с достижением предельного возраста на гражданской и на муниципальной службе. Что касается иных ограничений, а также запретов и требований, связанных с замещением должностей, то они в переходный период действуют с учетом особенностей, устанавливаемых Президентом Российской Федерации. Эти особенности были определены Указом Президента РФ от 6 декабря 2022 г. N 886 "Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", которым было утверждено Положение об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее в статье - Положение). При этом следует обратить внимание, что, исходя из содержания ч. 2 ст. 6 указанных федеральных конституционных законов, Положение распространяется не только на гражданских и муниципальных служащих, а на все виды государственной службы.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Комментируемая статья введена Федеральным законом от 25 мая 2020 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов", разработанным во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 июля 2019 г. N Пр-1496.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Комментируемая статья введена Федеральным законом от 25 мая 2020 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов", разработанным во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 июля 2019 г. N Пр-1496.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Срок полномочий прокуроров по общему правилу - пять лет. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 65 лет; а прокурорских работников, назначаемых Президентом РФ или по его представлению, - 70 лет.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Срок полномочий прокуроров по общему правилу - пять лет. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 65 лет; а прокурорских работников, назначаемых Президентом РФ или по его представлению, - 70 лет.
Вопрос: Какие нормативно-правовые акты регулируют правовые отношения в сфере социального обеспечения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Правовые отношения в сфере социального обеспечения регулируются Конституцией РФ, Конвенцией МОТ "О минимальных нормах социального обеспечения", федеральными законами и подзаконными актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными актами субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Правовые отношения в сфере социального обеспечения регулируются Конституцией РФ, Конвенцией МОТ "О минимальных нормах социального обеспечения", федеральными законами и подзаконными актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными актами субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.
Ситуация: Каковы основания и порядок увольнения с военной службы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, увольнение по инициативе командования возможно, в частности, по следующим основаниям (п. 2.1 ст. 36, пп. "а" п. 1 ст. 37, пп. "а" - "г", "д", "ж", "л", "м", "н" п. 1, пп. "а", "в", "д", "ж", "з", "и" п. 2, п. 6.1 ст. 51 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 26 Закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ; п. 1 Указа Президента РФ от 25.08.2021 N 493; п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, увольнение по инициативе командования возможно, в частности, по следующим основаниям (п. 2.1 ст. 36, пп. "а" п. 1 ст. 37, пп. "а" - "г", "д", "ж", "л", "м", "н" п. 1, пп. "а", "в", "д", "ж", "з", "и" п. 2, п. 6.1 ст. 51 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 26 Закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ; п. 1 Указа Президента РФ от 25.08.2021 N 493; п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8):
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общий порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду достижения им предельного возраста пребывания в должности определен параграфом 15 Регламента Конституционного Суда РФ, принятого Решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6. За 2 месяца до достижения судьей (за исключением Председателя Конституционного Суда РФ) предельного возраста пребывания в должности Конституционный Суд РФ извещает Президента и Совет Федерации о предстоящем открытии вакансии. При достижении судьей (за исключением Председателя Конституционного Суда РФ) 70 лет, а судьей, назначенным на должность заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, - 76 лет Конституционный Суд РФ принимает решение, в котором констатирует прекращение полномочий судьи с установленной даты.
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общий порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду достижения им предельного возраста пребывания в должности определен параграфом 15 Регламента Конституционного Суда РФ, принятого Решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6. За 2 месяца до достижения судьей (за исключением Председателя Конституционного Суда РФ) предельного возраста пребывания в должности Конституционный Суд РФ извещает Президента и Совет Федерации о предстоящем открытии вакансии. При достижении судьей (за исключением Председателя Конституционного Суда РФ) 70 лет, а судьей, назначенным на должность заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, - 76 лет Конституционный Суд РФ принимает решение, в котором констатирует прекращение полномочий судьи с установленной даты.
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Второе основание для удаления судьи в отставку - это достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Второе основание для удаления судьи в отставку - это достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком.
Ситуация: Кого призывают на военные сборы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На военные сборы призываются граждане, пребывающие в запасе. Таким образом, предельный возраст призыва на военные сборы определяется разрядом запаса, к которому относится гражданин (зависит в том числе от воинского звания). Например, предельный возраст пребывания в запасе для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов в настоящее время составляет 55 лет. При этом для указанных граждан установлены особенности исчисления предельного возраста пребывания в запасе в период с 01.01.2024 до 01.01.2028. Так, для граждан, имеющих воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, достигших в 2025 г. возраста 50 лет, предельный возраст пребывания в запасе установлен до 52 лет (п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ; ч. 4, п. 2 ч. 5 ст. 4 Закона от 24.07.2023 N 326-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На военные сборы призываются граждане, пребывающие в запасе. Таким образом, предельный возраст призыва на военные сборы определяется разрядом запаса, к которому относится гражданин (зависит в том числе от воинского звания). Например, предельный возраст пребывания в запасе для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов в настоящее время составляет 55 лет. При этом для указанных граждан установлены особенности исчисления предельного возраста пребывания в запасе в период с 01.01.2024 до 01.01.2028. Так, для граждан, имеющих воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, достигших в 2025 г. возраста 50 лет, предельный возраст пребывания в запасе установлен до 52 лет (п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ; ч. 4, п. 2 ч. 5 ст. 4 Закона от 24.07.2023 N 326-ФЗ).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Законодательство зарубежных стран в основном содержит нормы, устанавливающие возрастной порог, по преодолении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Также указывается и предельный возраст, по достижении которого привлечение к уголовной ответственности на специальных, более мягких условиях перестает действовать. Как правило, этот возраст соответствует возрасту достижения лицом совершеннолетия.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Законодательство зарубежных стран в основном содержит нормы, устанавливающие возрастной порог, по преодолении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Также указывается и предельный возраст, по достижении которого привлечение к уголовной ответственности на специальных, более мягких условиях перестает действовать. Как правило, этот возраст соответствует возрасту достижения лицом совершеннолетия.