Предельный размер муниципального долга
Подборка наиболее важных документов по запросу Предельный размер муниципального долга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджет сельского поселения
(КонсультантПлюс, 2025)...отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме и дотационный характер бюджета сельского поселения не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по оплате долга. Соответствующие доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные..."
(КонсультантПлюс, 2025)...отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме и дотационный характер бюджета сельского поселения не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по оплате долга. Соответствующие доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные..."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024 N 11АП-8588/2024 по делу N А55-8201/2023
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Принимая во внимание баланс интересов сторон, суд первой инстанции указал, что задолженность перед взыскателем образовалась с 2015 года, спор о ее взыскании рассмотрен в августе 2023 года, однако, доказательства, подтверждающие, что должником предпринимались все необходимые меры для своевременного исполнения своих обязательств, суду не представлены. Наличие лимита бюджетных обязательств и необходимость соблюдения порядка финансирования расходных обязательств муниципального бюджета, не свидетельствуют о принятии должником всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника, поскольку потребность в денежных средствах ему была и должна быть заблаговременно известна.
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Принимая во внимание баланс интересов сторон, суд первой инстанции указал, что задолженность перед взыскателем образовалась с 2015 года, спор о ее взыскании рассмотрен в августе 2023 года, однако, доказательства, подтверждающие, что должником предпринимались все необходимые меры для своевременного исполнения своих обязательств, суду не представлены. Наличие лимита бюджетных обязательств и необходимость соблюдения порядка финансирования расходных обязательств муниципального бюджета, не свидетельствуют о принятии должником всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника, поскольку потребность в денежных средствах ему была и должна быть заблаговременно известна.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Иные составы нарушения бюджетного законодательства предусмотрены следующими статьями КоАП РФ: ст. 15.15.2 - нарушение условий предоставления бюджетного кредита; ст. 15.15.3 - нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов; ст. 15.15.4 - нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций; ст. 15.15.5 - нарушение условий предоставления субсидий; ст. 15.15.5-1 - невыполнение государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.6 - нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности; ст. 15.15.7 - нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; ст. 15.15.8 - нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий; ст. 15.15.9 - несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи; ст. 15.15.10 - нарушение порядка принятия бюджетных обязательств; ст. 15.15.11 - нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств; ст. 15.15.12 - нарушение запрета на размещение бюджетных средств; ст. 15.15.13 - нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; ст. 15.15.15 - нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.16 - нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Иные составы нарушения бюджетного законодательства предусмотрены следующими статьями КоАП РФ: ст. 15.15.2 - нарушение условий предоставления бюджетного кредита; ст. 15.15.3 - нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов; ст. 15.15.4 - нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций; ст. 15.15.5 - нарушение условий предоставления субсидий; ст. 15.15.5-1 - невыполнение государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.6 - нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности; ст. 15.15.7 - нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; ст. 15.15.8 - нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий; ст. 15.15.9 - несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи; ст. 15.15.10 - нарушение порядка принятия бюджетных обязательств; ст. 15.15.11 - нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств; ст. 15.15.12 - нарушение запрета на размещение бюджетных средств; ст. 15.15.13 - нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; ст. 15.15.15 - нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.16 - нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ
(ред. от 30.09.2017)
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"предельного размера государственного или муниципального долга, соответствующего ограничениям, установленным статьями 106 и 107 настоящего Кодекса;
(ред. от 30.09.2017)
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"предельного размера государственного или муниципального долга, соответствующего ограничениям, установленным статьями 106 и 107 настоящего Кодекса;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
Статья: Конституционные основы антиинфляционного регулирования: поиски оптимального решения
(Андреева Г.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Центральный банк приобрел статус автономного органа технического характера, способного заключать собственные соглашения и принимать решения в определенных Конституцией рамках запрета прямо или косвенно финансировать публичные расходы или ссуды. Полномочия парламента в отношении утверждения бюджета и контроля за его исполнением были трансформированы таким образом, чтобы исключить необоснованные, "спонтанные" расходы. При этом Президент Республики получил ряд полномочий по минимизации расходов в случае, если выяснится, что источник ресурсов недостаточен для покрытия новых расходов. Для Государственного казначейства был установлен конституционный запрет производить иные расходы, что прямо устанавливается указом или постановлением. В Конституцию была включена новая глава о Генеральном контрольном ведомстве, которое в результате получило не только конституционный статус, но и полномочия по инспектированию доходов и расходов Казначейства, муниципалитетов и государственных органов, а также по контролю и одобрению нормативных актов, в том числе превентивного контроля за актами, поступающими в парламент, с точки зрения оценки предполагаемых расходов и недопущения превышения лимитов.
(Андреева Г.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Центральный банк приобрел статус автономного органа технического характера, способного заключать собственные соглашения и принимать решения в определенных Конституцией рамках запрета прямо или косвенно финансировать публичные расходы или ссуды. Полномочия парламента в отношении утверждения бюджета и контроля за его исполнением были трансформированы таким образом, чтобы исключить необоснованные, "спонтанные" расходы. При этом Президент Республики получил ряд полномочий по минимизации расходов в случае, если выяснится, что источник ресурсов недостаточен для покрытия новых расходов. Для Государственного казначейства был установлен конституционный запрет производить иные расходы, что прямо устанавливается указом или постановлением. В Конституцию была включена новая глава о Генеральном контрольном ведомстве, которое в результате получило не только конституционный статус, но и полномочия по инспектированию доходов и расходов Казначейства, муниципалитетов и государственных органов, а также по контролю и одобрению нормативных актов, в том числе превентивного контроля за актами, поступающими в парламент, с точки зрения оценки предполагаемых расходов и недопущения превышения лимитов.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
Статья: Концессии в ЖКХ. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Минфин России сообщил <1>, что в статьи 85, 86 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения <2>, вступающие в силу с 1 января 2025 года. Эти изменения направлены на обеспечение долгосрочной долговой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также на регулирование их бюджетного планирования.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Минфин России сообщил <1>, что в статьи 85, 86 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения <2>, вступающие в силу с 1 января 2025 года. Эти изменения направлены на обеспечение долгосрочной долговой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также на регулирование их бюджетного планирования.
Статья: Финансовые императивы формирования местного бюджета
(Тиникашвили Т.Ш.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 5)Для "высокодотационных" местных бюджетов, где общая сумма дотаций и дополнительных отчислений от НДФЛ в течение двух из трех отчетных финансовых периодов превышает 50% объема собственных доходов, предельный размер муниципального долга сокращен в два раза (50%).
(Тиникашвили Т.Ш.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 5)Для "высокодотационных" местных бюджетов, где общая сумма дотаций и дополнительных отчислений от НДФЛ в течение двух из трех отчетных финансовых периодов превышает 50% объема собственных доходов, предельный размер муниципального долга сокращен в два раза (50%).
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Вместе с тем ГК РФ, а вслед за ним БК РФ и Закон о контрактной системе оперируют понятием лимита бюджетных средств при решении вопросов о заключении, исполнении и изменении контрактов. Согласно п. 1 ст. 767 ГК РФ уменьшение финансирования подрядных работ дает основание для изменения сроков выполнения работ и иных условий. Данная норма воспроизведена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 161 БК РФ, которые содержат уточнения: согласование новых условий контракта обеспечивает заказчик, и его контрагент вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта. Обращает на себя внимание несогласованность норм: в БК РФ идет речь о казенных учреждениях, в то время как в Законе о контрактной системе и ГК РФ - обо всех государственных (муниципальных) заказчиках. Закон о контрактной системе также оперирует термином "невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств" вследствие уменьшения финансирования. К данному словоупотреблению необходимо подходить осторожно, поскольку оно не равно пониманию объективной невозможности исполнения обязательств в гражданском праве. Заказчик имеет возможность обратиться за дополнительным финансированием, у исполнителя есть право на иск о взыскании суммы долга, исполнение по которому будет осуществляться за счет средств бюджета, не ограниченных имеющимся лимитом. Кроме того, при наличии оснований публично-правовое образование может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Вместе с тем ГК РФ, а вслед за ним БК РФ и Закон о контрактной системе оперируют понятием лимита бюджетных средств при решении вопросов о заключении, исполнении и изменении контрактов. Согласно п. 1 ст. 767 ГК РФ уменьшение финансирования подрядных работ дает основание для изменения сроков выполнения работ и иных условий. Данная норма воспроизведена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 161 БК РФ, которые содержат уточнения: согласование новых условий контракта обеспечивает заказчик, и его контрагент вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта. Обращает на себя внимание несогласованность норм: в БК РФ идет речь о казенных учреждениях, в то время как в Законе о контрактной системе и ГК РФ - обо всех государственных (муниципальных) заказчиках. Закон о контрактной системе также оперирует термином "невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств" вследствие уменьшения финансирования. К данному словоупотреблению необходимо подходить осторожно, поскольку оно не равно пониманию объективной невозможности исполнения обязательств в гражданском праве. Заказчик имеет возможность обратиться за дополнительным финансированием, у исполнителя есть право на иск о взыскании суммы долга, исполнение по которому будет осуществляться за счет средств бюджета, не ограниченных имеющимся лимитом. Кроме того, при наличии оснований публично-правовое образование может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)11. Индикатор 8.11 "Отношение номинальной стоимости облигаций к погашению в отчетном году к объему средств резервного фонда" имеет удельный вес 1 как определяющий качественную характеристику и перспективы использования данного инструмента на территории субъекта Федерации и отражает возможность погашения обязательств по облигациям за счет ранее зарезервированных средств в целях недопущения дефолта по ценным бумагам. Источником данных об объеме зарезервированных средств являются сведения, предоставляемые в Министерство финансов РФ. Источником информации о стоимости выпущенных облигаций, обязательных к погашению в отчетном году, является отчет об итогах эмиссии государственных облигаций субъекта Федерации, формируемый в соответствии с требованиями ст. 121.8 БК РФ и публикуемый на сайте Министерства финансов РФ в разделе "Отчеты об итогах эмиссии", а также оперативная справка "Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", консолидируемая и публикуемая Министерством финансов РФ ежемесячно в разделе "Выпуск облигаций".
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)11. Индикатор 8.11 "Отношение номинальной стоимости облигаций к погашению в отчетном году к объему средств резервного фонда" имеет удельный вес 1 как определяющий качественную характеристику и перспективы использования данного инструмента на территории субъекта Федерации и отражает возможность погашения обязательств по облигациям за счет ранее зарезервированных средств в целях недопущения дефолта по ценным бумагам. Источником данных об объеме зарезервированных средств являются сведения, предоставляемые в Министерство финансов РФ. Источником информации о стоимости выпущенных облигаций, обязательных к погашению в отчетном году, является отчет об итогах эмиссии государственных облигаций субъекта Федерации, формируемый в соответствии с требованиями ст. 121.8 БК РФ и публикуемый на сайте Министерства финансов РФ в разделе "Отчеты об итогах эмиссии", а также оперативная справка "Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", консолидируемая и публикуемая Министерством финансов РФ ежемесячно в разделе "Выпуск облигаций".
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;
Статья: Практика рассмотрения дел о прекращении обязательств новацией
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Однако возможность новировать обязательство по уплате неустойки может быть заблокирована законом. В одном из дел АС Дальневосточного округа указал на недопустимость новации обязательства по уплате неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Соответствующее правило, по мнению суда, обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств (Постановление от 26.04.2017 по делу N А24-3707/2016).
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Однако возможность новировать обязательство по уплате неустойки может быть заблокирована законом. В одном из дел АС Дальневосточного округа указал на недопустимость новации обязательства по уплате неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Соответствующее правило, по мнению суда, обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств (Постановление от 26.04.2017 по делу N А24-3707/2016).
Статья: Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Управление государственным долгом.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Управление государственным долгом.
Статья: Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Помимо указанных мер можно выделить также ограничения в формировании государственного долга субъекта РФ и предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ. В отношении высокодотационных региональных бюджетов понижается минимальная величина дефицита бюджета с 15% до 10%. Аналогично предельное значение государственного долга высокодотационного бюджета не должно превышать 50% от доходной базы. В отношении прочих бюджетов данный норматив составляет 100%.
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Помимо указанных мер можно выделить также ограничения в формировании государственного долга субъекта РФ и предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ. В отношении высокодотационных региональных бюджетов понижается минимальная величина дефицита бюджета с 15% до 10%. Аналогично предельное значение государственного долга высокодотационного бюджета не должно превышать 50% от доходной базы. В отношении прочих бюджетов данный норматив составляет 100%.