Предельный объем муниципального долга
Подборка наиболее важных документов по запросу Предельный объем муниципального долга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об ограничениях в части объема расходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования), направляемых на исполнение обязательств, и учета объема обязательств при расчете предельного объема долга.
(Письмо Минфина России от 02.08.2024 N 06-09-05/72380)Вопрос: Об ограничениях в части объема расходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования), направляемых на исполнение обязательств, и учета объема обязательств при расчете предельного объема долга.
(Письмо Минфина России от 02.08.2024 N 06-09-05/72380)Вопрос: Об ограничениях в части объема расходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования), направляемых на исполнение обязательств, и учета объема обязательств при расчете предельного объема долга.
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Во-вторых, свое развитие получает другой инструмент обеспечения стабильности бюджетной системы, а именно установление верхних пределов муниципального долга. Верхняя граница объемов муниципальных заимствований устанавливается ежегодно в решении о бюджете муниципального образования, однако федеральный законодатель предусматривает определенные ограничения, которые местные органы власти должны соблюдать. Перечень таких ограничений, закрепленный в ст. 107 БК РФ, достаточно обширный, но целесообразным представляется остановиться на одном из них. Речь идет о правиле, в соответствии с которым общий объем средств на погашение и обслуживание муниципального долга не должен превышать 20 процентов утвержденного на соответствующий финансовый год общего объема налоговых и неналоговых доходов, а также дотаций из бюджетов бюджетной системы. При этом не учитывается сумма платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Во-вторых, свое развитие получает другой инструмент обеспечения стабильности бюджетной системы, а именно установление верхних пределов муниципального долга. Верхняя граница объемов муниципальных заимствований устанавливается ежегодно в решении о бюджете муниципального образования, однако федеральный законодатель предусматривает определенные ограничения, которые местные органы власти должны соблюдать. Перечень таких ограничений, закрепленный в ст. 107 БК РФ, достаточно обширный, но целесообразным представляется остановиться на одном из них. Речь идет о правиле, в соответствии с которым общий объем средств на погашение и обслуживание муниципального долга не должен превышать 20 процентов утвержденного на соответствующий финансовый год общего объема налоговых и неналоговых доходов, а также дотаций из бюджетов бюджетной системы. При этом не учитывается сумма платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. До 1 января 2027 года в отношении муниципальных образований, на территориях которых проводились международные спортивные соревнования, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в отчетном году не превышала 5 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, у которых объем муниципального долга на 1 января 2017 года составил более 100 процентов объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, объем муниципального долга может превысить ограничение, установленное пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах объема муниципального долга по бюджетным кредитам, реструктурированным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего года. До 1 января 2027 года верхний предел муниципального долга устанавливается с соблюдением условий, указанных в настоящей части.
(ред. от 13.07.2024)
"О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. До 1 января 2027 года в отношении муниципальных образований, на территориях которых проводились международные спортивные соревнования, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в отчетном году не превышала 5 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, у которых объем муниципального долга на 1 января 2017 года составил более 100 процентов объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, объем муниципального долга может превысить ограничение, установленное пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах объема муниципального долга по бюджетным кредитам, реструктурированным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего года. До 1 января 2027 года верхний предел муниципального долга устанавливается с соблюдением условий, указанных в настоящей части.
Статья: Финансовые императивы формирования местного бюджета
(Тиникашвили Т.Ш.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 5)По своей экономической природе финансы императивны, то есть это всегда денежные отношения, одним из участников которых выступает государство. И в целях необходимости финансирования общественно значимых расходов оно обличает все финансовые отношения в законодательную форму, обязательную для исполнения. Нормы финансового законодательства, регулирующие процессы формирования и использования денежных фондов государства, правомерно называть финансовыми императивами. На муниципальном уровне к ним относятся те, что устанавливают обязательную сбалансированность местного бюджета, предельный размер его дефицита, предельный объем муниципального долга, а также расходов на его обслуживание.
(Тиникашвили Т.Ш.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 5)По своей экономической природе финансы императивны, то есть это всегда денежные отношения, одним из участников которых выступает государство. И в целях необходимости финансирования общественно значимых расходов оно обличает все финансовые отношения в законодательную форму, обязательную для исполнения. Нормы финансового законодательства, регулирующие процессы формирования и использования денежных фондов государства, правомерно называть финансовыми императивами. На муниципальном уровне к ним относятся те, что устанавливают обязательную сбалансированность местного бюджета, предельный размер его дефицита, предельный объем муниципального долга, а также расходов на его обслуживание.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
Статья: Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Особенности предоставления бюджетного кредита муниципальным образованиям
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Для получения бюджетного кредита субъектами РФ и муниципальными образованиями имеется ряд условий, которые будут являться обязательными для стороны, получающей кредит. Основным таким условием является соответствие закона о бюджете субъекта РФ (решения о бюджете муниципального образования) на текущий финансовый год положениям БК РФ, где будут учитываться объемы дефицита бюджета, объемы заимствований и пределы государственного внутреннего долга <8>. Данные требования устанавливаются на дату заключения договора о предоставлении кредита. Также к ним относятся: отсутствие задолженности по возврату кредита и (или) платы за пользование кредитом в отчетном финансовом году; перечисление кредита на единые счета бюджетов, открытые в Федеральном казначействе, соблюдение необходимых условий в договоре, установленных Правительством Российской Федерации <9>.
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Для получения бюджетного кредита субъектами РФ и муниципальными образованиями имеется ряд условий, которые будут являться обязательными для стороны, получающей кредит. Основным таким условием является соответствие закона о бюджете субъекта РФ (решения о бюджете муниципального образования) на текущий финансовый год положениям БК РФ, где будут учитываться объемы дефицита бюджета, объемы заимствований и пределы государственного внутреннего долга <8>. Данные требования устанавливаются на дату заключения договора о предоставлении кредита. Также к ним относятся: отсутствие задолженности по возврату кредита и (или) платы за пользование кредитом в отчетном финансовом году; перечисление кредита на единые счета бюджетов, открытые в Федеральном казначействе, соблюдение необходимых условий в договоре, установленных Правительством Российской Федерации <9>.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)12. Индикатор 8.12 "Объем свободного лимита бюджета субъекта Федерации, доступного для использования" характеризует потенциал дополнительного увеличения долговой нагрузки на субъект Федерации в рамках привлечения дополнительных средств для минимизации последствий бюджетного риска посредством сопоставления предельно допустимого объема государственного долга субъекта Федерации в соответствии с п. 4 ст. 107 БК РФ и верхнего предела государственного долга субъекта Федерации, установленного законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на финансовый год и плановый период; удельный вес индикатора - 1,5. Сохранение доступного открытого лимита необходимо для поддержания доступности привлечения заемных средств в случае эскалации крупного бюджетного риска. Кроме того, данный инструмент управления бюджетным риском является одним из наиболее доступных в применении на территории субъектов Федерации ввиду разнообразия источников привлечения средств (бюджетные кредиты, кредиты кредитных организаций). Источником сведений для оценки данного индикатора являются положения закона субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на финансовый год и плановый период (согласно п. 3 ст. 184.1 БК РФ).
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)12. Индикатор 8.12 "Объем свободного лимита бюджета субъекта Федерации, доступного для использования" характеризует потенциал дополнительного увеличения долговой нагрузки на субъект Федерации в рамках привлечения дополнительных средств для минимизации последствий бюджетного риска посредством сопоставления предельно допустимого объема государственного долга субъекта Федерации в соответствии с п. 4 ст. 107 БК РФ и верхнего предела государственного долга субъекта Федерации, установленного законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на финансовый год и плановый период; удельный вес индикатора - 1,5. Сохранение доступного открытого лимита необходимо для поддержания доступности привлечения заемных средств в случае эскалации крупного бюджетного риска. Кроме того, данный инструмент управления бюджетным риском является одним из наиболее доступных в применении на территории субъектов Федерации ввиду разнообразия источников привлечения средств (бюджетные кредиты, кредиты кредитных организаций). Источником сведений для оценки данного индикатора являются положения закона субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на финансовый год и плановый период (согласно п. 3 ст. 184.1 БК РФ).
Вопрос: Об изменении (уменьшении) максимального значения цены муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению кредита при его исполнении, а также его расторжении.
(Письмо Минфина России от 30.07.2024 N 06-10-09/71140)Программой муниципальных внутренних заимствований определяются объемы привлечения средств в местный бюджет и предельные сроки погашения долговых обязательств, возникающих при осуществлении муниципальных внутренних заимствований в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году), по видам соответствующих долговых обязательств, а также объемы погашения муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, по видам соответствующих долговых обязательств.
(Письмо Минфина России от 30.07.2024 N 06-10-09/71140)Программой муниципальных внутренних заимствований определяются объемы привлечения средств в местный бюджет и предельные сроки погашения долговых обязательств, возникающих при осуществлении муниципальных внутренних заимствований в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году), по видам соответствующих долговых обязательств, а также объемы погашения муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, по видам соответствующих долговых обязательств.
Статья: Концессии в ЖКХ. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)- учет общего объема финансовых обязательств субъектов и муниципальных образований, возникающих при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве и договоров финансовой аренды (лизинга), при расчете предельного объема государственного и муниципального долга.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)- учет общего объема финансовых обязательств субъектов и муниципальных образований, возникающих при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве и договоров финансовой аренды (лизинга), при расчете предельного объема государственного и муниципального долга.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного (муниципального) внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного (муниципального) внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;