Предельные розничные цены
Подборка наиболее важных документов по запросу Предельные розничные цены (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Государственное регулирование цен возможно только на основании федерального закона
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 N 81-Г10-12 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗВ соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются лишь в случаях, предусмотренных законом. Следовательно, установление предельной розничной цены на хлеб органом исполнительной власти субъекта РФ ограничивает права реализующих данный товар субъектов по установлению цен, и такое ограничение возможно лишь в предусмотренных законом случаях.
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 N 81-Г10-12 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗВ соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются лишь в случаях, предусмотренных законом. Следовательно, установление предельной розничной цены на хлеб органом исполнительной власти субъекта РФ ограничивает права реализующих данный товар субъектов по установлению цен, и такое ограничение возможно лишь в предусмотренных законом случаях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых мерах по снижению розничных цен на товары на примере Херсонской области
(Кириенко Г.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)4) Приказ Минпромторга Херсонской области от 4 сентября 2024 г. N 03-102Т "Об утверждении перечней продовольственных и непродовольственных товаров и предельно допустимых розничных цен на них, применяемых на территории Херсонской области".
(Кириенко Г.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)4) Приказ Минпромторга Херсонской области от 4 сентября 2024 г. N 03-102Т "Об утверждении перечней продовольственных и непродовольственных товаров и предельно допустимых розничных цен на них, применяемых на территории Херсонской области".
Статья: О режиме обязательной продажи товара на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)В отношении компетентного органа, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами установленных в отношении них нормативов (порядка определения нормативов), следует отметить, что необходимые предпосылки в виде компетенций существуют у нескольких органов власти и Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего согласно ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" организацию биржевой торговли. Например, в соответствии с п. 3 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 <14>, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен. ФАС России в соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции осуществляет полномочия по осуществлению анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)В отношении компетентного органа, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами установленных в отношении них нормативов (порядка определения нормативов), следует отметить, что необходимые предпосылки в виде компетенций существуют у нескольких органов власти и Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего согласно ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" организацию биржевой торговли. Например, в соответствии с п. 3 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 <14>, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен. ФАС России в соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции осуществляет полномочия по осуществлению анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Нормативные акты
"Справочная информация о решениях исполнительных органов субъектов РФ об установлении предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП"
(по состоянию на 07.11.2025)СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕШЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
(по состоянию на 07.11.2025)СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕШЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"Статья 63. Установление исполнительными органами субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"Статья 63. Установление исполнительными органами субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Интервью: Российский антитраст ищет себя
("Закон", 2024, N 7)<2> Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения".
("Закон", 2024, N 7)<2> Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения".
Статья: Останется ли цена ключевым фактором формирования конкурентных стратегий в период цифровизации?
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)- цены, устанавливаемые в результате заключения соглашений органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами, направленные на стабилизацию цен на товары, включенные в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены <10>;
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)- цены, устанавливаемые в результате заключения соглашений органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами, направленные на стабилизацию цен на товары, включенные в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены <10>;
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере ценообразования на социально значимые товары
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Пристальное внимание уделяется вопросам обоснованности увеличения цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения".
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Пристальное внимание уделяется вопросам обоснованности увеличения цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения".
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<40> Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<40> Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.
Статья: Практика применения антимонопольных требований Закона о торговле в 2021 - 2022 гг.: подходы антимонопольных органов и прецедентные судебные решения
(Гуленков М.С., Салюков Р.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Решением по указанному делу от 30.09.2021 ООО "Лента" (торговая сеть "Лента") признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, что выразилось в несоблюдении ООО "Лента" условий Соглашения о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар-песок белый российского производства, заключенного Минпромторгом России, Минсельхозом России, ассоциациями и союзами, представляющими интересы хозяйствующих субъектов - производителей сахара-песка, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по продаже продовольственных товаров посредством образования торговой сети, 16.12.2020, которым установлен предельный уровень розничных цен в торговых сетях на сахар-песок в размере 46 руб. за 1 килограмм (далее - Соглашение).
(Гуленков М.С., Салюков Р.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Решением по указанному делу от 30.09.2021 ООО "Лента" (торговая сеть "Лента") признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, что выразилось в несоблюдении ООО "Лента" условий Соглашения о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар-песок белый российского производства, заключенного Минпромторгом России, Минсельхозом России, ассоциациями и союзами, представляющими интересы хозяйствующих субъектов - производителей сахара-песка, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по продаже продовольственных товаров посредством образования торговой сети, 16.12.2020, которым установлен предельный уровень розничных цен в торговых сетях на сахар-песок в размере 46 руб. за 1 килограмм (далее - Соглашение).
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.
Статья: О проектировании правового института (режима) запрета существенного повышения цены на социально значимые товары в антимонопольном законодательстве
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Наряду с данным термином широкое распространение в регулировании получил термин "социально значимые продовольственные товары". Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 и применяется в отношении товаров первой необходимости, на которые могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены в соответствии с положениями ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Однако в Проекте идет речь о другом перечне, иначе бы его не нужно было проектировать.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Наряду с данным термином широкое распространение в регулировании получил термин "социально значимые продовольственные товары". Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 и применяется в отношении товаров первой необходимости, на которые могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены в соответствии с положениями ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Однако в Проекте идет речь о другом перечне, иначе бы его не нужно было проектировать.
Статья: Об отдельных вопросах государственного регулирования цен на товары в Херсонской области
(Кириенко Г.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)В статье проанализирована практика введения государственного регулирования цен на товары на территории Херсонской области, в том числе проведен анализ условий, которые привели к необходимости введения ценового контроля, принятых нормативных правовых актов, рассмотрен подробный алгоритм действий по введению предельно допустимых розничных цен на товары и осуществлению контроля.
(Кириенко Г.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)В статье проанализирована практика введения государственного регулирования цен на товары на территории Херсонской области, в том числе проведен анализ условий, которые привели к необходимости введения ценового контроля, принятых нормативных правовых актов, рассмотрен подробный алгоритм действий по введению предельно допустимых розничных цен на товары и осуществлению контроля.