Преамбула это
Подборка наиболее важных документов по запросу Преамбула это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка органом жилнадзора (ГЖИ), в т.ч. по жалобам жильцов
(КонсультантПлюс, 2025)Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности, о чем указано в преамбуле этих Правил.
(КонсультантПлюс, 2025)Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности, о чем указано в преамбуле этих Правил.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.1 "Прямое возмещение убытков" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""Вместе с тем, для потерпевших, в целях защиты которых согласно преамбуле Закона об ОСАГО принят этот закон, не являющихся профессиональными участниками данных правоотношений, наличие или отсутствие вреда жизни и здоровью других лиц либо повреждения иного имущества не всегда очевидно, особенно с учетом обязанности в кратчайшее время уведомить надлежащего страховщика о страховом случае и представить ему в установленный срок заявление о страховом возмещении и необходимые документы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Из чего должен состоять договор
(КонсультантПлюс, 2025)В преамбуле укажите наименования сторон, Ф.И.О. и должности лиц (или данные о представителях сторон), которые подписывают договор, а также документы, на основании которых действуют подписанты.
(КонсультантПлюс, 2025)В преамбуле укажите наименования сторон, Ф.И.О. и должности лиц (или данные о представителях сторон), которые подписывают договор, а также документы, на основании которых действуют подписанты.
Готовое решение: Каковы особенности приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения)
(КонсультантПлюс, 2025)К гражданам государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), помимо граждан России, относятся граждане Республики Беларусь, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Это следует из преамбулы, п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
(КонсультантПлюс, 2025)К гражданам государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), помимо граждан России, относятся граждане Республики Беларусь, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Это следует из преамбулы, п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Нормативные акты
Письмо Роскомторга от 09.11.1995 N 1-1492/32-21
"О рекомендациях по составлению договоров"1. Преамбула (или вводная часть)
"О рекомендациях по составлению договоров"1. Преамбула (или вводная часть)
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. <1> принадлежит к числу тех основных законов, в которых социальная ориентированность государственной политики и гарантии ее действенности отражены наиболее полно. Португальская Республика не провозгласила себя социальным государством, но при этом в преамбуле Конституции закреплена идея движения к социалистическому обществу, а в ст. 1 указывается, что одной из целей, стоящих перед Португалией, является построение справедливого и солидарного общества. Эта Конституция принадлежит к числу тех немногих основных законов, в которых закреплены не только система социальных прав в наиболее полном и дифференцированном виде, но и соответствующие им обязанности государства и оговорен механизм реализации социальных прав. Неслучайно поэтому зафиксирована в ст. 74 Конституции Португалии помимо всеобщего права на обучение обязанность государства гарантировать непрерывное обучение.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. <1> принадлежит к числу тех основных законов, в которых социальная ориентированность государственной политики и гарантии ее действенности отражены наиболее полно. Португальская Республика не провозгласила себя социальным государством, но при этом в преамбуле Конституции закреплена идея движения к социалистическому обществу, а в ст. 1 указывается, что одной из целей, стоящих перед Португалией, является построение справедливого и солидарного общества. Эта Конституция принадлежит к числу тех немногих основных законов, в которых закреплены не только система социальных прав в наиболее полном и дифференцированном виде, но и соответствующие им обязанности государства и оговорен механизм реализации социальных прав. Неслучайно поэтому зафиксирована в ст. 74 Конституции Португалии помимо всеобщего права на обучение обязанность государства гарантировать непрерывное обучение.
Статья: Проблемы преемственности и новаторства в конституционном развитии: латиноамериканская практика
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)В преамбуле учредительного акта Боливии отмечается: мы с разными лицами населили святую мать-землю и осознали, что плюрализм существует во всем, в разнообразии людей и культур. В ней также декларируется, что государство основывается на уважении экономического, социального, юридического, политического и культурного плюрализма. Боливия характеризуется как плюринациональное государство, базирующееся на политическом, экономическом, юридическом, культурном и языковом <28> плюрализме в процессе интеграции страны (статья 1 Конституции). В свою очередь, Эквадор характеризуется в учредительном акте как интеркультурное и плюринациональное государство (статья 1), в котором существуют разнообразные формы религии и духовности (преамбула). Это предполагает признание в рамках унитарного государства различных этнических групп с разной культурой, традициями, языками <29>, наделенных определенной автономией.
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)В преамбуле учредительного акта Боливии отмечается: мы с разными лицами населили святую мать-землю и осознали, что плюрализм существует во всем, в разнообразии людей и культур. В ней также декларируется, что государство основывается на уважении экономического, социального, юридического, политического и культурного плюрализма. Боливия характеризуется как плюринациональное государство, базирующееся на политическом, экономическом, юридическом, культурном и языковом <28> плюрализме в процессе интеграции страны (статья 1 Конституции). В свою очередь, Эквадор характеризуется в учредительном акте как интеркультурное и плюринациональное государство (статья 1), в котором существуют разнообразные формы религии и духовности (преамбула). Это предполагает признание в рамках унитарного государства различных этнических групп с разной культурой, традициями, языками <29>, наделенных определенной автономией.
Статья: О мотивирующем значении преамбулы Конституции Российской Федерации
(Малый А.Ф., Нигметзянов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционный Суд РФ рассматривает преамбулу нормативного акта как его часть, положения которой позволяют акцентировать внимание на целях и задачах, что ставил перед собой соответствующий нормотворец (законодатель). В Постановлении от 26 октября 2021 г. "По делу о проверке конституционности статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шиловского" <16> Суд сослался не только на нормы международных актов, но и на преамбулы этих документов (преамбула и статьи 1 и 5 Всеобщей декларации прав человека <17>; преамбула, статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах <18>). Очевидно, что для Суда преамбула является тем исходным, концептуально важным материалом, который позволяет дополнить аргументацию при выработке правовой позиции в процессе толкования конституционной нормы. Если при толковании конституционной нормы Суд исходит из необходимости выявления ее "многочисленных потенциальных возможностей" <19>, то можно утверждать, что и преамбула Конституции РФ обладает тем же потенциалом.
(Малый А.Ф., Нигметзянов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционный Суд РФ рассматривает преамбулу нормативного акта как его часть, положения которой позволяют акцентировать внимание на целях и задачах, что ставил перед собой соответствующий нормотворец (законодатель). В Постановлении от 26 октября 2021 г. "По делу о проверке конституционности статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шиловского" <16> Суд сослался не только на нормы международных актов, но и на преамбулы этих документов (преамбула и статьи 1 и 5 Всеобщей декларации прав человека <17>; преамбула, статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах <18>). Очевидно, что для Суда преамбула является тем исходным, концептуально важным материалом, который позволяет дополнить аргументацию при выработке правовой позиции в процессе толкования конституционной нормы. Если при толковании конституционной нормы Суд исходит из необходимости выявления ее "многочисленных потенциальных возможностей" <19>, то можно утверждать, что и преамбула Конституции РФ обладает тем же потенциалом.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Впоследствии подходы к определению охраноспособности компьютерной программы были унифицированы в рамках Европейского союза Директивой 1991 г., которая впоследствии была заменена на Директиву 2009 г. <1>. В соответствии с п. 3 ст. 1 Директивы 1991 г. для признания субъекта автором компьютерной программы достаточно одного только факта того, что она является результатом его собственной интеллектуальной деятельности <2>. Причем особо подчеркивалось, что никакие прочие критерии использоваться не должны. Данная оговорка была направлена в основном против упомянутой выше немецкой судебной практики <3>. В настоящее время аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 1 Директивы 2009 г. При этом в преамбуле дополнительно указано, что никакие качественные и эстетические критерии или тесты применяться для решения о предоставлении компьютерной программе охраны не должны (п. 8).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Впоследствии подходы к определению охраноспособности компьютерной программы были унифицированы в рамках Европейского союза Директивой 1991 г., которая впоследствии была заменена на Директиву 2009 г. <1>. В соответствии с п. 3 ст. 1 Директивы 1991 г. для признания субъекта автором компьютерной программы достаточно одного только факта того, что она является результатом его собственной интеллектуальной деятельности <2>. Причем особо подчеркивалось, что никакие прочие критерии использоваться не должны. Данная оговорка была направлена в основном против упомянутой выше немецкой судебной практики <3>. В настоящее время аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 1 Директивы 2009 г. При этом в преамбуле дополнительно указано, что никакие качественные и эстетические критерии или тесты применяться для решения о предоставлении компьютерной программе охраны не должны (п. 8).
Статья: Конституционная ценность доверия
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Следует обратить внимание на то, что принятые в 2020 г. поправки к Конституции РФ в ряде новых статей и дополненных (обновленных) статей содержат положения, направленные на развитие конституционных ценностей, закрепленных в преамбуле. Это, например, положения ст. 67.1 о сохранении памяти предков, преемственности в развитии Российского государства, исторически сложившемся государственном единстве; положения ст. 75.1 о взаимном доверии государства и общества, сбалансированности прав и обязанностей, социальной солидарности; положение ст. 79.1 о принятии Российской Федерацией мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. "Включение в Конституцию РФ новой статьи 67.1, - отмечают Т.Я. Хабриева и А.А. Клишас, - служит развитию ценностного содержания российской Конституции, решает задачи, которые в 1993 г. в силу исторических причин не получили необходимого отражения в Основном Законе" <23>.
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Следует обратить внимание на то, что принятые в 2020 г. поправки к Конституции РФ в ряде новых статей и дополненных (обновленных) статей содержат положения, направленные на развитие конституционных ценностей, закрепленных в преамбуле. Это, например, положения ст. 67.1 о сохранении памяти предков, преемственности в развитии Российского государства, исторически сложившемся государственном единстве; положения ст. 75.1 о взаимном доверии государства и общества, сбалансированности прав и обязанностей, социальной солидарности; положение ст. 79.1 о принятии Российской Федерацией мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. "Включение в Конституцию РФ новой статьи 67.1, - отмечают Т.Я. Хабриева и А.А. Клишас, - служит развитию ценностного содержания российской Конституции, решает задачи, которые в 1993 г. в силу исторических причин не получили необходимого отражения в Основном Законе" <23>.
Готовое решение: Как составить договор об оказании информационных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что заказчиком по договору об оказании информационных услуг, заключаемому в том числе посредством публичной оферты, может быть потребитель. И, если размещающее публичную оферту лицо отвечает при этом признакам исполнителя по смыслу Закона о защите прав потребителей, важно соблюсти также требования этого Закона. Объясняется это тем, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями и исполнителями в том числе при оказании услуг (преамбула Закона о защите прав потребителей). При этом договор об оказании информационных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). И Закон о защите прав потребителей также не исключает возможность его применения к отношениям, вытекающим из оказания информационных услуг. Поэтому, в частности, не следует включать в договор об оказании информационных услуг потребителю недопустимые условия, ущемляющие права потребителя. Такие условия ничтожны (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что заказчиком по договору об оказании информационных услуг, заключаемому в том числе посредством публичной оферты, может быть потребитель. И, если размещающее публичную оферту лицо отвечает при этом признакам исполнителя по смыслу Закона о защите прав потребителей, важно соблюсти также требования этого Закона. Объясняется это тем, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями и исполнителями в том числе при оказании услуг (преамбула Закона о защите прав потребителей). При этом договор об оказании информационных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). И Закон о защите прав потребителей также не исключает возможность его применения к отношениям, вытекающим из оказания информационных услуг. Поэтому, в частности, не следует включать в договор об оказании информационных услуг потребителю недопустимые условия, ущемляющие права потребителя. Такие условия ничтожны (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Готовое решение: Что делать заказчику, если исполнитель оказал услуги ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к отношениям с потребителями критерии существенности недостатков (в том числе и для услуг) прямо указаны в Законе о защите прав потребителей. Существенным недостатком оказанной потребителю услуги является неустранимый недостаток или тот, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки (преамбула Закона о защите прав потребителей). Эти критерии детальнее раскрываются в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17. В частности, недостатком, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, считается такой, расходы на устранение которого близки к стоимости или превышают стоимость самой услуги либо выгоду, которую потребитель мог получить от ее использования (пп. "б" п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к отношениям с потребителями критерии существенности недостатков (в том числе и для услуг) прямо указаны в Законе о защите прав потребителей. Существенным недостатком оказанной потребителю услуги является неустранимый недостаток или тот, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки (преамбула Закона о защите прав потребителей). Эти критерии детальнее раскрываются в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17. В частности, недостатком, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, считается такой, расходы на устранение которого близки к стоимости или превышают стоимость самой услуги либо выгоду, которую потребитель мог получить от ее использования (пп. "б" п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Статья: Головной акт экологического законодательства: методологические аспекты оценки его роли
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)<6> Обратим внимание на то, что, подчеркивая меру ценности природы, законодатель время от времени в преамбуле этого Закона называет природу "национальным достоянием народов". И именно в силу такой специфики и публичной ценности природы задолго до 1917 г. В.И. Ленин писал: "Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей". Цит. по: Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. С. 111.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)<6> Обратим внимание на то, что, подчеркивая меру ценности природы, законодатель время от времени в преамбуле этого Закона называет природу "национальным достоянием народов". И именно в силу такой специфики и публичной ценности природы задолго до 1917 г. В.И. Ленин писал: "Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей". Цит. по: Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. С. 111.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В-третьих, судебное примирение сторонами не оплачивается, что прямо закреплено в преамбуле Регламента. Это объясняется, с одной стороны, тем, что расходы государства на проведение судебного примирения частично покрываются за счет государственной пошлины, с другой - в соответствии с законом деятельность судебного примирителя компенсируется в порядке и на условиях, определяемых постановлением Правительства РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В-третьих, судебное примирение сторонами не оплачивается, что прямо закреплено в преамбуле Регламента. Это объясняется, с одной стороны, тем, что расходы государства на проведение судебного примирения частично покрываются за счет государственной пошлины, с другой - в соответствии с законом деятельность судебного примирителя компенсируется в порядке и на условиях, определяемых постановлением Правительства РФ.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. повлияла и на содержание принятой в рамках Содружества Независимых Государств региональной Конвенции о межгосударственном лизинге 1998 г. <1>. В преамбуле к этой Конвенции отмечается, что она "разработана в развитие Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.", а также "исходя из положений Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.", "общепризнанных норм и основ национального законодательства стран" и т.д.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. повлияла и на содержание принятой в рамках Содружества Независимых Государств региональной Конвенции о межгосударственном лизинге 1998 г. <1>. В преамбуле к этой Конвенции отмечается, что она "разработана в развитие Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.", а также "исходя из положений Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.", "общепризнанных норм и основ национального законодательства стран" и т.д.