Правовые последствия усыновления
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовые последствия усыновления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Можно ли отказаться от родительских прав и обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление о согласии на усыновление ребенка (отказе от родительских прав) и правовые последствия усыновления ребенка
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление о согласии на усыновление ребенка (отказе от родительских прав) и правовые последствия усыновления ребенка
Статья: Основания, порядок, правовые последствия отмены усыновления
(Беглярова Е.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1
(Беглярова Е.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)<29> "Согласно марокканскому праву "кафала" регулируется дахиром N 1-02-172 от 13 июня 2002 года о промульгации Закона N 15-01, касающегося принятия на воспитание и содержания (установления отношения "кафала") детей, оставленных родителями. Согласно статье 2 этого Закона "кафала" представляет собой "обязательство предоставлять оставленному родителями ребенку такие же защиту, образование и оказывать ему такую же заботу, которые обеспечивает отец своему родному ребенку. Отношение "кафала" не создает правовых последствий, создаваемых усыновлением, и не является основанием для возникновения права наследования". Оставленный родителями ребенок временно помещается в государственный центр или государственное учреждение социальной защиты детей. После проведения проверок может быть вынесено постановление об отказе от ребенка. Опеку над детьми, которые были объявлены оставленными родителями, обеспечивает судья по делам опеки. Затем такие дети могут быть переданы на воспитание в рамках отношения "кафала" являющимся мусульманами супругам или мусульманской женщине" (пункт 2.3 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)<29> "Согласно марокканскому праву "кафала" регулируется дахиром N 1-02-172 от 13 июня 2002 года о промульгации Закона N 15-01, касающегося принятия на воспитание и содержания (установления отношения "кафала") детей, оставленных родителями. Согласно статье 2 этого Закона "кафала" представляет собой "обязательство предоставлять оставленному родителями ребенку такие же защиту, образование и оказывать ему такую же заботу, которые обеспечивает отец своему родному ребенку. Отношение "кафала" не создает правовых последствий, создаваемых усыновлением, и не является основанием для возникновения права наследования". Оставленный родителями ребенок временно помещается в государственный центр или государственное учреждение социальной защиты детей. После проведения проверок может быть вынесено постановление об отказе от ребенка. Опеку над детьми, которые были объявлены оставленными родителями, обеспечивает судья по делам опеки. Затем такие дети могут быть переданы на воспитание в рамках отношения "кафала" являющимся мусульманами супругам или мусульманской женщине" (пункт 2.3 Соображений).
Статья: Процессуальные особенности гражданского производства по делам об усыновлении
(Соловьев В.Ю.)
("Мировой судья", 2022, N 6)Следует отметить, что усыновление ребенка регламентируется статьями Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) <1>, а именно главой 19, в которой рассматриваются различные аспекты процесса усыновления. Они касаются несовершеннолетних, их родных родителей и усыновителей, в частности правовых последствий усыновления, категорий лиц, обладающих законным правом принимать на себя ответственность за воспитание приемных детей, и т.д. Статья 125 СК РФ определяет порядок, согласно которому должна быть произведена процедура усыновления <2>. Так, в соответствии с п. 2 указанной статьи для осуществления процедуры усыновления обязательным является заключение органов опеки и попечительства относительно того, что ее проведение не противоречит интересам усыновляемых, а также сведения о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком <3>.
(Соловьев В.Ю.)
("Мировой судья", 2022, N 6)Следует отметить, что усыновление ребенка регламентируется статьями Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) <1>, а именно главой 19, в которой рассматриваются различные аспекты процесса усыновления. Они касаются несовершеннолетних, их родных родителей и усыновителей, в частности правовых последствий усыновления, категорий лиц, обладающих законным правом принимать на себя ответственность за воспитание приемных детей, и т.д. Статья 125 СК РФ определяет порядок, согласно которому должна быть произведена процедура усыновления <2>. Так, в соответствии с п. 2 указанной статьи для осуществления процедуры усыновления обязательным является заключение органов опеки и попечительства относительно того, что ее проведение не противоречит интересам усыновляемых, а также сведения о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком <3>.
Статья: Правовая природа и некоторые проблемы усыновления в период реформирования семейного законодательства России
(Измайлов В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)<5> Левушкин А.Н. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 25.
(Измайлов В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)<5> Левушкин А.Н. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 25.
Статья: Отцовство и материнство вне родительства: нюансы правового регулирования
(Гринева А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)При этом в ст. 137 СК РФ, обозначая правовые последствия усыновления, законодатель почти в полной мере отождествляет их с правоотношениями по происхождению, тем самым демонстрируя аналогию родительскому правоотношению и родительству как таковому. Более того, в силу п. 6 ст. 137 СК РФ соответствующие правовые последствия возникают независимо от записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка.
(Гринева А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)При этом в ст. 137 СК РФ, обозначая правовые последствия усыновления, законодатель почти в полной мере отождествляет их с правоотношениями по происхождению, тем самым демонстрируя аналогию родительскому правоотношению и родительству как таковому. Более того, в силу п. 6 ст. 137 СК РФ соответствующие правовые последствия возникают независимо от записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Следует упомянуть заключенную в г. Страсбурге Европейскую конвенцию об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г. <1>, направленную в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся по закону совершеннолетними.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Следует упомянуть заключенную в г. Страсбурге Европейскую конвенцию об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г. <1>, направленную в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся по закону совершеннолетними.
Статья: О правотворческом и коллизионном смысле правовых позиций высших судов РФ (на примере семейных дел)
(Тарусина Н.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В Постановлении Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" <33> (п. 10) судам рекомендуется в случаях, когда основания к отмене усыновления/удочерения не усматриваются, но оставление ребенка в данной семье представляет для него опасность (возможно, временную), применять по аналогии институт ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ). В доктрине, однако, такой подход критикуется: Пленум ВС РФ в более раннем Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" <34>, предвосхищая попытки применения по аналогии норм ст. ст. 69 и 73 СК РФ, разъяснил, что ввиду различия оснований возникновения статуса родителей и усыновителей при недостаточности оснований для отмены усыновления/удочерения суд "скован необходимостью выбирать лишь один из двух вариантов решения": удовлетворить иск об отмене либо отказать в нем; введение дополнительных ограничений прав граждан противоречит п. 4 ст. 1 СК РФ <35>. Мы же, в свою очередь, полагаем, что обсуждаемая правовая позиция, хотя и находится на "лезвии бритвы" между технологиями толкования, аналогии и правотворчества, адекватна как целеполаганию института усыновления/удочерения, так и интересам субъектов правоотношения (прежде всего ребенка). Судом в принципе соблюдены классические требования применения закона по аналогии: обнаружена потребность в использовании превентивной меры защиты интересов усыновленного ребенка; найдена норма СК РФ, регулирующая сходные по своей сущности отношения (законодатель юридически приравнивает правовые последствия усыновления/удочерения к последствиям, возникающим для родственников по происхождению, - ст. 137 СК РФ); предложенная аналогия рекомендуется только к ситуациям невиновного поведения усыновителей, следовательно, исключается в отношении правонарушителей, а ограничение (вместо отмены) имеет целью не ухудшение, а улучшение положения ребенка. Подобная позиция обеспечивает баланс интересов: преодолеваются обстоятельства риска, сохраняются правоотношения, значимые для ребенка; не исключается применение в последующем отмены усыновления/удочерения, если риски не будут исчерпаны. Что касается ссылки на предыдущую правовую позицию, то ничто не мешает Суду ее частично скорректировать (в данном случае через 16 лет) на основе эволюции представлений о разумном и справедливом. При этом очевидно, что после положительных результатов апробации предложенного варианта на практике необходимо инициировать оптимизацию семейного закона (но вот уже пять лет этого не происходит).
(Тарусина Н.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В Постановлении Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" <33> (п. 10) судам рекомендуется в случаях, когда основания к отмене усыновления/удочерения не усматриваются, но оставление ребенка в данной семье представляет для него опасность (возможно, временную), применять по аналогии институт ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ). В доктрине, однако, такой подход критикуется: Пленум ВС РФ в более раннем Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" <34>, предвосхищая попытки применения по аналогии норм ст. ст. 69 и 73 СК РФ, разъяснил, что ввиду различия оснований возникновения статуса родителей и усыновителей при недостаточности оснований для отмены усыновления/удочерения суд "скован необходимостью выбирать лишь один из двух вариантов решения": удовлетворить иск об отмене либо отказать в нем; введение дополнительных ограничений прав граждан противоречит п. 4 ст. 1 СК РФ <35>. Мы же, в свою очередь, полагаем, что обсуждаемая правовая позиция, хотя и находится на "лезвии бритвы" между технологиями толкования, аналогии и правотворчества, адекватна как целеполаганию института усыновления/удочерения, так и интересам субъектов правоотношения (прежде всего ребенка). Судом в принципе соблюдены классические требования применения закона по аналогии: обнаружена потребность в использовании превентивной меры защиты интересов усыновленного ребенка; найдена норма СК РФ, регулирующая сходные по своей сущности отношения (законодатель юридически приравнивает правовые последствия усыновления/удочерения к последствиям, возникающим для родственников по происхождению, - ст. 137 СК РФ); предложенная аналогия рекомендуется только к ситуациям невиновного поведения усыновителей, следовательно, исключается в отношении правонарушителей, а ограничение (вместо отмены) имеет целью не ухудшение, а улучшение положения ребенка. Подобная позиция обеспечивает баланс интересов: преодолеваются обстоятельства риска, сохраняются правоотношения, значимые для ребенка; не исключается применение в последующем отмены усыновления/удочерения, если риски не будут исчерпаны. Что касается ссылки на предыдущую правовую позицию, то ничто не мешает Суду ее частично скорректировать (в данном случае через 16 лет) на основе эволюции представлений о разумном и справедливом. При этом очевидно, что после положительных результатов апробации предложенного варианта на практике необходимо инициировать оптимизацию семейного закона (но вот уже пять лет этого не происходит).