Правовой статус субъектов РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус субъектов РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации, находящегося в особых условиях: проблемы теории и практики
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
Статья: Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности
(Егорова А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)"Предпринимательское право", 2021, N 2
(Егорова А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)"Предпринимательское право", 2021, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"Статья 10. Особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"Статья 10. Особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
Статья: Об укреплении правового статуса Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации
(Щепачев К.В.)
("Местное право", 2024, N 3)ОБ УКРЕПЛЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВСЕРОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
(Щепачев К.В.)
("Местное право", 2024, N 3)ОБ УКРЕПЛЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВСЕРОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Статья: Государство как субъект конституционных правоотношений
(Лунгу Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Государство - это сложный субъект конституционных правоотношений, признается многими юрисдикциями. В Германии и России - это не только государство как таковое, но и субъекты Федерации, которые наделены собственными полномочиями. В Конституции РФ и Основном законе ФРГ правовое положение субъектов Федерации нашло отражение в конституции. В Германии полномочия Федерации и земель рассматриваются как исключительные (ст. 73 Основного закона ФРГ) и конкурирующие (ст. 74 Основного закона ФРГ), при этом исключительные полномочия могут по решению Федерации регулироваться землями (ст. 71 Основного закона ФРГ). В Российской Федерации компетенция Федерации и субъектов делится на исключительную сферу деятельности Федерации (ст. 71 Конституции РФ), совместные полномочия Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также исключительную компетенцию субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Сравнительно-правовой анализ показал, что Основной закон ФРГ закрепляет значительно более широкий объем полномочий земель в ФРГ, чем субъектов в Российской Федерации. В Великобритании, несмотря на ее в целом унитарный характер, содержится целый блок источников, определяющих права органов управления Северной Ирландии и Шотландии.
(Лунгу Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Государство - это сложный субъект конституционных правоотношений, признается многими юрисдикциями. В Германии и России - это не только государство как таковое, но и субъекты Федерации, которые наделены собственными полномочиями. В Конституции РФ и Основном законе ФРГ правовое положение субъектов Федерации нашло отражение в конституции. В Германии полномочия Федерации и земель рассматриваются как исключительные (ст. 73 Основного закона ФРГ) и конкурирующие (ст. 74 Основного закона ФРГ), при этом исключительные полномочия могут по решению Федерации регулироваться землями (ст. 71 Основного закона ФРГ). В Российской Федерации компетенция Федерации и субъектов делится на исключительную сферу деятельности Федерации (ст. 71 Конституции РФ), совместные полномочия Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также исключительную компетенцию субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Сравнительно-правовой анализ показал, что Основной закон ФРГ закрепляет значительно более широкий объем полномочий земель в ФРГ, чем субъектов в Российской Федерации. В Великобритании, несмотря на ее в целом унитарный характер, содержится целый блок источников, определяющих права органов управления Северной Ирландии и Шотландии.
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)<15> См.: Егорова А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности // Предпринимательское право. 2021. N 2. С. 26 - 33.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)<15> См.: Егорова А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности // Предпринимательское право. 2021. N 2. С. 26 - 33.
Статья: Административно-территориальное устройство в РФ
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения относится к полномочиям законодательного органа соответствующего субъекта РФ. В названном Постановлении Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса субъекта РФ. Таким образом, в Российской Федерации основное нормативное регулирование вопросов административно-территориального устройства осуществляется законодательством субъектов РФ.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения относится к полномочиям законодательного органа соответствующего субъекта РФ. В названном Постановлении Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса субъекта РФ. Таким образом, в Российской Федерации основное нормативное регулирование вопросов административно-территориального устройства осуществляется законодательством субъектов РФ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Первоначально содержание понятия "обязательные требования" было установлено нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в рамках понятия "государственный контроль (надзор)", определение которого предусмотрено п. 1 ст. 2). Под обязательными требованиями понимались требования, установленные данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Однако положения данного Федерального закона детально не предусматривали порядок установления и действия обязательных требований и процедуру определения соответствия им осуществляемой хозяйственной деятельности, что в итоге стало одними из задач "регуляторной гильотины", в рамках которой в 2020 г. были приняты два ключевых для рассматриваемой сферы Федеральных закона: от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Первоначально содержание понятия "обязательные требования" было установлено нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в рамках понятия "государственный контроль (надзор)", определение которого предусмотрено п. 1 ст. 2). Под обязательными требованиями понимались требования, установленные данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Однако положения данного Федерального закона детально не предусматривали порядок установления и действия обязательных требований и процедуру определения соответствия им осуществляемой хозяйственной деятельности, что в итоге стало одними из задач "регуляторной гильотины", в рамках которой в 2020 г. были приняты два ключевых для рассматриваемой сферы Федеральных закона: от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционно-правовой статус субъектов РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционно-правовой статус субъектов РФ
Статья: Правовое положение сложносоставных субъектов Российской Федерации с точки зрения конституционного принципа равноправия
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9
Статья: Правовой статус конституционного (уставного) совета субъекта Российской Федерации: первый опыт законодательного регулирования
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11