Правовой статус сотрудников органов внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 103 "Выселение граждан из специализированных жилых помещений" ЖК РФФедеральный законодатель, определяя правовой статус сотрудников органов внутренних дел РФ, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе сотрудников органов внутренних дел
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)"Административное право и процесс", 2023, N 11
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)"Административное право и процесс", 2023, N 11
Статья: Правовое положение сотрудников ОВД в сфере служебно-трудовых отношений
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)"Административное право и процесс", 2024, N 4
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)"Административное право и процесс", 2024, N 4
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Признавая ошибочной ссылку суда первой инстанции в подтверждение своих выводов об удовлетворении иска К. на положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что названный федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. К отношениям, касающимся пенсионного обеспечения уволенного со службы сотрудника органов внутренних дел, положения части 8 статьи 30 указанного федерального закона, из которых следует, что сохраненный сотруднику органов внутренних дел при переводе на нижестоящую должность должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, учитывается при выплате денежного довольствия только в период прохождения этим сотрудником службы, не применяются. При прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел и назначении пенсии в соответствии с нормами пенсионного законодательства учитывается его должностной оклад по последней штатной должности, а не должностной оклад, сохраненный сотруднику органов внутренних дел в порядке части 8 статьи 30 Федерального закона N 342-ФЗ при переводе его ранее на нижестоящую должность, что не было учтено судебными инстанциями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Признавая ошибочной ссылку суда первой инстанции в подтверждение своих выводов об удовлетворении иска К. на положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что названный федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. К отношениям, касающимся пенсионного обеспечения уволенного со службы сотрудника органов внутренних дел, положения части 8 статьи 30 указанного федерального закона, из которых следует, что сохраненный сотруднику органов внутренних дел при переводе на нижестоящую должность должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, учитывается при выплате денежного довольствия только в период прохождения этим сотрудником службы, не применяются. При прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел и назначении пенсии в соответствии с нормами пенсионного законодательства учитывается его должностной оклад по последней штатной должности, а не должностной оклад, сохраненный сотруднику органов внутренних дел в порядке части 8 статьи 30 Федерального закона N 342-ФЗ при переводе его ранее на нижестоящую должность, что не было учтено судебными инстанциями.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Статья: Отпуск по уходу за ребенком военнослужащим мужского пола: будут ли изменения?
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Отсутствие разумного соотношения соразмерности между законной целью поддержания оперативной эффективности органов внутренних дел и оспариваемым различием в правовом статусе сотрудников органов внутренних дел разной гендерной принадлежности привело ЕСПЧ к выводу, что такое различие равносильно дискриминации по признаку пола.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Отсутствие разумного соотношения соразмерности между законной целью поддержания оперативной эффективности органов внутренних дел и оспариваемым различием в правовом статусе сотрудников органов внутренних дел разной гендерной принадлежности привело ЕСПЧ к выводу, что такое различие равносильно дискриминации по признаку пола.
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Важной особенностью правового статуса сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание, является то, что за совершение подавляющего большинства административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, он привлекается к ответственности не на общих основаниях. Вследствие этого его принято считать специальным субъектом административной ответственности, обладающим определенным иммунитетом от привлечения к административной ответственности в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Это обусловлено спецификой правового статуса сотрудника, поэтому юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение административных правонарушений дифференцирована и представлена в виде дисциплинарной и административной ответственности [14, с. 154]. Такое положение сложилось исторически и сохраняется со времен первой кодификации законодательства об административных правонарушениях.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Важной особенностью правового статуса сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание, является то, что за совершение подавляющего большинства административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, он привлекается к ответственности не на общих основаниях. Вследствие этого его принято считать специальным субъектом административной ответственности, обладающим определенным иммунитетом от привлечения к административной ответственности в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Это обусловлено спецификой правового статуса сотрудника, поэтому юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение административных правонарушений дифференцирована и представлена в виде дисциплинарной и административной ответственности [14, с. 154]. Такое положение сложилось исторически и сохраняется со времен первой кодификации законодательства об административных правонарушениях.
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В соответствии со ст. 34 Закона "Об органах внутренних дел РБ" сотрудники ОВД несут уголовную и административную ответственность, установленную законодательными актами, при этом привлечение к указанным видам ответственности имеет свои особенности. Так, С.Ю. Дегонский отмечает: "...по ряду вопросов законодатель, с учетом особого правового статуса сотрудника ОВД - он является представителем власти... относит его к специальному субъекту правоотношений, обеспечивая при этом особую защиту, а также закрепляя повышенную ответственность сотрудника в случае совершения им преступлений против интересов службы" <3>. Повышенная ответственность сотрудников устанавливается с учетом п. 12 ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Республики Беларусь, квалифицирующего совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу, как обстоятельство, отягчающие ответственность.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В соответствии со ст. 34 Закона "Об органах внутренних дел РБ" сотрудники ОВД несут уголовную и административную ответственность, установленную законодательными актами, при этом привлечение к указанным видам ответственности имеет свои особенности. Так, С.Ю. Дегонский отмечает: "...по ряду вопросов законодатель, с учетом особого правового статуса сотрудника ОВД - он является представителем власти... относит его к специальному субъекту правоотношений, обеспечивая при этом особую защиту, а также закрепляя повышенную ответственность сотрудника в случае совершения им преступлений против интересов службы" <3>. Повышенная ответственность сотрудников устанавливается с учетом п. 12 ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Республики Беларусь, квалифицирующего совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу, как обстоятельство, отягчающие ответственность.
Статья: Грубые нарушения служебной дисциплины в органах внутренних дел, затрагивающие конституционные права человека и гражданина
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Определяя правовой статус сотрудников органов внутренних дел, законодатель может предъявлять к ним любые требования, которые он считает необходимыми для правильного осуществления возложенных на них функций и задач. В такие требования могут быть включены личные качества сотрудника, его психическое состояние, уровень образования, уровень профессиональной подготовки и др.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Определяя правовой статус сотрудников органов внутренних дел, законодатель может предъявлять к ним любые требования, которые он считает необходимыми для правильного осуществления возложенных на них функций и задач. В такие требования могут быть включены личные качества сотрудника, его психическое состояние, уровень образования, уровень профессиональной подготовки и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией <1>.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В ряде случаев принятие правовых актов обеспечивает легальность норм, принятых профессиональными сообществами. В качестве примера могут быть приведены так называемые кодексы профессиональной этики (нормы которых, как представляется, обладают качеством легитимности, поскольку одобрены профессиональным сообществом). Так, в комментарии к Федеральному закону "О полиции" справедливо отмечается, что содержащиеся в отдельных статьях Закона правовые предписания придают легальность целому ряду положений, содержащихся в кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утверждаемом приказом МВД России. Кодексом, в частности, предусматривается, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража порядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника (ч. 1 ст. 8) <1>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В ряде случаев принятие правовых актов обеспечивает легальность норм, принятых профессиональными сообществами. В качестве примера могут быть приведены так называемые кодексы профессиональной этики (нормы которых, как представляется, обладают качеством легитимности, поскольку одобрены профессиональным сообществом). Так, в комментарии к Федеральному закону "О полиции" справедливо отмечается, что содержащиеся в отдельных статьях Закона правовые предписания придают легальность целому ряду положений, содержащихся в кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утверждаемом приказом МВД России. Кодексом, в частности, предусматривается, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража порядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника (ч. 1 ст. 8) <1>.