Правовой статус пенсионного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус пенсионного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 425 "Тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что обстоятельство того, что МКУ "Молодежный центр "ДЮЛЭСКИ" обязанности по перечислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были исполнены в рамках оформленных гражданско-правовых договоров, не имеют правового значения, поскольку исходя из положений подп. 1 п. 1 ст. 420, п. 2 ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, как в рамках трудовых отношений, так и по гражданско-правовым договорам, при этом для этих выплат установлен единый тариф - 22%."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первые опыты объединения внебюджетных фондов в России: вопросы бюджетного права
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Решение о реорганизации ПФР и ФСС не было сиюминутным: к реформированию системы социального страхования готовились около десяти лет. Еще в 2012 г. в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации <7> указывалось на необходимость разработки мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус ПФР, и оптимизации деятельности ГВФ (за исключением фондов ОМС). Много было дискуссий относительно вариантов реформирования ПФР и ФСС. В частности, была высказана и обоснована идея о преобразовании ГВФ в публично-правовые компании <8>. В 2018 г. на IX Гайдаровском форуме в Москве глава Счетной палаты РФ Т.А. Голикова озвучила идею объединения ПФР, ФСС и ФФОМС в один фонд <9>. Аналогичное мнение высказывал Главный финансовый уполномоченный Ю.В. Воронин <10>. Это предложение частично было реализовано в 2022 г. путем принятия Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ), которым ПФР и ФСС были объединены в один ГВФ. При этом фонды ОМС остались функционировать в прежнем автономном режиме.
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Решение о реорганизации ПФР и ФСС не было сиюминутным: к реформированию системы социального страхования готовились около десяти лет. Еще в 2012 г. в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации <7> указывалось на необходимость разработки мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус ПФР, и оптимизации деятельности ГВФ (за исключением фондов ОМС). Много было дискуссий относительно вариантов реформирования ПФР и ФСС. В частности, была высказана и обоснована идея о преобразовании ГВФ в публично-правовые компании <8>. В 2018 г. на IX Гайдаровском форуме в Москве глава Счетной палаты РФ Т.А. Голикова озвучила идею объединения ПФР, ФСС и ФФОМС в один фонд <9>. Аналогичное мнение высказывал Главный финансовый уполномоченный Ю.В. Воронин <10>. Это предложение частично было реализовано в 2022 г. путем принятия Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ), которым ПФР и ФСС были объединены в один ГВФ. При этом фонды ОМС остались функционировать в прежнем автономном режиме.
Статья: Общественный контроль за негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации: проблемы организации и осуществления
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)Возможность создания негосударственных пенсионных фондов была предусмотрена Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом данные Федеральные законы, закрепляя основы правового статуса негосударственных пенсионных фондов, имеют существенную недоработку в части определения организационно-правовой формы, в которой могут создаваться негосударственные пенсионные фонды. Из текста данных Федеральных законов неясно, являются ли негосударственные пенсионные фонды коммерческими или некоммерческими, а также унитарными или корпоративными организациями.
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)Возможность создания негосударственных пенсионных фондов была предусмотрена Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом данные Федеральные законы, закрепляя основы правового статуса негосударственных пенсионных фондов, имеют существенную недоработку в части определения организационно-правовой формы, в которой могут создаваться негосударственные пенсионные фонды. Из текста данных Федеральных законов неясно, являются ли негосударственные пенсионные фонды коммерческими или некоммерческими, а также унитарными или корпоративными организациями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"Статья 40. Особенности правового положения негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"Статья 40. Особенности правового положения негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Специализированным федеральным органом государственной власти в сфере управления системой ОПС в Российской Федерации выступает ПФР. Правовые основы деятельности ПФР регламентированы комментируемым Законом, ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и другими нормативными правовыми актами. Правовой статус ПФР был урегулирован Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)".
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Специализированным федеральным органом государственной власти в сфере управления системой ОПС в Российской Федерации выступает ПФР. Правовые основы деятельности ПФР регламентированы комментируемым Законом, ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и другими нормативными правовыми актами. Правовой статус ПФР был урегулирован Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)".
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)В-четвертых, и нормативное регулирование, и практика показывают, что необходимо усовершенствование правового статуса Пенсионного фонда России как участника общественных отношений, складывающихся в связи с предоставлением населению материнского капитала. Сотрудники территориальных органов Пенсионного фонда должны более ответственно и добросовестно относиться к исполнению своих служебных обязанностей. Необходимо проводить с сотрудниками пенсионного фонда разъяснительно-воспитательную работу, в рамках которой указывать на особую значимость тех категорий населения, с которыми они работают. Дети и пенсионеры нуждаются в постоянной заботе и защите, и если так получилось, что мать родила ребенка только с целью получить материнский капитал и теперь не учитывает права и интересы своего ребенка, то Пенсионный фонд вместе с государственными органами исполнительной и законодательной власти может в рамках своих полномочий защитить ребенка от недобросовестных действий родителей.
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)В-четвертых, и нормативное регулирование, и практика показывают, что необходимо усовершенствование правового статуса Пенсионного фонда России как участника общественных отношений, складывающихся в связи с предоставлением населению материнского капитала. Сотрудники территориальных органов Пенсионного фонда должны более ответственно и добросовестно относиться к исполнению своих служебных обязанностей. Необходимо проводить с сотрудниками пенсионного фонда разъяснительно-воспитательную работу, в рамках которой указывать на особую значимость тех категорий населения, с которыми они работают. Дети и пенсионеры нуждаются в постоянной заботе и защите, и если так получилось, что мать родила ребенка только с целью получить материнский капитал и теперь не учитывает права и интересы своего ребенка, то Пенсионный фонд вместе с государственными органами исполнительной и законодательной власти может в рамках своих полномочий защитить ребенка от недобросовестных действий родителей.