Правовой статус органов внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус органов внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 103 "Выселение граждан из специализированных жилых помещений" ЖК РФФедеральный законодатель, определяя правовой статус сотрудников органов внутренних дел РФ, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе сотрудников органов внутренних дел
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)"Административное право и процесс", 2023, N 11
(Позднякова Е.В., Федотова О.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)"Административное право и процесс", 2023, N 11
Статья: Правовое положение сотрудников ОВД в сфере служебно-трудовых отношений
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)"Административное право и процесс", 2024, N 4
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)"Административное право и процесс", 2024, N 4
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Признавая ошибочной ссылку суда первой инстанции в подтверждение своих выводов об удовлетворении иска К. на положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что названный федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. К отношениям, касающимся пенсионного обеспечения уволенного со службы сотрудника органов внутренних дел, положения части 8 статьи 30 указанного федерального закона, из которых следует, что сохраненный сотруднику органов внутренних дел при переводе на нижестоящую должность должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, учитывается при выплате денежного довольствия только в период прохождения этим сотрудником службы, не применяются. При прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел и назначении пенсии в соответствии с нормами пенсионного законодательства учитывается его должностной оклад по последней штатной должности, а не должностной оклад, сохраненный сотруднику органов внутренних дел в порядке части 8 статьи 30 Федерального закона N 342-ФЗ при переводе его ранее на нижестоящую должность, что не было учтено судебными инстанциями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Признавая ошибочной ссылку суда первой инстанции в подтверждение своих выводов об удовлетворении иска К. на положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что названный федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. К отношениям, касающимся пенсионного обеспечения уволенного со службы сотрудника органов внутренних дел, положения части 8 статьи 30 указанного федерального закона, из которых следует, что сохраненный сотруднику органов внутренних дел при переводе на нижестоящую должность должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, учитывается при выплате денежного довольствия только в период прохождения этим сотрудником службы, не применяются. При прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел и назначении пенсии в соответствии с нормами пенсионного законодательства учитывается его должностной оклад по последней штатной должности, а не должностной оклад, сохраненный сотруднику органов внутренних дел в порядке части 8 статьи 30 Федерального закона N 342-ФЗ при переводе его ранее на нижестоящую должность, что не было учтено судебными инстанциями.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией <1>.
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В соответствии со ст. 34 Закона "Об органах внутренних дел РБ" сотрудники ОВД несут уголовную и административную ответственность, установленную законодательными актами, при этом привлечение к указанным видам ответственности имеет свои особенности. Так, С.Ю. Дегонский отмечает: "...по ряду вопросов законодатель, с учетом особого правового статуса сотрудника ОВД - он является представителем власти... относит его к специальному субъекту правоотношений, обеспечивая при этом особую защиту, а также закрепляя повышенную ответственность сотрудника в случае совершения им преступлений против интересов службы" <3>. Повышенная ответственность сотрудников устанавливается с учетом п. 12 ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Республики Беларусь, квалифицирующего совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу, как обстоятельство, отягчающие ответственность.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В соответствии со ст. 34 Закона "Об органах внутренних дел РБ" сотрудники ОВД несут уголовную и административную ответственность, установленную законодательными актами, при этом привлечение к указанным видам ответственности имеет свои особенности. Так, С.Ю. Дегонский отмечает: "...по ряду вопросов законодатель, с учетом особого правового статуса сотрудника ОВД - он является представителем власти... относит его к специальному субъекту правоотношений, обеспечивая при этом особую защиту, а также закрепляя повышенную ответственность сотрудника в случае совершения им преступлений против интересов службы" <3>. Повышенная ответственность сотрудников устанавливается с учетом п. 12 ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Республики Беларусь, квалифицирующего совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу, как обстоятельство, отягчающие ответственность.
Статья: Специфика некоторых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел и их должностных лиц в Российской Федерации и Кыргызской Республике
(Рысбекова Б.Р.)
("Цивилист", 2024, N 6)Проведенное исследование также позволяет выделить специфику привлечения к ответственности за причинение вреда органами внутренних дел. Речь идет о специальном субъектном составе, специфике состава условий наступления ответственности, ограничении ответственности правоохранительных органов за счет сужения содержания противоправности до незаконности поведения, возложении бремени выплаты возмещения вреда на казну, что обусловлено спецификой правового статуса ОВД как органа государственной власти, выступающего от имени государства и выполняющего его функции.
(Рысбекова Б.Р.)
("Цивилист", 2024, N 6)Проведенное исследование также позволяет выделить специфику привлечения к ответственности за причинение вреда органами внутренних дел. Речь идет о специальном субъектном составе, специфике состава условий наступления ответственности, ограничении ответственности правоохранительных органов за счет сужения содержания противоправности до незаконности поведения, возложении бремени выплаты возмещения вреда на казну, что обусловлено спецификой правового статуса ОВД как органа государственной власти, выступающего от имени государства и выполняющего его функции.