Правовой статус муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная служба, правовой статус муниципального служащего, дисциплинарная ответственность муниципального служащего, служебная дисциплина муниципального служащего.
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная служба, правовой статус муниципального служащего, дисциплинарная ответственность муниципального служащего, служебная дисциплина муниципального служащего.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) и, соответственно, особое правовое регулирование.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) и, соответственно, особое правовое регулирование.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Статья: Профессиональная этика муниципальных служащих: конституционно-правовые вопросы
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В нормативном правовом акте, содержащем морально-этические требования, закреплена норма о том, что муниципальные служащие должны достойно выполнять свою профессиональную деятельность, содействовать укреплению авторитета муниципальных служащих и повышать уровень доверия граждан к органам местного самоуправления, а также обеспечивать единые нормы поведения для всех муниципальных служащих <2>. Данный нормативный правовой акт определил морально-нравственный статус муниципальных служащих и сформулировал морально-этические нормы и принципы поведения должностных лиц органов местного самоуправления во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В нормативном правовом акте, содержащем морально-этические требования, закреплена норма о том, что муниципальные служащие должны достойно выполнять свою профессиональную деятельность, содействовать укреплению авторитета муниципальных служащих и повышать уровень доверия граждан к органам местного самоуправления, а также обеспечивать единые нормы поведения для всех муниципальных служащих <2>. Данный нормативный правовой акт определил морально-нравственный статус муниципальных служащих и сформулировал морально-этические нормы и принципы поведения должностных лиц органов местного самоуправления во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Таким образом, по результатам проведенного исследования можно констатировать, что на муниципальном уровне формат создания антикоррупционных механизмов и реализации мер противодействия коррупции имеет свои особенности. Стоит подчеркнуть, что это связано в первую очередь с правовым положением муниципального служащего и сопряжено с рядом проблем, в числе которых можно назвать недостаточную систематизацию нормативных актов органов местного самоуправления, отсутствие системы проведения сплошной экспертизы на коррупциогенность и обратной связи с населением муниципального образования, преуменьшение роли и значения антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне и т.д.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Таким образом, по результатам проведенного исследования можно констатировать, что на муниципальном уровне формат создания антикоррупционных механизмов и реализации мер противодействия коррупции имеет свои особенности. Стоит подчеркнуть, что это связано в первую очередь с правовым положением муниципального служащего и сопряжено с рядом проблем, в числе которых можно назвать недостаточную систематизацию нормативных актов органов местного самоуправления, отсутствие системы проведения сплошной экспертизы на коррупциогенность и обратной связи с населением муниципального образования, преуменьшение роли и значения антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне и т.д.
Статья: О единой публично-правовой природе государственной гражданской службы и муниципальной службы
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В рамках установленного общего правового режима субъекты Российской Федерации регулируют вопросы формирования реестра должностей муниципальной службы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных социальных гарантий, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, что приводит к различиям социально-правового положения муниципальных служащих и ставит его в зависимость от принадлежности к территории конкретного субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, нарушает нить преемственности и принцип равенства.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В рамках установленного общего правового режима субъекты Российской Федерации регулируют вопросы формирования реестра должностей муниципальной службы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных социальных гарантий, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, что приводит к различиям социально-правового положения муниципальных служащих и ставит его в зависимость от принадлежности к территории конкретного субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, нарушает нить преемственности и принцип равенства.
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Введение. Правовой статус государственных и муниципальных служащих, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, предполагает наличие определенных запретов и ограничений, которые компенсируются введением дополнительных гарантий и преимуществ <1>. При этом особое значение имеют государственные гарантии, связанные с увольнением со службы, которые позволяют обеспечить, с одной стороны, защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, а с другой - необходимую стабильность служебных отношений.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Введение. Правовой статус государственных и муниципальных служащих, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, предполагает наличие определенных запретов и ограничений, которые компенсируются введением дополнительных гарантий и преимуществ <1>. При этом особое значение имеют государственные гарантии, связанные с увольнением со службы, которые позволяют обеспечить, с одной стороны, защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, а с другой - необходимую стабильность служебных отношений.
Статья: Административно-правовое регулирование работы в организациях, наделенных государственно-властными полномочиями, как атрибут публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<21> См.: Анисифорова М.В. Государственная служба: учеб. пособие. М.: Проспект, 2023; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Издательство РАГС, 2002; Барабашев А.Г., Беков Х.А., Козбаненко В.А. и др. Реформа государственной службы в России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М.: Издательство "Весь мир", 2003; Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. Государственная гражданская служба: учеб. курс / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014; Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации. М.: Издательство РАГС, 2008; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997; Пресняков М.В., Чанов С.Е. Служебное право Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Норма, 2015; Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. М.: Норма, 2023 и др.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<21> См.: Анисифорова М.В. Государственная служба: учеб. пособие. М.: Проспект, 2023; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Издательство РАГС, 2002; Барабашев А.Г., Беков Х.А., Козбаненко В.А. и др. Реформа государственной службы в России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М.: Издательство "Весь мир", 2003; Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. Государственная гражданская служба: учеб. курс / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014; Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации. М.: Издательство РАГС, 2008; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997; Пресняков М.В., Чанов С.Е. Служебное право Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Норма, 2015; Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. М.: Норма, 2023 и др.
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Названный автор использует термин "чиновничье право", это, по сути, аналог термина "служебное право", который на многие десятилетия выбыл из правового оборота и не использовался в научных трудах по теории государственной службы. Категорию "служебное право" в девяностые годы в правовой оборот и доктрину вернул Ю.Н. Старилов. Идеи Ю.Н. Старилова относительно служебного права получили свое доктринальное развитие, как минимум в учебном процессе, в виде специальных курсов, которые касались правового регулирования государственно-служебных отношений. В частности, цитируемый автор писал, что "служебное право - это система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере внутренней организации государственной (муниципальной) службы, установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих, практического функционирования государственной (муниципальной) службы с целью обеспечения деятельности как самих государственных (муниципальных) служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной (муниципальной) администрации" <4>.
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Названный автор использует термин "чиновничье право", это, по сути, аналог термина "служебное право", который на многие десятилетия выбыл из правового оборота и не использовался в научных трудах по теории государственной службы. Категорию "служебное право" в девяностые годы в правовой оборот и доктрину вернул Ю.Н. Старилов. Идеи Ю.Н. Старилова относительно служебного права получили свое доктринальное развитие, как минимум в учебном процессе, в виде специальных курсов, которые касались правового регулирования государственно-служебных отношений. В частности, цитируемый автор писал, что "служебное право - это система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере внутренней организации государственной (муниципальной) службы, установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих, практического функционирования государственной (муниципальной) службы с целью обеспечения деятельности как самих государственных (муниципальных) служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной (муниципальной) администрации" <4>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Для определения понятия мер предварительной защиты целесообразно использовать цель их применения. В соответствии с назначением применения мер обеспечения в судебном процессе, с одной стороны, преследуется определенная цель - ограничение в определенной мере (или запрет в полной мере) органов публичной власти и их должностных лиц в праве осуществления установленных для них законодательством полномочий. С другой стороны, на государственные органы, органы местного самоуправления (органы публичной власти) и их должностных лиц может быть возложена обязанность совершения административных действий, принятия управленческих решений, установления конкретного порядка реализации административно-правового статуса должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Меры обеспечения иска всегда рассматривались в связи с вопросами о соотношении запрещающих (т.е. ограничивающих реализацию полномочий органами публичной власти) и обязывающих обеспечительных мер, т.е. предписывающих уполномоченным органам публичной власти и их должностным лицам совершение конкретных действий либо принятие решений.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Для определения понятия мер предварительной защиты целесообразно использовать цель их применения. В соответствии с назначением применения мер обеспечения в судебном процессе, с одной стороны, преследуется определенная цель - ограничение в определенной мере (или запрет в полной мере) органов публичной власти и их должностных лиц в праве осуществления установленных для них законодательством полномочий. С другой стороны, на государственные органы, органы местного самоуправления (органы публичной власти) и их должностных лиц может быть возложена обязанность совершения административных действий, принятия управленческих решений, установления конкретного порядка реализации административно-правового статуса должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Меры обеспечения иска всегда рассматривались в связи с вопросами о соотношении запрещающих (т.е. ограничивающих реализацию полномочий органами публичной власти) и обязывающих обеспечительных мер, т.е. предписывающих уполномоченным органам публичной власти и их должностным лицам совершение конкретных действий либо принятие решений.
Статья: Гражданская правосубъектность в системе местного самоуправления и муниципальной службы: природа, сущность, соотношения
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В текущих социально-экономических и формально-юридических условиях гражданско-правовые формы организации как самого местного самоуправления и обеспечивающей его муниципальной службы имеют основное значение в достижении устойчивого развития территорий муниципальных образований. Эффективное и качественное исполнение обязанностей муниципальной службы есть не что иное, как развитие и экономический рост муниципальных образований и соответствующих территорий. В сущности, гражданско-правовой режим муниципальной службы моделируется как инструмент, способ, форма реализации гражданско-правового положения муниципальных образований. В соотношении гражданско-правового положения муниципальных образований и гражданско-правового режима муниципальной службы и обязанностей муниципальных служащих первично гражданско-правовое положение муниципальных образований: гражданско-правовой режим муниципальной службы вторичен, производен от гражданско-правового положения муниципальных образований. Основное в гражданско-правовом положении муниципальных образований - это достаточно широкий объем гражданской правосубъектности и субъективные гражданские права; основное же в гражданско-правовом положении муниципальных служащих - это ограничения и ограничения гражданско-правового характера.
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В текущих социально-экономических и формально-юридических условиях гражданско-правовые формы организации как самого местного самоуправления и обеспечивающей его муниципальной службы имеют основное значение в достижении устойчивого развития территорий муниципальных образований. Эффективное и качественное исполнение обязанностей муниципальной службы есть не что иное, как развитие и экономический рост муниципальных образований и соответствующих территорий. В сущности, гражданско-правовой режим муниципальной службы моделируется как инструмент, способ, форма реализации гражданско-правового положения муниципальных образований. В соотношении гражданско-правового положения муниципальных образований и гражданско-правового режима муниципальной службы и обязанностей муниципальных служащих первично гражданско-правовое положение муниципальных образований: гражданско-правовой режим муниципальной службы вторичен, производен от гражданско-правового положения муниципальных образований. Основное в гражданско-правовом положении муниципальных образований - это достаточно широкий объем гражданской правосубъектности и субъективные гражданские права; основное же в гражданско-правовом положении муниципальных служащих - это ограничения и ограничения гражданско-правового характера.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Особый правовой статус государственного и муниципального служащего предполагает не только материальные и социальные гарантии, властные полномочия, но и специальные правовые долженствования, ограничивающие права указанных лиц. Имеется в виду запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Особый правовой статус государственного и муниципального служащего предполагает не только материальные и социальные гарантии, властные полномочия, но и специальные правовые долженствования, ограничивающие права указанных лиц. Имеется в виду запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Статья посвящена исследованию вопросов правового обеспечения муниципальной службы в Российской Федерации на фоне провозглашения в России принципа единства системы публичной власти. Анализируются отдельные аспекты состояния правового регулирования в названной сфере. Делается вывод о том, что правовой статус муниципального служащего характеризуется значительным сходством с правовым положением служащего, проходящего государственную гражданскую службу, что позволяет сформировать на уровне федерального законодательства единые основы публичной службы. Однако для этого необходимо в ходе регламентации служебной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих использовать общий правовой режим, признающий названные категории служащих субъектами трудового права. Высказываются рекомендации о закреплении в законодательстве управленческого характера деятельности как основного признака публичной службы. Предлагается перераспределить компетенцию в установлении статуса муниципального служащего в пользу федеральных нормотворческих органов.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Статья посвящена исследованию вопросов правового обеспечения муниципальной службы в Российской Федерации на фоне провозглашения в России принципа единства системы публичной власти. Анализируются отдельные аспекты состояния правового регулирования в названной сфере. Делается вывод о том, что правовой статус муниципального служащего характеризуется значительным сходством с правовым положением служащего, проходящего государственную гражданскую службу, что позволяет сформировать на уровне федерального законодательства единые основы публичной службы. Однако для этого необходимо в ходе регламентации служебной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих использовать общий правовой режим, признающий названные категории служащих субъектами трудового права. Высказываются рекомендации о закреплении в законодательстве управленческого характера деятельности как основного признака публичной службы. Предлагается перераспределить компетенцию в установлении статуса муниципального служащего в пользу федеральных нормотворческих органов.