Правовой статус кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ"Таким образом, сведения как о реквизитах банковского счета лица (в том числе индивидуального предпринимателя), так и о количестве и движении денежных средств по этому счету наделены специальным правовым статусом, в связи с чем являются охраняемой законом банковской тайной, соблюдать которую обязаны банки (иные кредитные организации) и их сотрудники, а будучи полученными в установленном порядке налоговым органом, также продолжают пользоваться правовой охраной в качестве налоговой тайны. Изъятия из действия данных правовых режимов, - в частности, возможность предоставления указанных сведений по запросам отдельных категорий органов и лиц - исчерпывающим образом установлены федеральным законодательством строго в целях защиты прав и законных интересов граждан и обеспечения реализации государственными органами своих полномочий. Иной подход, по смыслу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П, не согласовывался бы с конституционным правом каждого на неприкосновенность его частной жизни и запретом сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку к такой информации относятся и сведения о материальном (финансовом) положении гражданина."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999
"О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"Статьей 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года) предусмотрено, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
"О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"Статьей 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года) предусмотрено, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Статья: Оспаривание предпочтительных сделок с участием кредитных организаций в процедурах банкротства
(Ткачев А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)<8> Плешанова О.П. Особенности правового статуса кредитной организации, выступающей кредитором в делах о банкротстве // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 3.
(Ткачев А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)<8> Плешанова О.П. Особенности правового статуса кредитной организации, выступающей кредитором в делах о банкротстве // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 3.
Статья: О действии принципа равенства при определении статуса правонарушителя в конкурсных отношениях
(Тарасенко А.А.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)<11> Храпова М.О. Правовое положение кредитных организаций и принцип равенства кредиторов при инициировании дела о несостоятельности (банкротстве) // Банковское право. 2021. N 4. С. 58 - 64; Суворов Е.Д. Принцип равенства кредиторов как инструмент выявления злоупотреблений в банкротстве: равное равным, различное различным // Закон. 2020. N 9. С. 39 - 52.
(Тарасенко А.А.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)<11> Храпова М.О. Правовое положение кредитных организаций и принцип равенства кредиторов при инициировании дела о несостоятельности (банкротстве) // Банковское право. 2021. N 4. С. 58 - 64; Суворов Е.Д. Принцип равенства кредиторов как инструмент выявления злоупотреблений в банкротстве: равное равным, различное различным // Закон. 2020. N 9. С. 39 - 52.
Статья: Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)<9> В п. 7 ст. 66 ГК упоминается возможность установления в специальных законах особенностей правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий).
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)<9> В п. 7 ст. 66 ГК упоминается возможность установления в специальных законах особенностей правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Со ссылкой в том числе на норму ч. 1 комментируемой статьи в Определении СКЭС ВС России от 14 июня 2016 г. N 305-ЭС15-17704 по делу N А40-99892/2014 <117> отмечено, что по смыслу соответствующих правовых норм и положений законодательства о банкротстве кредитных организаций требование кредитора по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета удовлетворяется прежде всего за счет страхового возмещения в соответствии с комментируемым Законом о страховании вкладов (в размере, установленном законодательством о страховании вкладов), а затем за счет конкурсной массы банка-должника (в размере остатка средств во вкладе, превышающего сумму причитающегося кредитору страхового возмещения).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Со ссылкой в том числе на норму ч. 1 комментируемой статьи в Определении СКЭС ВС России от 14 июня 2016 г. N 305-ЭС15-17704 по делу N А40-99892/2014 <117> отмечено, что по смыслу соответствующих правовых норм и положений законодательства о банкротстве кредитных организаций требование кредитора по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета удовлетворяется прежде всего за счет страхового возмещения в соответствии с комментируемым Законом о страховании вкладов (в размере, установленном законодательством о страховании вкладов), а затем за счет конкурсной массы банка-должника (в размере остатка средств во вкладе, превышающего сумму причитающегося кредитору страхового возмещения).
Статья: Правовые проблемы взаимовлияния гражданского и финансового права современного правоприменения
(Титов А.С.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Рассматривая взаимовлияние публичного права на банковскую отрасль законодательства, нельзя не отметить двойной правовой статус кредитных организаций, проявляющийся как в реализации прав и обязанностей, возникших из договорных отношений, так и в реализации императивных полномочий, предоставленных законодательными актами, правовыми актами ЦБ РФ кредитным организациям как элементам банковской системы государства. Разноплановость правового статуса кредитных организаций проявляется и в регулировании нормами финансового права отношений банков с бюджетной системой, выражающейся в участии в процессе исполнения налоговой обязанности в качестве финансового агента государства, а также в реализации полномочий банковского надзора. На эти вопросы совершенно справедливо обращает внимание Е.Е. Сметанина, указывая, что "в юридической литературе активно обсуждается вопрос о привлечении субъектов, не являющихся органами государственной власти и местного самоуправления, к осуществлению публично значимых функций, о наделении их государственно-властными полномочиями" <15>. В свою очередь С.С. Горохова отмечает, что "по сути, являясь коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, кредитные организации обязаны, в том числе и в ущерб собственным финансовым интересам, осуществлять и иные функции, непосредственным образом связанные с реализацией государством собственных задач" <16>. Такой правовой подход обусловлен изменяющимся историко-политическим этапом развития государства, ужесточения правового регулирования и ответственности, предусмотренной законодательством о валютном регулировании и контроле, а также законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, что в конечном итоге имеет одну глобальную цель - обеспечение устойчивой финансовой безопасности страны.
(Титов А.С.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Рассматривая взаимовлияние публичного права на банковскую отрасль законодательства, нельзя не отметить двойной правовой статус кредитных организаций, проявляющийся как в реализации прав и обязанностей, возникших из договорных отношений, так и в реализации императивных полномочий, предоставленных законодательными актами, правовыми актами ЦБ РФ кредитным организациям как элементам банковской системы государства. Разноплановость правового статуса кредитных организаций проявляется и в регулировании нормами финансового права отношений банков с бюджетной системой, выражающейся в участии в процессе исполнения налоговой обязанности в качестве финансового агента государства, а также в реализации полномочий банковского надзора. На эти вопросы совершенно справедливо обращает внимание Е.Е. Сметанина, указывая, что "в юридической литературе активно обсуждается вопрос о привлечении субъектов, не являющихся органами государственной власти и местного самоуправления, к осуществлению публично значимых функций, о наделении их государственно-властными полномочиями" <15>. В свою очередь С.С. Горохова отмечает, что "по сути, являясь коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, кредитные организации обязаны, в том числе и в ущерб собственным финансовым интересам, осуществлять и иные функции, непосредственным образом связанные с реализацией государством собственных задач" <16>. Такой правовой подход обусловлен изменяющимся историко-политическим этапом развития государства, ужесточения правового регулирования и ответственности, предусмотренной законодательством о валютном регулировании и контроле, а также законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, что в конечном итоге имеет одну глобальную цель - обеспечение устойчивой финансовой безопасности страны.
Статья: Некоторые налогово-правовые вопросы при добровольной ликвидации кредитной организации
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Настоящая статья рассматривает налогово-правовые вопросы добровольной ликвидации кредитной организации в процессе взаимодействия с Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Банком России. В статье рассматриваются вопросы совершенствования процедуры проведения налоговых проверок деятельности кредитной организации, находящейся в процессе добровольной ликвидации, а также вопросы возврата излишне уплаченных налоговых сумм. Отдельно рассмотрены вопросы правового статуса кредитной организации и ее сотрудников, выполняющих регуляторные функции, в ходе ее ликвидации. При рассмотрении проблемных вопросов добровольной ликвидации кредитной организации автором предложены пути совершенствования действующего российского финансового законодательства. В статье автор основывается на практическом опыте участия в добровольной ликвидации кредитной организации на территории Российской Федерации.
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Настоящая статья рассматривает налогово-правовые вопросы добровольной ликвидации кредитной организации в процессе взаимодействия с Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Банком России. В статье рассматриваются вопросы совершенствования процедуры проведения налоговых проверок деятельности кредитной организации, находящейся в процессе добровольной ликвидации, а также вопросы возврата излишне уплаченных налоговых сумм. Отдельно рассмотрены вопросы правового статуса кредитной организации и ее сотрудников, выполняющих регуляторные функции, в ходе ее ликвидации. При рассмотрении проблемных вопросов добровольной ликвидации кредитной организации автором предложены пути совершенствования действующего российского финансового законодательства. В статье автор основывается на практическом опыте участия в добровольной ликвидации кредитной организации на территории Российской Федерации.
Статья: Правовые аспекты отказа в освобождении гражданина-банкрота от исполнения обязательств
(Мубинов Д.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)С учетом особого правового статуса кредитных организаций как профессиональных участников финансового рынка, обладающих широкими возможностями для комплексной проверки платежеспособности заемщиков, в том числе путем анализа их кредитной истории, их решение о выдаче займа, принятое на основе достоверных и юридически корректных документов, не может впоследствии служить основанием для ссылки на якобы неразумные действия должника, который взял на себя финансовые обязательства без достаточных оснований для их погашения. Судебная практика, как правило, отвергает подобные доводы кредиторов при рассмотрении вопросов, касающихся освобождения гражданина от непогашенной части задолженности.
(Мубинов Д.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)С учетом особого правового статуса кредитных организаций как профессиональных участников финансового рынка, обладающих широкими возможностями для комплексной проверки платежеспособности заемщиков, в том числе путем анализа их кредитной истории, их решение о выдаче займа, принятое на основе достоверных и юридически корректных документов, не может впоследствии служить основанием для ссылки на якобы неразумные действия должника, который взял на себя финансовые обязательства без достаточных оснований для их погашения. Судебная практика, как правило, отвергает подобные доводы кредиторов при рассмотрении вопросов, касающихся освобождения гражданина от непогашенной части задолженности.
Статья: "Мягкая сила" стандартов
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2025, N 4)Последний пункт этого списка весьма любопытен и вносит немало сумятицы. В частности, в судебной практике было несколько решений, в которых и базовые стандарты, и информационные рекомендации упоминались не в рамках своего правового статуса. В каждом конкретном случае суд сам решает, на основании чего кредитная организация поступила так и или иначе, что воспринимается сообществом как дополнительный критерий, подтверждающий недобросовестность одной из сторон договора.
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2025, N 4)Последний пункт этого списка весьма любопытен и вносит немало сумятицы. В частности, в судебной практике было несколько решений, в которых и базовые стандарты, и информационные рекомендации упоминались не в рамках своего правового статуса. В каждом конкретном случае суд сам решает, на основании чего кредитная организация поступила так и или иначе, что воспринимается сообществом как дополнительный критерий, подтверждающий недобросовестность одной из сторон договора.
Статья: Правовое регулирование отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации
(Куракин А.В., Карпухин Д.В., Красненкова Е.В.)
("Современное право", 2021, N 2)Конституционный Суд РФ отметил, что с отзывом у банка лицензии связано ограничение на совершение им сделок, которое согласно ст. 58 Закона о банкротстве 1998 года ставится в зависимость от начала процедуры банкротства. В акте Конституционного Суда РФ отмечено, что в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка, что не свидетельствует о наличии противоречия между законами. Кроме того, расчеты с вкладчиками после отзыва у банка лицензии возможны только в ходе его ликвидации, для чего в целях защиты интересов кредиторов и самого банка необходимо зафиксировать всю его кредиторскую задолженность. Содержащийся в оспариваемой норме запрет на заключение сделок и исполнение обязательств по сделкам (за исключением тех, которые указаны в самой норме) до создания ликвидационной комиссии, назначения конкурсного управляющего обусловлен необходимостью сохранения денежных средств и имущества кредитной организации для их дальнейшего обоснованного распределения между кредиторами на законных основаниях и направлен на реализацию конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
(Куракин А.В., Карпухин Д.В., Красненкова Е.В.)
("Современное право", 2021, N 2)Конституционный Суд РФ отметил, что с отзывом у банка лицензии связано ограничение на совершение им сделок, которое согласно ст. 58 Закона о банкротстве 1998 года ставится в зависимость от начала процедуры банкротства. В акте Конституционного Суда РФ отмечено, что в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка, что не свидетельствует о наличии противоречия между законами. Кроме того, расчеты с вкладчиками после отзыва у банка лицензии возможны только в ходе его ликвидации, для чего в целях защиты интересов кредиторов и самого банка необходимо зафиксировать всю его кредиторскую задолженность. Содержащийся в оспариваемой норме запрет на заключение сделок и исполнение обязательств по сделкам (за исключением тех, которые указаны в самой норме) до создания ликвидационной комиссии, назначения конкурсного управляющего обусловлен необходимостью сохранения денежных средств и имущества кредитной организации для их дальнейшего обоснованного распределения между кредиторами на законных основаниях и направлен на реализацию конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
Статья: Правовое регулирование заемного финансирования развития
(Кузнецов С.В.)
("Банковское право", 2022, N 1)Кредит в отличие от займа предоставляется субъектом предпринимательской деятельности со специальным правовым статусом кредитной организации. В частности, банковский кредит выдается исключительно банками в рамках совокупности банковских операций по привлечению денежных средств во вклады и выдачи таких средств в форме кредита, тогда как предоставление заемных средств независимо от систематичности и размера таких средств банковской операцией не является <5>. Банковская операция считается основой банковской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <6>, она подчинена особому публично-правовому режиму <7>. Особенностью банковского кредитования является его осуществление за счет привлеченных во вклады, а не собственных средств банка (информационное письмо ВАС РФ от 10 августа 1994 г. N С1-7/ОП-555 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" <8>).
(Кузнецов С.В.)
("Банковское право", 2022, N 1)Кредит в отличие от займа предоставляется субъектом предпринимательской деятельности со специальным правовым статусом кредитной организации. В частности, банковский кредит выдается исключительно банками в рамках совокупности банковских операций по привлечению денежных средств во вклады и выдачи таких средств в форме кредита, тогда как предоставление заемных средств независимо от систематичности и размера таких средств банковской операцией не является <5>. Банковская операция считается основой банковской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <6>, она подчинена особому публично-правовому режиму <7>. Особенностью банковского кредитования является его осуществление за счет привлеченных во вклады, а не собственных средств банка (информационное письмо ВАС РФ от 10 августа 1994 г. N С1-7/ОП-555 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" <8>).