Правовой статус казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" БК РФСТАТЬЯ 161 "ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" БК РФСТАТЬЯ 161 "ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)"Административное право и процесс", 2021, N 7
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)"Административное право и процесс", 2021, N 7
Готовое решение: Может ли заказчик прекратить зачетом (взаимозачетом) обязательства, возникшие на основании Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 БК РФ, распространяются в том числе на государственные (муниципальные) органы (ч. 11 ст. 161 БК РФ). Поэтому приведенная позиция относится и к ним.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 БК РФ, распространяются в том числе на государственные (муниципальные) органы (ч. 11 ст. 161 БК РФ). Поэтому приведенная позиция относится и к ним.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений
(ред. от 31.07.2025)Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основные положения о государственном и муниципальном учреждениях содержатся в ст. 123.22 части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <60>), в п. 1 которой предусмотрено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Согласно п. 8 указанной статьи особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом. Соответствующими актами являются БК РФ (ст. 161 "Особенности правового положения казенных учреждений"), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <61> (ст. 9.1 "Государственные, муниципальные учреждения" и 9.2 "Бюджетное учреждение"), Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <62>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основные положения о государственном и муниципальном учреждениях содержатся в ст. 123.22 части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <60>), в п. 1 которой предусмотрено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Согласно п. 8 указанной статьи особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом. Соответствующими актами являются БК РФ (ст. 161 "Особенности правового положения казенных учреждений"), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <61> (ст. 9.1 "Государственные, муниципальные учреждения" и 9.2 "Бюджетное учреждение"), Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <62>.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, предлагаемые изменения в комментируемую статью направлены на создание условий государственного регулирования по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающего особенности правового положения казенных учреждений, а также органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами России с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, в том числе при передаче бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (обеспечению ведения учета, составлению и представлению бюджетной отчетности) центрам компетенции - централизованным бухгалтериям (централизации бюджетных полномочий, в том числе учетных).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, предлагаемые изменения в комментируемую статью направлены на создание условий государственного регулирования по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающего особенности правового положения казенных учреждений, а также органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами России с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, в том числе при передаче бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (обеспечению ведения учета, составлению и представлению бюджетной отчетности) центрам компетенции - централизованным бухгалтериям (централизации бюджетных полномочий, в том числе учетных).
Статья: Договоры и соглашения как основания возникновения расходных обязательств: правовой аспект
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Казенное учреждение является типом государственного или муниципального учреждения, правовое положение которого определено в ГК РФ <22> (ст. 123.21, 123.22). Статья 161 БК РФ определяет лишь особенности правового положения казенных учреждений, регламентируя главным образом вопросы финансового обеспечения их деятельности за счет средств бюджета. Однако вопросы заключения договоров (соглашений) казенными учреждениями не нашли закрепления в бюджетном законодательстве, несмотря на то, что регулирование этих вопросов хоть как-то обосновывало бы соответствующее основание возникновения расходных обязательств (в отличие от этого, например, БК РФ регулирует заключение соглашений с бюджетными и автономными учреждениями, предметом которых является предоставление субсидий, однако такие соглашения в качестве оснований возникновения расходных обязательств в ст. 84 - 86 БК РФ не поименованы).
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Казенное учреждение является типом государственного или муниципального учреждения, правовое положение которого определено в ГК РФ <22> (ст. 123.21, 123.22). Статья 161 БК РФ определяет лишь особенности правового положения казенных учреждений, регламентируя главным образом вопросы финансового обеспечения их деятельности за счет средств бюджета. Однако вопросы заключения договоров (соглашений) казенными учреждениями не нашли закрепления в бюджетном законодательстве, несмотря на то, что регулирование этих вопросов хоть как-то обосновывало бы соответствующее основание возникновения расходных обязательств (в отличие от этого, например, БК РФ регулирует заключение соглашений с бюджетными и автономными учреждениями, предметом которых является предоставление субсидий, однако такие соглашения в качестве оснований возникновения расходных обязательств в ст. 84 - 86 БК РФ не поименованы).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Нормы, регулирующие правовой статус казенных учреждений, распространяются и на государственные органы (п. 11 ст. 161 БК РФ), под которыми в науке понимается обособленная часть государственного аппарата, обладающая властными полномочиями по осуществлению определенных функций государства и располагающая организационными и финансовыми возможностями <33>. В науке понятие органа государственной власти раскрывается через его признаки, в числе которых: 1) представительство государства и действие от его имени; 2) соотношение с государством как частное и целое; 3) наличие особой публичной цели деятельности, защита интересов государства и общества; 4) возможность совершать от имени государства юридические акты, обязательные в частноправовой и публично-правовой сферах; 5) наличие финансовых средств для реализации имеющихся задач; 6) строгий контроль государства; 7) наличие возможности обжаловать действия государственного органа; 8) обладание внутренним единством. При этом наиболее существенными и определяющими характеристиками государственного органа признаются наличие властного полномочия и субъектный состав должностных лиц, выполняющих функции государственного органа <34>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Нормы, регулирующие правовой статус казенных учреждений, распространяются и на государственные органы (п. 11 ст. 161 БК РФ), под которыми в науке понимается обособленная часть государственного аппарата, обладающая властными полномочиями по осуществлению определенных функций государства и располагающая организационными и финансовыми возможностями <33>. В науке понятие органа государственной власти раскрывается через его признаки, в числе которых: 1) представительство государства и действие от его имени; 2) соотношение с государством как частное и целое; 3) наличие особой публичной цели деятельности, защита интересов государства и общества; 4) возможность совершать от имени государства юридические акты, обязательные в частноправовой и публично-правовой сферах; 5) наличие финансовых средств для реализации имеющихся задач; 6) строгий контроль государства; 7) наличие возможности обжаловать действия государственного органа; 8) обладание внутренним единством. При этом наиболее существенными и определяющими характеристиками государственного органа признаются наличие властного полномочия и субъектный состав должностных лиц, выполняющих функции государственного органа <34>.
Готовое решение: Возможна ли реорганизация учреждений в форме преобразования и как она соотносится с изменением типа учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение типа учреждения - это создание учреждения другого типа с изменением его правового положения. Например, изменение казенного учреждения в бюджетное и наоборот.
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение типа учреждения - это создание учреждения другого типа с изменением его правового положения. Например, изменение казенного учреждения в бюджетное и наоборот.
Статья: Особенности цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования
(Филиппова А.И.)
("Цивилист", 2023, N 3)<9> См.: Филиппова А.И. Гражданско-правовой статус казенных учреждений в системе МВД России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 205 с.
(Филиппова А.И.)
("Цивилист", 2023, N 3)<9> См.: Филиппова А.И. Гражданско-правовой статус казенных учреждений в системе МВД России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 205 с.