Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим особо охраняемых природных территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55 Конституции РФ"Необходимо, однако, отметить, что законодателем механизм "лесной амнистии" не был распространен на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, а если границы таких территорий не установлены - также на случаи, когда после их установления земельный участок будет расположен в границах таких территорий (пункт 1 части 6 и часть 7 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ). Такой подход с учетом статей 9 (часть 1), 36 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации находится в пределах дискреции законодателя. Это подтверждает дифференциацию в современном правовом регулировании режима земель лесного фонда и особо охраняемых природных территорий, что объясняется особой значимостью последних, тем более когда речь идет о таких территориях федерального значения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ"Таким образом, размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Порядок N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, в том числе и к землям общего пользования, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Субъекты Российской Федерации, в которых образованы геопарки, имеют возможность не только принять законы и иные нормативные правовые акты об их режиме, но и обеспечить его соблюдение нормами об административной ответственности на своем уровне. Так, учитывая, что ст. 8.39 КоАП РФ может охватить особенности региональных ООПТ, и опыт ряда субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за правонарушения, связанные с нарушением правового режима региональных ООПТ, для обеспечения правового режима геопарков может быть предусмотрена административная ответственность: за искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта; возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием геопарка; проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов; самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков территории; проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без соответствующего разрешения уполномоченного органа исполнительной власти и др. <29>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Субъекты Российской Федерации, в которых образованы геопарки, имеют возможность не только принять законы и иные нормативные правовые акты об их режиме, но и обеспечить его соблюдение нормами об административной ответственности на своем уровне. Так, учитывая, что ст. 8.39 КоАП РФ может охватить особенности региональных ООПТ, и опыт ряда субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за правонарушения, связанные с нарушением правового режима региональных ООПТ, для обеспечения правового режима геопарков может быть предусмотрена административная ответственность: за искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта; возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием геопарка; проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов; самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков территории; проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без соответствующего разрешения уполномоченного органа исполнительной власти и др. <29>.
Статья: Правовой режим земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)<14> См.: Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях: Монография. М.: Статут, 2018. С. 75.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)<14> См.: Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях: Монография. М.: Статут, 2018. С. 75.
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В Проекте Стратегии развития системы ООПТ под экологическим каркасом России понимается "связанность ООПТ охраняемыми природными (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.) территориями в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов" (п. 3.11) <18>. Структура экологического каркаса здесь представлена (1) системой ООПТ, которая связана (2) охраняемыми природными территориями с особыми условиями природопользования. Такие формулировки определения и структуры экологического каркаса, как "охраняемые природные территории", "охраняемые природные территории с особыми условиями природопользования" не дают однозначного ответа на вопрос о включении в экологический каркас страны лесов, мест обитания и миграции диких животных, водных и иных природных объектов, которые также подлежат охране, и где установлены "свои" особые условия природопользования. Опираясь на гл. IX Федерального закона "Об охране окружающей среды" <19> и гл. XVII ЗК РФ <20>, предлагаем под экологическим каркасом России понимать систему ООПТ всех уровней и категорий, связанную в пространстве иными природными объектами, находящимися под особой охраной (округа санитарной (горно-санитарной) охраны, охранные зоны ООПТ, защитные леса, выполняющие природоохранные функции земли, земли рекреационного назначения, земли объектов культурного и археологического наследия народов России (памятников истории и культуры), земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций, и иные природные объекты, расположенные в границах земель особо охраняемых территорий и объектов, а также не имеющие правового режима ООПТ геопарки), в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов. Экологический каркас России - это единство системы ООПТ и системы иных природных объектов, находящихся под особой охраной. Предлагаемый вариант обеспечивает правовую определенность в структурных элементах экологического каркаса, а также режиме их охраны и пределов использования.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В Проекте Стратегии развития системы ООПТ под экологическим каркасом России понимается "связанность ООПТ охраняемыми природными (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.) территориями в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов" (п. 3.11) <18>. Структура экологического каркаса здесь представлена (1) системой ООПТ, которая связана (2) охраняемыми природными территориями с особыми условиями природопользования. Такие формулировки определения и структуры экологического каркаса, как "охраняемые природные территории", "охраняемые природные территории с особыми условиями природопользования" не дают однозначного ответа на вопрос о включении в экологический каркас страны лесов, мест обитания и миграции диких животных, водных и иных природных объектов, которые также подлежат охране, и где установлены "свои" особые условия природопользования. Опираясь на гл. IX Федерального закона "Об охране окружающей среды" <19> и гл. XVII ЗК РФ <20>, предлагаем под экологическим каркасом России понимать систему ООПТ всех уровней и категорий, связанную в пространстве иными природными объектами, находящимися под особой охраной (округа санитарной (горно-санитарной) охраны, охранные зоны ООПТ, защитные леса, выполняющие природоохранные функции земли, земли рекреационного назначения, земли объектов культурного и археологического наследия народов России (памятников истории и культуры), земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций, и иные природные объекты, расположенные в границах земель особо охраняемых территорий и объектов, а также не имеющие правового режима ООПТ геопарки), в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов. Экологический каркас России - это единство системы ООПТ и системы иных природных объектов, находящихся под особой охраной. Предлагаемый вариант обеспечивает правовую определенность в структурных элементах экологического каркаса, а также режиме их охраны и пределов использования.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В отношении БПТ это касается и уже функционирующей туристско-рекреационной ОЭЗ "Ворота Байкала", и "Байкальской гавани", участки которой еще предстоит освоить <13>. Хотя вышеуказанные виды хозяйственной деятельности (кроме сплошных рубок) не запрещены в центральной экологической зоне БПТ, объем воздействия на природную среду явно не соответствует позиционированию озера Байкал как уникальной экологической системы, целям создания БПТ и выделению центральной экологической зоны (где как раз расположены эти туристско-рекреационные ОЭЗ), а также основным принципам охраны БПТ, закрепленным в ст. 5 ФЗ об охране озера Байкал. Если правовой режим ООПТ никак не противоречит правовому режиму БПТ, то правовой режим туристско-рекреационных ОЭЗ фактически позволяет осуществлять достаточно большое воздействие на природу БПТ.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В отношении БПТ это касается и уже функционирующей туристско-рекреационной ОЭЗ "Ворота Байкала", и "Байкальской гавани", участки которой еще предстоит освоить <13>. Хотя вышеуказанные виды хозяйственной деятельности (кроме сплошных рубок) не запрещены в центральной экологической зоне БПТ, объем воздействия на природную среду явно не соответствует позиционированию озера Байкал как уникальной экологической системы, целям создания БПТ и выделению центральной экологической зоны (где как раз расположены эти туристско-рекреационные ОЭЗ), а также основным принципам охраны БПТ, закрепленным в ст. 5 ФЗ об охране озера Байкал. Если правовой режим ООПТ никак не противоречит правовому режиму БПТ, то правовой режим туристско-рекреационных ОЭЗ фактически позволяет осуществлять достаточно большое воздействие на природу БПТ.
Статья: Ликвидация особо охраняемых природных территорий
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" <1> (далее - Федеральный закон об ООПТ) не содержит положений, определяющих порядок ликвидации (упразднения, снятия правового режима) особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Означает ли это запрет на их ликвидацию?
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" <1> (далее - Федеральный закон об ООПТ) не содержит положений, определяющих порядок ликвидации (упразднения, снятия правового режима) особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Означает ли это запрет на их ликвидацию?
Статья: 30 лет Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Законодательное регулирование правового режима особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (разд. IX).
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Законодательное регулирование правового режима особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (разд. IX).
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Не менее существенной для правового режима ООПТ является и ценностная характеристика, данная преамбулой Федерального закона N 33-ФЗ, исходя из которой особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Не менее существенной для правового режима ООПТ является и ценностная характеристика, данная преамбулой Федерального закона N 33-ФЗ, исходя из которой особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: правовой институт комплексного развития территорий, сбалансированное и устойчивое развитие территорий, искусственные земельные участки и водохранилища, правовой режим геопарков, правовой режим особо охраняемых природных территорий, искусственные острова, правовое регулирование создания водохранилищ.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: правовой институт комплексного развития территорий, сбалансированное и устойчивое развитие территорий, искусственные земельные участки и водохранилища, правовой режим геопарков, правовой режим особо охраняемых природных территорий, искусственные острова, правовое регулирование создания водохранилищ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специального порядка признания водных объектов (их частей), подлежащих особой охране, водное законодательство не закрепляет, что обусловлено регламентацией этого вопроса нормами Закона об особо охраняемых природных территориях и Закона об объектах культурного наследия. Первый из обозначенных законов допускает возможность распространения на участки водной поверхности правового режима ООПТ, а второй - возможность включения водных объектов (их частей) в состав территории объекта культурного наследия.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специального порядка признания водных объектов (их частей), подлежащих особой охране, водное законодательство не закрепляет, что обусловлено регламентацией этого вопроса нормами Закона об особо охраняемых природных территориях и Закона об объектах культурного наследия. Первый из обозначенных законов допускает возможность распространения на участки водной поверхности правового режима ООПТ, а второй - возможность включения водных объектов (их частей) в состав территории объекта культурного наследия.