Правовой режим объектов размещения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим объектов размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Особенности правового режима объектов размещения отходов недропользования. Размещение отходов, особенно их захоронение, представляя собой по сути конечную стадию обращения с ними, является одним из наиболее опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности, поскольку любое нарушение экологических требований при организации долговременного хранения или конечного захоронения отходов способно привести к длящемуся негативному воздействию на окружающую среду, а нарушения правил эксплуатации объектов размещения отходов - к серьезному и подчас необратимому загрязнению земель, почвенного слоя, подземных и поверхностных вод и других компонентов природной среды и природных объектов.
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Особенности правового режима объектов размещения отходов недропользования. Размещение отходов, особенно их захоронение, представляя собой по сути конечную стадию обращения с ними, является одним из наиболее опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности, поскольку любое нарушение экологических требований при организации долговременного хранения или конечного захоронения отходов способно привести к длящемуся негативному воздействию на окружающую среду, а нарушения правил эксплуатации объектов размещения отходов - к серьезному и подчас необратимому загрязнению земель, почвенного слоя, подземных и поверхностных вод и других компонентов природной среды и природных объектов.
Нормативные акты
<Письмо> Минэкономразвития РФ от 04.12.2009 N Д23-4093
"О переводе земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и размещении места складирования отходов"Кроме того, требования к объектам размещения отходов установлены в статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 5 которой, в частности, запрещает захоронение отходов в границах водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
"О переводе земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и размещении места складирования отходов"Кроме того, требования к объектам размещения отходов установлены в статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 5 которой, в частности, запрещает захоронение отходов в границах водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Кроме того, в указанной норме необходимо законодательно закрепить, что отходы недропользования, получившие отрицательную ГЭО, приобретают правовой режим отходов производства и потребления 5-го класса опасности и подлежат дальнейшему формированию и складированию в границах объектов размещения отходов. Представляется необходимым дополнить правовое предписание ст. 22 Федерального закона "О недрах", закрепив императивную обязанность пользователя недр по проведению ГЭО отходов недропользования. Внесение предлагаемых изменений в законодательство о недрах должно повлечь за собой приведение в соответствие с указанными дополнениями подзаконных нормативных актов, регламентирующих и детализирующих соответствующие отношения по недропользованию.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Кроме того, в указанной норме необходимо законодательно закрепить, что отходы недропользования, получившие отрицательную ГЭО, приобретают правовой режим отходов производства и потребления 5-го класса опасности и подлежат дальнейшему формированию и складированию в границах объектов размещения отходов. Представляется необходимым дополнить правовое предписание ст. 22 Федерального закона "О недрах", закрепив императивную обязанность пользователя недр по проведению ГЭО отходов недропользования. Внесение предлагаемых изменений в законодательство о недрах должно повлечь за собой приведение в соответствие с указанными дополнениями подзаконных нормативных актов, регламентирующих и детализирующих соответствующие отношения по недропользованию.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- требования, предъявляемые к земельным участкам, на которых планируется осуществлять деятельность по утилизации, переработке отходов, к рекультивируемым земельным участкам, с учетом категории земель и их разрешенного использования, правового режима находящихся на рекультивируемых земельных участках объектов: объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде, опасных производственных объектов I и II класса опасности, горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- требования, предъявляемые к земельным участкам, на которых планируется осуществлять деятельность по утилизации, переработке отходов, к рекультивируемым земельным участкам, с учетом категории земель и их разрешенного использования, правового режима находящихся на рекультивируемых земельных участках объектов: объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде, опасных производственных объектов I и II класса опасности, горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
Статья: Проблема возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, при формировании отвалов вскрышных пород в результате хозяйственной деятельности недропользователя
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Резюмируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что вред, причиненный в результате добычи полезных ископаемых, подлежит возмещению в зависимости от определения правового режима вскрышных пород как отходов недропользования (объектов размещения отходов) или как общераспространенных полезных ископаемых (участка недр местного значения). В последнем случае при проведении процедуры, установленной действующим законодательством, пользователь недр освобождается от гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Резюмируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что вред, причиненный в результате добычи полезных ископаемых, подлежит возмещению в зависимости от определения правового режима вскрышных пород как отходов недропользования (объектов размещения отходов) или как общераспространенных полезных ископаемых (участка недр местного значения). В последнем случае при проведении процедуры, установленной действующим законодательством, пользователь недр освобождается от гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде.
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Таким образом, возникает сложность в квалификации правового режима полигонов промышленных и бытовых отходов, которые могут являться одновременно и объектами накопленного вреда, и объектами размещения отходов в понимании п. 1 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды. В результате этой коллизии возможно одновременное возложение обязанностей по ликвидации на организации, эксплуатирующие полигоны размещения отходов (в случае их закрытия), а также на органы публичной власти в общем порядке <9>. Именно поэтому важен критерий наличия/отсутствия владельца спорного объекта. В случае наличия владельца применяется порядок возложения на него обязанностей по ликвидации объекта размещения отходов. Отсутствие владельца означает принадлежность территории/акватории к объектам накопленного вреда окружающей среде.
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Таким образом, возникает сложность в квалификации правового режима полигонов промышленных и бытовых отходов, которые могут являться одновременно и объектами накопленного вреда, и объектами размещения отходов в понимании п. 1 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды. В результате этой коллизии возможно одновременное возложение обязанностей по ликвидации на организации, эксплуатирующие полигоны размещения отходов (в случае их закрытия), а также на органы публичной власти в общем порядке <9>. Именно поэтому важен критерий наличия/отсутствия владельца спорного объекта. В случае наличия владельца применяется порядок возложения на него обязанностей по ликвидации объекта размещения отходов. Отсутствие владельца означает принадлежность территории/акватории к объектам накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В рамках специального правового режима земельных участков может устанавливаться запрет на размещение скотомогильников и кладбищ; стоянку и движение транспортных средств; расположение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; выпас сельскохозяйственных животных и многие другие (ВК РФ).
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В рамках специального правового режима земельных участков может устанавливаться запрет на размещение скотомогильников и кладбищ; стоянку и движение транспортных средств; расположение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; выпас сельскохозяйственных животных и многие другие (ВК РФ).