Правовой режим лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФ"Вывод суда об отнесении спиленных деревьев к правовому режиму защитных лесов основан на результатах осмотра места происшествия и заключения судебной лесотехнической экспертизы N (т. 7 л.д. 187 - 208), учитывая положения п. 2 ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ, согласно которой леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к категории защитных лесов.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФКак указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2023 года N 45-П, процедура согласования, предусмотренная действующим законодательством, должна учитывать особенности правового режима лесного фонда и вероятность негативного воздействия на него в случае включения соответствующих земельных участков в состав территории населенных пунктов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды правовых режимов лесов
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2
Статья: Основы правового режима лесов как объекта недвижимости
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.
(ред. от 31.07.2025)16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1 - 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности с учетом существующих ограничений прав на землю и возможности сочетания таких видов использования земельного участка с деятельностью, осуществляемой на смежных земельных участках, а также требований, предусмотренных частями 18 - 20 настоящей статьи. В случае, если на лесном участке из состава земель лесного фонда расположены защитные леса, гражданин вправе использовать такой лесной участок только для осуществления видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации с соблюдением ограничений, предусмотренных правовым режимом защитных лесов соответствующей категории.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1 - 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности с учетом существующих ограничений прав на землю и возможности сочетания таких видов использования земельного участка с деятельностью, осуществляемой на смежных земельных участках, а также требований, предусмотренных частями 18 - 20 настоящей статьи. В случае, если на лесном участке из состава земель лесного фонда расположены защитные леса, гражданин вправе использовать такой лесной участок только для осуществления видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации с соблюдением ограничений, предусмотренных правовым режимом защитных лесов соответствующей категории.
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Для урегулирования вопроса о правовом режиме лесов, расположенных на иных, кроме лесного фонда, категориях земель, был принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", который, к сожалению, не решил задач, на разрешение которых он был направлен.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Для урегулирования вопроса о правовом режиме лесов, расположенных на иных, кроме лесного фонда, категориях земель, был принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", который, к сожалению, не решил задач, на разрешение которых он был направлен.
Статья: Правовые аспекты общинной собственности на леса
(Оленина Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Именно в общинных лесах можно должным образом осуществлять неистощительное лесопользование и устойчивое управление лесами, поскольку представители общины прежде всего заинтересованы в сохранении своего леса и его ресурсов. Для развития общинной собственности на леса, а также самостоятельного эффективного общинного устойчивого управления необходимо конкретное закрепление правового режима общинного леса. Прежде всего требуется нормативно-правовое регулирование управления общинными лесами. Со стороны государства должны быть определены четкие границы общинных лесов. Необходимо определить и степень участия публичных органов власти, направленную на ограничение рубок и другого негативного воздействия на леса, а также сохранение общинных лесов.
(Оленина Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Именно в общинных лесах можно должным образом осуществлять неистощительное лесопользование и устойчивое управление лесами, поскольку представители общины прежде всего заинтересованы в сохранении своего леса и его ресурсов. Для развития общинной собственности на леса, а также самостоятельного эффективного общинного устойчивого управления необходимо конкретное закрепление правового режима общинного леса. Прежде всего требуется нормативно-правовое регулирование управления общинными лесами. Со стороны государства должны быть определены четкие границы общинных лесов. Необходимо определить и степень участия публичных органов власти, направленную на ограничение рубок и другого негативного воздействия на леса, а также сохранение общинных лесов.
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<3> См.: Воронцова А.А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право. 2012. N 5; Чаркин С.А. Правовой режим лесов сельскохозяйственного назначения: история и современное состояние // Аграрное и земельное право. 2010. N 3.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<3> См.: Воронцова А.А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право. 2012. N 5; Чаркин С.А. Правовой режим лесов сельскохозяйственного назначения: история и современное состояние // Аграрное и земельное право. 2010. N 3.
Статья: Специальный правовой режим природных ресурсов: соотношение понятий "народное достояние" и "собственность"
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2022, N 1)В свете нашей концепции природных ресурсов как народного достояния, а также вопросов, поставленных в начале статьи, подчеркнем следующее. В позиции высшего и главного органа конституционного контроля в обществе и государстве, утверждающего специальный правовой режим лесного фонда (как и любого другого природного объекта), доминирующим фактором является именно "публичное достояние многонационального народа России" и соответственно "жизненно важная многофункциональная роль и значимость этого природного ресурса для общества в целом" <30>.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2022, N 1)В свете нашей концепции природных ресурсов как народного достояния, а также вопросов, поставленных в начале статьи, подчеркнем следующее. В позиции высшего и главного органа конституционного контроля в обществе и государстве, утверждающего специальный правовой режим лесного фонда (как и любого другого природного объекта), доминирующим фактором является именно "публичное достояние многонационального народа России" и соответственно "жизненно важная многофункциональная роль и значимость этого природного ресурса для общества в целом" <30>.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)2) содержание правового режима лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливается только на определенный промежуток времени - или до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <10>, или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда. В этот период времени правообладатели обязаны осуществлять использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом Положения о "сельскохозяйственных" лесах (п. 8);
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)2) содержание правового режима лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливается только на определенный промежуток времени - или до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <10>, или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда. В этот период времени правообладатели обязаны осуществлять использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом Положения о "сельскохозяйственных" лесах (п. 8);
Статья: Правовой режим земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых мелиоративными лесными насаждениями
(Гряда Э.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
(Гряда Э.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)1. Понятие и правовой режим городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)1. Понятие и правовой режим городских лесов
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<76> По аналогии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", которым был урегулирован правовой режим лесов за пределами земель лесного фонда.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<76> По аналогии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", которым был урегулирован правовой режим лесов за пределами земель лесного фонда.