Правовой режим арктики
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим арктики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Актуальность ревизии научных разработок, связанных с правовым режимом Арктики, обусловлена появлением новых факторов. Среди них - развитие судебной и иной практики в сфере морского права, глобальное потепление, развитие института ответственности государств за антропогенное загрязнение моря, возрастание значения Северного морского пути, обострение соперничества сверхдержав, в том числе в арктическом регионе, и события на Украине. Описательная часть статьи представлена семью разделами, в каждом из которых рассматривается отдельный фрагмент российского научного дискурса (концепция региональных обычаев, секторальный принцип, толкование статьи 234 Конвенции по морскому праву, режим судоходства в акватории Северного морского пути и т.д.). После краткого обзора наиболее важных фактов и документов излагаются тезисы российских авторов, за которыми следуют контраргументы, заимствованные из работ иностранных ученых или сформулированные автором самостоятельно. В девятом разделе рассматриваются методологические особенности российской доктрины, отрицательно влияющие на качество ее аргументов; в десятом - излагается авторское видение генезиса правового режима Арктики и формулируются перспективные стратегии отстаивания российских интересов в этом регионе. К числу данных стратегий относятся консолидация титула, основанного на смежности, концептуализация Арктики как особого пространства (номоса), создание в Арктике преимуществ для других государств и - в более широком плане - пересмотр иерархии источников морского права. В статье делаются два основных вывода. Первый вывод состоит в неадекватности российских разработок в области морского права интересам России и общей теории международного права. Второй вывод состоит в существовании альтернативных стратегий защиты российских интересов - более современных, обоснованных и эффективных. Использование этих стратегий предполагает ревизию существующих подходов, коллективную работу, поддержку со стороны Министерства иностранных дел РФ и широкую коммуникацию с зарубежными коллегами. Речь идет о крайне важной и актуальной научной и политической задаче.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Актуальность ревизии научных разработок, связанных с правовым режимом Арктики, обусловлена появлением новых факторов. Среди них - развитие судебной и иной практики в сфере морского права, глобальное потепление, развитие института ответственности государств за антропогенное загрязнение моря, возрастание значения Северного морского пути, обострение соперничества сверхдержав, в том числе в арктическом регионе, и события на Украине. Описательная часть статьи представлена семью разделами, в каждом из которых рассматривается отдельный фрагмент российского научного дискурса (концепция региональных обычаев, секторальный принцип, толкование статьи 234 Конвенции по морскому праву, режим судоходства в акватории Северного морского пути и т.д.). После краткого обзора наиболее важных фактов и документов излагаются тезисы российских авторов, за которыми следуют контраргументы, заимствованные из работ иностранных ученых или сформулированные автором самостоятельно. В девятом разделе рассматриваются методологические особенности российской доктрины, отрицательно влияющие на качество ее аргументов; в десятом - излагается авторское видение генезиса правового режима Арктики и формулируются перспективные стратегии отстаивания российских интересов в этом регионе. К числу данных стратегий относятся консолидация титула, основанного на смежности, концептуализация Арктики как особого пространства (номоса), создание в Арктике преимуществ для других государств и - в более широком плане - пересмотр иерархии источников морского права. В статье делаются два основных вывода. Первый вывод состоит в неадекватности российских разработок в области морского права интересам России и общей теории международного права. Второй вывод состоит в существовании альтернативных стратегий защиты российских интересов - более современных, обоснованных и эффективных. Использование этих стратегий предполагает ревизию существующих подходов, коллективную работу, поддержку со стороны Министерства иностранных дел РФ и широкую коммуникацию с зарубежными коллегами. Речь идет о крайне важной и актуальной научной и политической задаче.
Статья: Правовые проблемы недропользования Арктики
(Варлукшина А.Э.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<2> Коркут Э., Фаулер Л.Б. Обзор правового режима Арктики в отношении защиты морской среды и некоторые предложения // Журнал территориальных и морских исследований. 2019. Т. 6. N 1. С. 64 - 84.
(Варлукшина А.Э.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<2> Коркут Э., Фаулер Л.Б. Обзор правового режима Арктики в отношении защиты морской среды и некоторые предложения // Журнал территориальных и морских исследований. 2019. Т. 6. N 1. С. 64 - 84.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"200.040.030 Государственные границы (охрана и режим) (см.
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"200.040.030 Государственные границы (охрана и режим) (см.
Статья: Не последняя инстанция: закономерности международно-правовой политики государств в отношении международного правосудия
(Магомедова О.С.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)<26> См.: Permanent Court of International Justice (далее - PCIJ). Legal Status of Eastern Greenland. PCIJ Series A/B. No. 53. P. 63. О значимости этого решения для международно-правовой политики другого государства, Канады, в отношении правового режима Арктики см.: Cavell J. The Sector Theory and the Canadian Arctic, 1897 - 1970 // The International History Review. Vol. 41. 2019. No. 6. P. 1168 - 1193, 1180.
(Магомедова О.С.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)<26> См.: Permanent Court of International Justice (далее - PCIJ). Legal Status of Eastern Greenland. PCIJ Series A/B. No. 53. P. 63. О значимости этого решения для международно-правовой политики другого государства, Канады, в отношении правового режима Арктики см.: Cavell J. The Sector Theory and the Canadian Arctic, 1897 - 1970 // The International History Review. Vol. 41. 2019. No. 6. P. 1168 - 1193, 1180.
Статья: Правовые основы и интеграционные тенденции в Каспийском регионе. "Каспийская пятерка": история и перспективы
(Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Эта результирующая правовая картина напоминает траекторию формирования концепции арктического права, предложенной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ <28>. Концепция арктического права была разработана в Институте в 2014 г., хотя работы, посвященные отдельным вопросам законодательства Крайнего Севера, публиковались с конца 1920-х гг. В процессе исследования концепции арктического права в современную эпоху оно было определено как полисистемное национально-международное правовое образование. Полисистемность в данном случае отражает взаимодействие норм как международного, так и внутригосударственного права в регулировании правового режима Арктики.
(Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Эта результирующая правовая картина напоминает траекторию формирования концепции арктического права, предложенной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ <28>. Концепция арктического права была разработана в Институте в 2014 г., хотя работы, посвященные отдельным вопросам законодательства Крайнего Севера, публиковались с конца 1920-х гг. В процессе исследования концепции арктического права в современную эпоху оно было определено как полисистемное национально-международное правовое образование. Полисистемность в данном случае отражает взаимодействие норм как международного, так и внутригосударственного права в регулировании правового режима Арктики.
Статья: Публично-правовое регулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в деятельности государств Арктики
(Крюченков Г.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)<1> Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России // Индекс безопасности. 2009. Т. 15. N 3-4(90-91). С. 117.
(Крюченков Г.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)<1> Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России // Индекс безопасности. 2009. Т. 15. N 3-4(90-91). С. 117.
Статья: Правовое регулирование освоения морских биоресурсов Арктики: нормы международного права и механизмы сотрудничества государств
(Авхадеев В.Р.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Международно-правовое регулирование режима Арктики реализуется на всех уровнях: универсальном, региональном, субрегиональном, а также локальном - в зависимости от территориальной юрисдикции того или иного международного договора. Для международных договоров, регулирующих правовой режим Арктики, значимой является классификация и по количеству сторон, участвующих в договоре. Если многосторонние международные договоры могут быть заключены практически на любом уровне, то двусторонние договоры, как правило, заключаются на локальном (местном) уровне, поскольку они регулируют отношения между двумя сопредельными государствами в связи с их деятельностью в пределах прилегающей территории (либо акватории, в зависимости от физико-географических характеристик пространства).
(Авхадеев В.Р.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Международно-правовое регулирование режима Арктики реализуется на всех уровнях: универсальном, региональном, субрегиональном, а также локальном - в зависимости от территориальной юрисдикции того или иного международного договора. Для международных договоров, регулирующих правовой режим Арктики, значимой является классификация и по количеству сторон, участвующих в договоре. Если многосторонние международные договоры могут быть заключены практически на любом уровне, то двусторонние договоры, как правило, заключаются на локальном (местном) уровне, поскольку они регулируют отношения между двумя сопредельными государствами в связи с их деятельностью в пределах прилегающей территории (либо акватории, в зависимости от физико-географических характеристик пространства).
Статья: Арктическая зона Российской Федерации: вопросы определения территории и учета экологических особенностей в правовом регулировании
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<17> См.: Дубовик О.Л. Правовые аспекты охраны окружающей среды в Арктике // Материалы научно-практической конференции и круглого стола "Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества" (20 октября 2017 г.) и круглого стола "Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России" (15 ноября 2016 г.) / гл. ред. А.Н. Савенков. М., 2018. С. 220 - 221; Сиваков Д.О. Правовой режим Арктики и экологическая политика // Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011. С. 130 - 131.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<17> См.: Дубовик О.Л. Правовые аспекты охраны окружающей среды в Арктике // Материалы научно-практической конференции и круглого стола "Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества" (20 октября 2017 г.) и круглого стола "Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России" (15 ноября 2016 г.) / гл. ред. А.Н. Савенков. М., 2018. С. 220 - 221; Сиваков Д.О. Правовой режим Арктики и экологическая политика // Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011. С. 130 - 131.
Статья: Актуальные правовые аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Арктики
(Муру Р.Н., Поваляев А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)- особенности правового режима самой Арктики;
(Муру Р.Н., Поваляев А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)- особенности правового режима самой Арктики;