Правовой эксперимент
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой эксперимент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судейское усмотрение - всегда правовой эксперимент!
(Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 4)"Уголовное судопроизводство", 2024, N 4
(Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 4)"Уголовное судопроизводство", 2024, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, об особенностях обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"6. Персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального правового режима. В случае утраты статуса участника экспериментального правового режима или прекращения эксперимента в связи с истечением срока его проведения лицо, являвшееся участником экспериментального правового режима, утрачивает право на получение персональных данных, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица персональные данные, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Сведения об уничтожении персональных данных, полученных в результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником экспериментального правового режима, в уполномоченный орган. Участники экспериментального правового режима несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте. Уполномоченный орган и координационный совет экспериментального правового режима осуществляют в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации, мероприятия по контролю за соблюдением обязанности по уничтожению персональных данных, полученных в результате обезличивания.
(ред. от 08.08.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, об особенностях обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"6. Персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального правового режима. В случае утраты статуса участника экспериментального правового режима или прекращения эксперимента в связи с истечением срока его проведения лицо, являвшееся участником экспериментального правового режима, утрачивает право на получение персональных данных, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица персональные данные, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Сведения об уничтожении персональных данных, полученных в результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником экспериментального правового режима, в уполномоченный орган. Участники экспериментального правового режима несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте. Уполномоченный орган и координационный совет экспериментального правового режима осуществляют в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации, мероприятия по контролю за соблюдением обязанности по уничтожению персональных данных, полученных в результате обезличивания.
Федеральный закон от 01.04.2025 N 40-ФЗ
"О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования"2. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, в тридцатидневный срок разработать и принять нормативные правовые акты, необходимые для проведения эксперимента, довести до обучающихся и их родителей (законных представителей) информацию об эксперименте, о порядке приема на обучение по образовательным программам среднего общего образования и среднего профессионального образования в 2025 году. Дата окончания периода для подачи заявлений о выборе учебных предметов для сдачи экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ основного общего образования должна быть назначена не ранее чем через месяц после доведения до указанных лиц информации об эксперименте.
"О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования"2. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, в тридцатидневный срок разработать и принять нормативные правовые акты, необходимые для проведения эксперимента, довести до обучающихся и их родителей (законных представителей) информацию об эксперименте, о порядке приема на обучение по образовательным программам среднего общего образования и среднего профессионального образования в 2025 году. Дата окончания периода для подачи заявлений о выборе учебных предметов для сдачи экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ основного общего образования должна быть назначена не ранее чем через месяц после доведения до указанных лиц информации об эксперименте.
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Сингулярный (мононаучный) подход к познанию категорий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительная система" на сегодняшний день исчерпал себя, и достичь перехода количественных результатов познания в качественные не представляется возможным ввиду наличия фактора тупиковости как проявления негативной диалектики. Ни социологический, ни политологический, ни юридический, ни психологический, ни какой-либо иной конкретный дисциплинарный подход, дискурс или нарратив не способны представить адекватную картину рассматриваемых сложных, многоаспектных категорий, сформулировать и описать проблемы их организации и динамики. Очевидный выход из ситуации тупиковости - это обращение к междисциплинарным исследованиям и соответствующей методологии. Ранее мы уже отмечали, что "полисоциальная направленность гуманитарной науки должна признаваться как данность, и любые устремления по отграничению социальных объектов познания одних наук от других необходимо отвергать как вредные и нарушающие общенаучные принципы объективности, всесторонности и плюрализма" <1>, предлагали расширение гуманитарной методологии в направлении развития предмета политологии права с акцентом на методы политико-правового анализа, политико-правового моделирования, политико-правового эксперимента и сравнительного политико-правового метода <2>.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Сингулярный (мононаучный) подход к познанию категорий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительная система" на сегодняшний день исчерпал себя, и достичь перехода количественных результатов познания в качественные не представляется возможным ввиду наличия фактора тупиковости как проявления негативной диалектики. Ни социологический, ни политологический, ни юридический, ни психологический, ни какой-либо иной конкретный дисциплинарный подход, дискурс или нарратив не способны представить адекватную картину рассматриваемых сложных, многоаспектных категорий, сформулировать и описать проблемы их организации и динамики. Очевидный выход из ситуации тупиковости - это обращение к междисциплинарным исследованиям и соответствующей методологии. Ранее мы уже отмечали, что "полисоциальная направленность гуманитарной науки должна признаваться как данность, и любые устремления по отграничению социальных объектов познания одних наук от других необходимо отвергать как вредные и нарушающие общенаучные принципы объективности, всесторонности и плюрализма" <1>, предлагали расширение гуманитарной методологии в направлении развития предмета политологии права с акцентом на методы политико-правового анализа, политико-правового моделирования, политико-правового эксперимента и сравнительного политико-правового метода <2>.
Статья: Проблемы адаптации экспериментальных правовых режимов для стартапов в Российской Федерации
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Ограниченная продолжительность ЭПР обусловлена самой логикой правового эксперимента: государство стремится аккуратно протестировать нововведения на небольшом отрезке времени и на ограниченной выборке участников, с тем чтобы оценить эффекты и риски перед масштабированием регулирования. С одной стороны, подобная модель позволяет минимизировать возможные негативные последствия: если эксперимент окажется неудачным или опасным, его всегда можно завершить без системных потерь. С другой стороны, избыточно сжатые сроки действия ЭПР способны существенно снизить их полезность для технологического предпринимательства. Стартапы, участвующие в экспериментальном режиме, сталкиваются с неопределенностью: горизонт планирования их проектов ограничен рамками эксперимента. Реалии же таковы, что развитие высокотехнологичного продукта от прототипа до коммерческого внедрения часто требует времени, превышающего срок типичного эксперимента (который обычно длится несколько лет). Если же правовой режим, позволявший работать с новой технологией, прекращается, не успев трансформироваться в постоянную регуляцию, компания оказывается в правовом вакууме. Это может означать необходимость приостановить оказание услуг или эксплуатацию технологии, возвращаясь под действие общих норм, которые изначально и послужили барьером для инновации. Подобная перспектива крайне негативно сказывается на инвестиционной привлекательности проектов в рамках ЭПР: и венчурные инвесторы, и сами предприниматели будут более осторожны, понимая, что после завершения эксперимента правовая среда может резко измениться в сторону ужесточения регулирования. Таким образом, временный характер ЭПР порождает для стартапов серьезные риски продолжения бизнеса и масштабирования своих решений за пределами экспериментальной "песочницы".
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Ограниченная продолжительность ЭПР обусловлена самой логикой правового эксперимента: государство стремится аккуратно протестировать нововведения на небольшом отрезке времени и на ограниченной выборке участников, с тем чтобы оценить эффекты и риски перед масштабированием регулирования. С одной стороны, подобная модель позволяет минимизировать возможные негативные последствия: если эксперимент окажется неудачным или опасным, его всегда можно завершить без системных потерь. С другой стороны, избыточно сжатые сроки действия ЭПР способны существенно снизить их полезность для технологического предпринимательства. Стартапы, участвующие в экспериментальном режиме, сталкиваются с неопределенностью: горизонт планирования их проектов ограничен рамками эксперимента. Реалии же таковы, что развитие высокотехнологичного продукта от прототипа до коммерческого внедрения часто требует времени, превышающего срок типичного эксперимента (который обычно длится несколько лет). Если же правовой режим, позволявший работать с новой технологией, прекращается, не успев трансформироваться в постоянную регуляцию, компания оказывается в правовом вакууме. Это может означать необходимость приостановить оказание услуг или эксплуатацию технологии, возвращаясь под действие общих норм, которые изначально и послужили барьером для инновации. Подобная перспектива крайне негативно сказывается на инвестиционной привлекательности проектов в рамках ЭПР: и венчурные инвесторы, и сами предприниматели будут более осторожны, понимая, что после завершения эксперимента правовая среда может резко измениться в сторону ужесточения регулирования. Таким образом, временный характер ЭПР порождает для стартапов серьезные риски продолжения бизнеса и масштабирования своих решений за пределами экспериментальной "песочницы".
Статья: Стратегия борьбы с киберпреступностью: должное и сущее
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Прежде чем описать обнаруженный порядок, целесообразно сделать несколько пояснений. Данное небольшое исследование проводилось путем опроса граждан, изучения предоставленных ими документов, а также посредством использования методов включенного наблюдения и правового эксперимента.
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Прежде чем описать обнаруженный порядок, целесообразно сделать несколько пояснений. Данное небольшое исследование проводилось путем опроса граждан, изучения предоставленных ими документов, а также посредством использования методов включенного наблюдения и правового эксперимента.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Дальнейшие перспективы развития нормативного регулирования цифровых образовательных технологий, вероятно, связаны с более активной их апробацией в условиях экспериментальных законодательных режимов. Такой прогноз обусловлен сообразностью методов и средств правового эксперимента инновационной природе цифровых образовательных технологий, имея в виду необходимость предварительной проверки соответствия предлагаемого правового решения реальным общественным потребностям до придания ему нормального характера, с одной стороны, а также своевременную, хотя и ограниченную во времени, пространстве и по кругу лиц, проработку правотворческих идей - с другой.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Дальнейшие перспективы развития нормативного регулирования цифровых образовательных технологий, вероятно, связаны с более активной их апробацией в условиях экспериментальных законодательных режимов. Такой прогноз обусловлен сообразностью методов и средств правового эксперимента инновационной природе цифровых образовательных технологий, имея в виду необходимость предварительной проверки соответствия предлагаемого правового решения реальным общественным потребностям до придания ему нормального характера, с одной стороны, а также своевременную, хотя и ограниченную во времени, пространстве и по кругу лиц, проработку правотворческих идей - с другой.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Правосубъектность искусственного интеллекта. В условиях расцвета конвергентных технологий под давлением общественного мнения разрабатываются правовые модели, позволяющие регламентировать автономность роботов в социальных и правовых сферах <179>. Проводятся эксперименты по наделению правосубъектностью цифровых сущностей (появление так называемых квазисубъектов, концепция "электронного лица"), способствующие их интеграции в правовое и социальное пространство и распространению на них действующих правовых режимов. Требует решения вопрос о бремени юридической ответственности в случае причинения вреда личности или имуществу. В этом крайне заинтересованы крупные компании-разработчики, обслуживающие и эксплуатирующие организации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Правосубъектность искусственного интеллекта. В условиях расцвета конвергентных технологий под давлением общественного мнения разрабатываются правовые модели, позволяющие регламентировать автономность роботов в социальных и правовых сферах <179>. Проводятся эксперименты по наделению правосубъектностью цифровых сущностей (появление так называемых квазисубъектов, концепция "электронного лица"), способствующие их интеграции в правовое и социальное пространство и распространению на них действующих правовых режимов. Требует решения вопрос о бремени юридической ответственности в случае причинения вреда личности или имуществу. В этом крайне заинтересованы крупные компании-разработчики, обслуживающие и эксплуатирующие организации.
Статья: Эксперименты по направлению финансового рынка: виды, сферы внедрения и проблемы правового регулирования
(Еремеев Т.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 3)Работа посвящена изучению специфики правового регулирования институтов экспериментально-правового режима и регулятивной "песочницы" Банка России. Дана оценка эффективности проведения экспериментов по направлению финансового рынка, определены приоритетные сферы внедрения специального регулирования. Автором рассматривается возможность доработки законодательства посредством применения экспериментально-правового режима в части расширения перечня субъектов рынка цифровых финансовых активов, внедрения новых инфраструктурных механизмов. Также в рамках принятия Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дается оценка перспектив использования цифровых финансовых активов при осуществлении международных внешнеторговых расчетов.
(Еремеев Т.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 3)Работа посвящена изучению специфики правового регулирования институтов экспериментально-правового режима и регулятивной "песочницы" Банка России. Дана оценка эффективности проведения экспериментов по направлению финансового рынка, определены приоритетные сферы внедрения специального регулирования. Автором рассматривается возможность доработки законодательства посредством применения экспериментально-правового режима в части расширения перечня субъектов рынка цифровых финансовых активов, внедрения новых инфраструктурных механизмов. Также в рамках принятия Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дается оценка перспектив использования цифровых финансовых активов при осуществлении международных внешнеторговых расчетов.
Статья: Тезисы для концепции противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Прежде чем описать обнаруженный порядок, целесообразно сделать несколько пояснений. Данное исследование проводилось путем опроса граждан, изучения представленных ими документов, а также посредством использования методов включенного наблюдения и правового эксперимента.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Прежде чем описать обнаруженный порядок, целесообразно сделать несколько пояснений. Данное исследование проводилось путем опроса граждан, изучения представленных ими документов, а также посредством использования методов включенного наблюдения и правового эксперимента.
Статья: Параметры бюджетно-правового пространства: проблемы измерения и идентификации
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Перманентное внесение изменений в Бюджетный кодекс, в изменяющие его федеральные законы и в иные акты бюджетного законодательства; распространение практики принятия временных бюджетно-правовых норм, заменяющих собой постоянное регулирование; стремительное нарастание бюджетно-правового массива, включающего в себя огромное количество актов, принимаемых в регионах и на местах; отсутствие единых законодательных подходов к проведению правовых экспериментов в бюджетной сфере <28> и т.п. негативно сказываются на уровне системности бюджетного права и бюджетного законодательства.
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Перманентное внесение изменений в Бюджетный кодекс, в изменяющие его федеральные законы и в иные акты бюджетного законодательства; распространение практики принятия временных бюджетно-правовых норм, заменяющих собой постоянное регулирование; стремительное нарастание бюджетно-правового массива, включающего в себя огромное количество актов, принимаемых в регионах и на местах; отсутствие единых законодательных подходов к проведению правовых экспериментов в бюджетной сфере <28> и т.п. негативно сказываются на уровне системности бюджетного права и бюджетного законодательства.
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- формирование правовых основ для проведения экспериментов по внедрению таможенного мониторинга;
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- формирование правовых основ для проведения экспериментов по внедрению таможенного мониторинга;