Правовое положение унитарных предприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое положение унитарных предприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""При этом в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 305-ЭС19-833 по делу N А40-206752/2017 изложена правовая позиция о том, что положения пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия по продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что никакие другие законы, кроме ГК РФ и Закона об унитарных предприятиях, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма закреплена в п. 7 ст. 113 ГК РФ. С 01.01.1995 (дата вступления в силу части первой ГК РФ) и до вступления в действие Закона об унитарных предприятиях основы правового положения унитарных предприятий определялись только ГК РФ. Правительство РФ спустя 5 лет после вступления в силу Закона об унитарных предприятиях утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что никакие другие законы, кроме ГК РФ и Закона об унитарных предприятиях, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма закреплена в п. 7 ст. 113 ГК РФ. С 01.01.1995 (дата вступления в силу части первой ГК РФ) и до вступления в действие Закона об унитарных предприятиях основы правового положения унитарных предприятий определялись только ГК РФ. Правительство РФ спустя 5 лет после вступления в силу Закона об унитарных предприятиях утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Проблемы деятельности унитарных предприятий неоднократно анализировались в правовых исследованиях <3>. Отмечалось, что в настоящее время правовое положение унитарных предприятий как субъектов предпринимательского права в известной мере противоречиво: с одной стороны, являясь коммерческими организациями, они должны направлять свою деятельность на получение прибыли; с другой, находятся под жестким регулирующим воздействием государства как собственника их имущества. Таким образом, объективно сложились условия, способствующие ограничению деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающие их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 г.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Проблемы деятельности унитарных предприятий неоднократно анализировались в правовых исследованиях <3>. Отмечалось, что в настоящее время правовое положение унитарных предприятий как субъектов предпринимательского права в известной мере противоречиво: с одной стороны, являясь коммерческими организациями, они должны направлять свою деятельность на получение прибыли; с другой, находятся под жестким регулирующим воздействием государства как собственника их имущества. Таким образом, объективно сложились условия, способствующие ограничению деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающие их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 г.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В связи с характеристикой правового положения должника в деле о банкротстве необходимо остановиться на вопросе о правовом положении учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия. Их правовое положение определяется нормами ГК РФ (прежде всего гл. 4 "Юридические лица"), федеральными законами, включая, в частности, Федеральные законы об ООО, об АО, о производственных кооперативах, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, другими правовыми актами и учредительными документами. С целью защиты указанных лиц, интересы которых могут затрагиваться рассмотрением дела о банкротстве, Закон о банкротстве предусмотрел возможность их участия в процессе по делу о банкротстве. Согласно ст. 35 Закона о банкротстве представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия являются лицами, участвующими в процессе по делу о банкротстве. Они имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, заявлять ходатайства о нарушении их прав и законных интересов.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В связи с характеристикой правового положения должника в деле о банкротстве необходимо остановиться на вопросе о правовом положении учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия. Их правовое положение определяется нормами ГК РФ (прежде всего гл. 4 "Юридические лица"), федеральными законами, включая, в частности, Федеральные законы об ООО, об АО, о производственных кооперативах, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, другими правовыми актами и учредительными документами. С целью защиты указанных лиц, интересы которых могут затрагиваться рассмотрением дела о банкротстве, Закон о банкротстве предусмотрел возможность их участия в процессе по делу о банкротстве. Согласно ст. 35 Закона о банкротстве представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия являются лицами, участвующими в процессе по делу о банкротстве. Они имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, заявлять ходатайства о нарушении их прав и законных интересов.
Статья: Переход прав учредителя автономной некоммерческой организации
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Своеобразную форму перехода прав учредителя содержит Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": здесь права учредителя следуют судьбе имущества - согласно ст. 29 признается такой институт, как изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Такая передача влечет изменение устава и считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Своеобразную форму перехода прав учредителя содержит Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": здесь права учредителя следуют судьбе имущества - согласно ст. 29 признается такой институт, как изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Такая передача влечет изменение устава и считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Государственные и муниципальные предприятия действуют в организационно-правовой форме унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 113 - 114 ГК РФ) и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <541>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Государственные и муниципальные предприятия действуют в организационно-правовой форме унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 113 - 114 ГК РФ) и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <541>.
Статья: Антимонопольные последствия транспортной реформы в сфере перевозок транспортом общего пользования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)В то же время принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон N 485-ФЗ) <7>, ст. 3 которого предписывает сокращение к 1 января 2025 г. числа унитарных предприятий, созданных до 8 января 2020 г. и осуществляющих деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции. В такой ситуации видится необходимым внесение изменений в антимонопольное законодательство, предусматривающих определение особого правового статуса автотранспортных унитарных предприятий городов федерального значения после 1 января 2025 г. и до 14 июля 2025 г.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)В то же время принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон N 485-ФЗ) <7>, ст. 3 которого предписывает сокращение к 1 января 2025 г. числа унитарных предприятий, созданных до 8 января 2020 г. и осуществляющих деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции. В такой ситуации видится необходимым внесение изменений в антимонопольное законодательство, предусматривающих определение особого правового статуса автотранспортных унитарных предприятий городов федерального значения после 1 января 2025 г. и до 14 июля 2025 г.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
Статья: Гражданская правосубъектность в системе местного самоуправления и муниципальной службы: природа, сущность, соотношения
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В связи с этим нелепой выглядит критика гражданско-правового положения унитарных предприятий со стороны В.К. Андреева.
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В связи с этим нелепой выглядит критика гражданско-правового положения унитарных предприятий со стороны В.К. Андреева.
Статья: Организационно-правовая форма и правовой статус Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)Ключевые слова: воздушное движение, государственная компания, государственная корпорация, гражданская авиация, корпорация, наименование организации, некоммерческая организация, организационно-правовая форма, правовой статус, унитарное предприятие.
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)Ключевые слова: воздушное движение, государственная компания, государственная корпорация, гражданская авиация, корпорация, наименование организации, некоммерческая организация, организационно-правовая форма, правовой статус, унитарное предприятие.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основные положения о государственных и муниципальных унитарных предприятиях содержатся в § 4 "Государственные и муниципальные унитарные предприятия" гл. 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <70> согласно его ст. 1 определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основные положения о государственных и муниципальных унитарных предприятиях содержатся в § 4 "Государственные и муниципальные унитарные предприятия" гл. 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <70> согласно его ст. 1 определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)В приведенном деле эти точки пересечений судебные инстанции правильно разграничить не смогли, не указав законодательную норму, в силу которой у автономного учреждения возникла, по их мнению, обязанность соблюдать правила Закона N 44-ФЗ. Проигнорировав центральный вопрос об определении правового статуса автономного учреждения как заказчика, судебные инстанции сразу обратились к нормам Закона N 44-ФЗ, выборочно воспользовавшись принципами, провозглашенными данным Законом, а также неожиданно упомянув унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Однако в комментируемом деле фигурировала закупка, проведенная автономным учреждением, т.е. обращение судов к оценке правового положения унитарных предприятий и бюджетных учреждений как заказчиков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не требовалось.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)В приведенном деле эти точки пересечений судебные инстанции правильно разграничить не смогли, не указав законодательную норму, в силу которой у автономного учреждения возникла, по их мнению, обязанность соблюдать правила Закона N 44-ФЗ. Проигнорировав центральный вопрос об определении правового статуса автономного учреждения как заказчика, судебные инстанции сразу обратились к нормам Закона N 44-ФЗ, выборочно воспользовавшись принципами, провозглашенными данным Законом, а также неожиданно упомянув унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Однако в комментируемом деле фигурировала закупка, проведенная автономным учреждением, т.е. обращение судов к оценке правового положения унитарных предприятий и бюджетных учреждений как заказчиков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не требовалось.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В судебных актах по комментируемому делу не была указана законодательная норма, в силу которой у автономного учреждения возникла обязанность соблюдения Закона о контрактной системе. Суды обратились к нормам этого Закона, выборочно применяя провозглашенные в нем принципы, а также упомянув унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Однако в комментируемом деле фигурировала закупка, проведенная автономным учреждением, следовательно, обращение к оценке правового положения унитарных предприятий и бюджетных учреждений как заказчиков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не требовалось.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В судебных актах по комментируемому делу не была указана законодательная норма, в силу которой у автономного учреждения возникла обязанность соблюдения Закона о контрактной системе. Суды обратились к нормам этого Закона, выборочно применяя провозглашенные в нем принципы, а также упомянув унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Однако в комментируемом деле фигурировала закупка, проведенная автономным учреждением, следовательно, обращение к оценке правового положения унитарных предприятий и бюджетных учреждений как заказчиков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не требовалось.