Правовое положение лиц без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое положение лиц без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18.10 "Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации" КоАП РФ"Утверждение в жалобе о том, что имеются основания для исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 (в редакции от 15 декабря 2020 года) "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", состоятельным признать нельзя.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""При таких обстоятельствах, учитывая вменные заявителю сроки уклонения от выезда из Российской Федерации, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку срок временного пребывания в Российской Федерации, установленный абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", с учетом положений Указа Президента РФ N 364 от 15 июня 2021 года "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", на момент окончания установленного срока пребывания - 30 апреля 2022 года не истек."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства".
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"10) лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"10) лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
Статья: О перспективной модели правового обеспечения миграционных амнистий в Российской Федерации
(Сандугей А.Н.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Примечательно, что в целях решения проблем этой категории лиц будет принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" <4>.
(Сандугей А.Н.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Примечательно, что в целях решения проблем этой категории лиц будет принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" <4>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Части 1 и 2 ст. 267 КАС РФ устанавливают срок обращения в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (центр временного содержания иностранных граждан) или продлении срока содержания в таком учреждении. Административное исковое заявление о помещение иностранного гражданина в специальное учреждение должно быть подано в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению уполномоченного органа. Установление указанного срока связано с тем, что нахождение иностранного гражданина в центре временного содержания иностранных граждан по решению уполномоченного органа возможно не более 48 часов, после истечения которых он должен быть освобожден (п. 9, 9.3 ст. 31 и п. 4, 5 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Как указывалось ранее, установление указанного срока имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Так, Конституционный Суд РФ известным Постановлением от 17.02.1998 N 6-П признал положение ч. 2 ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (утратил силу с даты вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан), согласно которому иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении из пределов Российской Федерации, в случае уклонения от выезда подлежит с санкции прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения, не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 22 и 46, в той мере, в какой оно допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Части 1 и 2 ст. 267 КАС РФ устанавливают срок обращения в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (центр временного содержания иностранных граждан) или продлении срока содержания в таком учреждении. Административное исковое заявление о помещение иностранного гражданина в специальное учреждение должно быть подано в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению уполномоченного органа. Установление указанного срока связано с тем, что нахождение иностранного гражданина в центре временного содержания иностранных граждан по решению уполномоченного органа возможно не более 48 часов, после истечения которых он должен быть освобожден (п. 9, 9.3 ст. 31 и п. 4, 5 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Как указывалось ранее, установление указанного срока имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Так, Конституционный Суд РФ известным Постановлением от 17.02.1998 N 6-П признал положение ч. 2 ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (утратил силу с даты вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан), согласно которому иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении из пределов Российской Федерации, в случае уклонения от выезда подлежит с санкции прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения, не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 22 и 46, в той мере, в какой оно допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения <1>.
Статья: К вопросу о противодействии незаконной миграции
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)2. Важным аспектом, влияющим на состояние незаконной миграции, является значительное количество мигрантов с неурегулированным правовым статусом - лиц без гражданства, так как за время пребывания на территории России они утратили национальное гражданство своего государства. До недавнего времени были невозможны их выдворение, депортация или реадмиссия.
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)2. Важным аспектом, влияющим на состояние незаконной миграции, является значительное количество мигрантов с неурегулированным правовым статусом - лиц без гражданства, так как за время пребывания на территории России они утратили национальное гражданство своего государства. До недавнего времени были невозможны их выдворение, депортация или реадмиссия.
Статья: Янус оказался одноликим: аргументационный анализ Постановления Конституционного Суда России от 7 июля 2020 года N 33-П в свете регулирования допроса присяжных за рубежом
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<30> Примеры таких прогрессивных законодательных решений все чаще находят отражение в отечественном правовом регулировании. Так, например, в Федеральном законе от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" предусмотрена норма, согласно которой лица без гражданства "не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей ими заявления об установлении личности... или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<30> Примеры таких прогрессивных законодательных решений все чаще находят отражение в отечественном правовом регулировании. Так, например, в Федеральном законе от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" предусмотрена норма, согласно которой лица без гражданства "не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей ими заявления об установлении личности... или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" в целях применения данного Закона включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" в целях применения данного Закона включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ. Она содержит основы правового регулирования предпринимательской деятельности: поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и защита всех форм собственности (ст. 8), право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35). С точки зрения внешнеэкономической деятельности наиболее важны положения о правовом статусе иностранных лиц и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62), об отнесении валютного регулирования и регулирования внешнеэкономических отношений к ведению РФ (ст. 71).
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ. Она содержит основы правового регулирования предпринимательской деятельности: поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и защита всех форм собственности (ст. 8), право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35). С точки зрения внешнеэкономической деятельности наиболее важны положения о правовом статусе иностранных лиц и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62), об отнесении валютного регулирования и регулирования внешнеэкономических отношений к ведению РФ (ст. 71).
Статья: Основные направления реформирования современного миграционного законодательства в России (по материалам законопроекта о правовом положении иностранных граждан)
(Безруков А.В., Невирко Д.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)В ст. 59 проекта говорится о возможности предоставления разрешения на долгосрочное пребывание лицам без гражданства в связи с отсутствием государства, готового их принять, при этом не указывается порядок констатации данного факта. В целом проблема правового статуса апатридов, не имеющих законных оснований для проживания или пребывания на территории Российской Федерации, назрела довольно давно. По данному поводу неоднократно высказывался как Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ), так и Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ). Ключевые позиции содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" <8>, в котором поднимается проблема практически бессрочного содержания апатридов, подлежащих выдворению, в центрах временного содержания иностранных граждан.
(Безруков А.В., Невирко Д.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)В ст. 59 проекта говорится о возможности предоставления разрешения на долгосрочное пребывание лицам без гражданства в связи с отсутствием государства, готового их принять, при этом не указывается порядок констатации данного факта. В целом проблема правового статуса апатридов, не имеющих законных оснований для проживания или пребывания на территории Российской Федерации, назрела довольно давно. По данному поводу неоднократно высказывался как Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ), так и Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ). Ключевые позиции содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" <8>, в котором поднимается проблема практически бессрочного содержания апатридов, подлежащих выдворению, в центрах временного содержания иностранных граждан.