Правовая помощь беременным
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовая помощь беременным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая бесплатная медицинская помощь предоставляется беременным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, беременные женщины имеют право на оказание им услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи (разд. III Программы; п. 9 Приложения N 1 к Порядку; п. п. 1, 2 Приложения к Приказу Минтруда России N 69н, Минздрава России N 95н от 17.02.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, беременные женщины имеют право на оказание им услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи (разд. III Программы; п. 9 Приложения N 1 к Порядку; п. п. 1, 2 Приложения к Приказу Минтруда России N 69н, Минздрава России N 95н от 17.02.2020).
Статья: Об искусственном прерывании беременности
(Данилова С.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом демографического кризиса в России, а также рисков, связанных с пандемией, Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации совместно с рабочей группой Государственного совета по направлению "Социальная политика" "провести оценку эффективности работы медицинских организаций по профилактике абортов (включая оказание правовой, психологической и медико-санитарной помощи женщинам в период беременности, осуществляемой за счет финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг в пределах средств родового сертификата) и разработать меры, направленные на повышение эффективности такой работы, в том числе обеспечить взаимодействие медицинских организаций с организациями социального обслуживания и усиление финансовой заинтересованности медицинских организаций в результатах работы по профилактике абортов" <70>.
(Данилова С.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом демографического кризиса в России, а также рисков, связанных с пандемией, Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации совместно с рабочей группой Государственного совета по направлению "Социальная политика" "провести оценку эффективности работы медицинских организаций по профилактике абортов (включая оказание правовой, психологической и медико-санитарной помощи женщинам в период беременности, осуществляемой за счет финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг в пределах средств родового сертификата) и разработать меры, направленные на повышение эффективности такой работы, в том числе обеспечить взаимодействие медицинских организаций с организациями социального обслуживания и усиление финансовой заинтересованности медицинских организаций в результатах работы по профилактике абортов" <70>.
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2005 N 701
(ред. от 15.06.2021)
"О родовом сертификате"
(вместе с "Порядком обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7337)<8> Указывается номер договора, заключенный медицинской организацией с территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации об оплате услуг женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни (далее - договор).
(ред. от 15.06.2021)
"О родовом сертификате"
(вместе с "Порядком обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7337)<8> Указывается номер договора, заключенный медицинской организацией с территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации об оплате услуг женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни (далее - договор).
Федеральный закон от 30.11.2024 N 422-ФЗ
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет.
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)ж) порядок установления стимулирующих выплат работникам за оказанные услуги женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, предусматривается положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения;
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)ж) порядок установления стимулирующих выплат работникам за оказанные услуги женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, предусматривается положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения;
Статья: К вопросу о понятийном аппарате семейного права: определение юридических категорий "семья" и "брак"
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)В истории России существовали периоды либо признания правовых последствий за фактическими сожительствами, либо запрета, либо полного юридического безразличия <22>. Так, дореволюционное брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Объяснялась такая позиция тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, имеющего в виду идеал нравственности. Хотя требования на обеспечение необходимых потребностей матери и ребенка, таких как жилище, пища, одежда, подлежали удовлетворению со стороны виновного <23>. Советская власть, отказываясь от всего старого, тем не менее сохранила форму учета населения в виде регистрации актов гражданского состояния (рождение, вступление в брак и смерть), передав эти функции НКВД <24>. И если в отношении необходимости записей о рождении и смерти сомнений у молодого государства не было, то в обязательности регистрации брака не было единой позиции. И как результат, в 1926 г. с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке <25> произошла деформализация брака, правовую охрану предоставляли наряду с зарегистрированным и фактическим сожительствам, продвигая идею классиков марксизма-ленинизма о "раскрепощении семьи" <26>. Фактическими стали развод и отцовство. Однако такое законодательное решение не способствовало укреплению семьи как "ячейки общества" и порождало много проблем в правоприменительной практике, особенно при разрешении споров по наследственным делам. Сложность была именно в доказывании самих фактов сожительства или кровного родства <27>. Ситуация была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <28>, которым было введено требование об обязательности регистрации браков, а лицам, состоявшим в незарегистрированных супружеских союзах, следовало официально оформить свои брачные отношения, указав дату их начала. С принятием этого нормативного правового акта началась "эпоха игнорирования фактических сожительств": если сожители игнорируют право, то и государство игнорирует факт их сожительства. Действительно, одна из функций государственной регистрации брака - это учетная. Государству, бесспорно, необходимо иметь сведения о количестве зарегистрированных браков для правильного планирования государственной семейной политики, но вместе с тем ограниченное признание семейных прав лиц, состоящих в фактических сожительствах, способствовало бы стабильности брака как социального института. Следует разработать критерии для установления охраны прав сожителей, например, длительность и устойчивость отношений (более 5 лет), наличие общих детей, приобретение имущества на общие средства и т.п. Один из аргументов в пользу правовой охраны фактических сожительств - это установление отцовства в отношении детей, рожденных в таких семьях. Законодатель не делает различия между детьми, рожденными у родителей, состоящих или не состоящих в браке, тем самым косвенно признает такой социальный институт, как незарегистрированный брак (супружеский союз). У фактических сожителей должен быть меньше объем взаимных прав и обязанностей, чем у супругов: например, не может быть такого личного неимущественного права - право на общую фамилию, наследственные права в отношении друг друга.
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)В истории России существовали периоды либо признания правовых последствий за фактическими сожительствами, либо запрета, либо полного юридического безразличия <22>. Так, дореволюционное брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Объяснялась такая позиция тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, имеющего в виду идеал нравственности. Хотя требования на обеспечение необходимых потребностей матери и ребенка, таких как жилище, пища, одежда, подлежали удовлетворению со стороны виновного <23>. Советская власть, отказываясь от всего старого, тем не менее сохранила форму учета населения в виде регистрации актов гражданского состояния (рождение, вступление в брак и смерть), передав эти функции НКВД <24>. И если в отношении необходимости записей о рождении и смерти сомнений у молодого государства не было, то в обязательности регистрации брака не было единой позиции. И как результат, в 1926 г. с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке <25> произошла деформализация брака, правовую охрану предоставляли наряду с зарегистрированным и фактическим сожительствам, продвигая идею классиков марксизма-ленинизма о "раскрепощении семьи" <26>. Фактическими стали развод и отцовство. Однако такое законодательное решение не способствовало укреплению семьи как "ячейки общества" и порождало много проблем в правоприменительной практике, особенно при разрешении споров по наследственным делам. Сложность была именно в доказывании самих фактов сожительства или кровного родства <27>. Ситуация была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <28>, которым было введено требование об обязательности регистрации браков, а лицам, состоявшим в незарегистрированных супружеских союзах, следовало официально оформить свои брачные отношения, указав дату их начала. С принятием этого нормативного правового акта началась "эпоха игнорирования фактических сожительств": если сожители игнорируют право, то и государство игнорирует факт их сожительства. Действительно, одна из функций государственной регистрации брака - это учетная. Государству, бесспорно, необходимо иметь сведения о количестве зарегистрированных браков для правильного планирования государственной семейной политики, но вместе с тем ограниченное признание семейных прав лиц, состоящих в фактических сожительствах, способствовало бы стабильности брака как социального института. Следует разработать критерии для установления охраны прав сожителей, например, длительность и устойчивость отношений (более 5 лет), наличие общих детей, приобретение имущества на общие средства и т.п. Один из аргументов в пользу правовой охраны фактических сожительств - это установление отцовства в отношении детей, рожденных в таких семьях. Законодатель не делает различия между детьми, рожденными у родителей, состоящих или не состоящих в браке, тем самым косвенно признает такой социальный институт, как незарегистрированный брак (супружеский союз). У фактических сожителей должен быть меньше объем взаимных прав и обязанностей, чем у супругов: например, не может быть такого личного неимущественного права - право на общую фамилию, наследственные права в отношении друг друга.
Статья: Проблемы определения среднедушевого дохода семьи с учетом доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности для целей предоставления адресной социальной поддержки
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Среднедушевой доход семьи в сопоставлении с величиной прожиточного минимума является одним из основных показателей нуждаемости и, соответственно, оснований назначения ряда социально-обеспечительных благ <1>. Речь о предоставлении не только государственной социальной помощи, но и ежемесячных пособий (выплат) для семей с детьми, развернутая система которых получила правовое опосредование в 2021 г. Это ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности (уст. с 1 июля 2021 г.) <2>; ежемесячные выплаты и пособия на детей до 3 лет (рожденных с 1 января 2018 г.) <3>, детей от 3 до 7 лет (уст. с 1 января 2020 г.) <4>, и детей от 8 до 17 лет. Последнее из пособий назначается с 1 июля 2021 г. при условии проживания ребенка в семье с единственным родителем или в семье, имеющей право на алименты в силу решения суда <5>.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Среднедушевой доход семьи в сопоставлении с величиной прожиточного минимума является одним из основных показателей нуждаемости и, соответственно, оснований назначения ряда социально-обеспечительных благ <1>. Речь о предоставлении не только государственной социальной помощи, но и ежемесячных пособий (выплат) для семей с детьми, развернутая система которых получила правовое опосредование в 2021 г. Это ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности (уст. с 1 июля 2021 г.) <2>; ежемесячные выплаты и пособия на детей до 3 лет (рожденных с 1 января 2018 г.) <3>, детей от 3 до 7 лет (уст. с 1 января 2020 г.) <4>, и детей от 8 до 17 лет. Последнее из пособий назначается с 1 июля 2021 г. при условии проживания ребенка в семье с единственным родителем или в семье, имеющей право на алименты в силу решения суда <5>.
Статья: Беременность как социально значимое состояние
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В соответствии с положениями Федерального закона N 323-ФЗ каждая беременная женщина обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 2020 г. N 69н/95н регламентировано оказание услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи в рамках программы государственных гарантий. В то же время доступность и своевременность указанных мер обоснованно подвергаются критике <20>. Даже несмотря на сохраняющуюся тревожную динамику игнорирования некоторыми беременными женщинами необходимости медицинского учета и наблюдения, существующие параметры охраны здоровья граждан не позволяют охватить всех нуждающихся в медицинском сопровождении беременных женщин.
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В соответствии с положениями Федерального закона N 323-ФЗ каждая беременная женщина обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 2020 г. N 69н/95н регламентировано оказание услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи в рамках программы государственных гарантий. В то же время доступность и своевременность указанных мер обоснованно подвергаются критике <20>. Даже несмотря на сохраняющуюся тревожную динамику игнорирования некоторыми беременными женщинами необходимости медицинского учета и наблюдения, существующие параметры охраны здоровья граждан не позволяют охватить всех нуждающихся в медицинском сопровождении беременных женщин.
Статья: Регистрация актов гражданского состояния в период Великой Отечественной войны: законодательство и правоприменение
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Стратегические операции 1944 г., которые вполне уверенно вели Красную армию к победе, послужили началом реформ семейного права и законодательства об актах гражданского состояния. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <7> оставил вне правового поля фактические сожительства и обязал граждан регистрировать браки. Следует отметить, что лица, которые уже сожительствовали на момент принятия данного Указа, получили право зарегистрировать брак, самостоятельно определив дату начала супружеских отношений, о чем заносилась запись в актовую книгу <8>. Государственную регистрацию брака производили как органы ЗАГСа в тылу, так и на линии фронта командиры войсковых частей. Доказывания срока сожительства не требовалось, достаточно было заявления самих брачующихся, с их слов записывалась продолжительность их супружеских отношений.
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Стратегические операции 1944 г., которые вполне уверенно вели Красную армию к победе, послужили началом реформ семейного права и законодательства об актах гражданского состояния. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <7> оставил вне правового поля фактические сожительства и обязал граждан регистрировать браки. Следует отметить, что лица, которые уже сожительствовали на момент принятия данного Указа, получили право зарегистрировать брак, самостоятельно определив дату начала супружеских отношений, о чем заносилась запись в актовую книгу <8>. Государственную регистрацию брака производили как органы ЗАГСа в тылу, так и на линии фронта командиры войсковых частей. Доказывания срока сожительства не требовалось, достаточно было заявления самих брачующихся, с их слов записывалась продолжительность их супружеских отношений.
Статья: Криминологическая характеристика беременных женщин, осужденных к лишению свободы
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 4)В 2020 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 72 беременные женщины, осужденные к отбыванию наказания в исправительных колониях и колониях-поселениях (участках колоний-поселений) уголовно-исполнительной системы. В рамках исследования были проанализированы социально-демографические, уголовно-правовые и психологические характеристики, на основе которых создавался обобщенный портрет беременной осужденной женщины. Данное исследование помогло составить методические рекомендации с программой по подготовке женщин к родам и материнству. В данной работе представлена часть исследования, касающаяся анализа уголовно-правовых и уголовно-исполнительных характеристик осужденных женщин. В заключение составляется усредненный портрет осужденной беременной женщины с криминологической точки зрения.
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 4)В 2020 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 72 беременные женщины, осужденные к отбыванию наказания в исправительных колониях и колониях-поселениях (участках колоний-поселений) уголовно-исполнительной системы. В рамках исследования были проанализированы социально-демографические, уголовно-правовые и психологические характеристики, на основе которых создавался обобщенный портрет беременной осужденной женщины. Данное исследование помогло составить методические рекомендации с программой по подготовке женщин к родам и материнству. В данной работе представлена часть исследования, касающаяся анализа уголовно-правовых и уголовно-исполнительных характеристик осужденных женщин. В заключение составляется усредненный портрет осужденной беременной женщины с криминологической точки зрения.
Статья: Традиционные семейные ценности: конституционно-правовая интерпретация
(Масленникова С.В., Матвеева М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Традиционным в развитии семьи и семейных отношений в России является высокая роль государства в определении состояния этих явлений через правовое регулирование, создаваемые социально-экономические и политические условия, меры поддержки. Такой подход государства оправдывает традиционное особое внимание, как отмечалось в советских документах, к помощи семьям, имеющим детей, к улучшению условий труда и быта женщин, к развитию сети специализированных профилакториев для беременных женщин, расширению молодым семьям преимуществ при вступлении в жилищно-строительные кооперативы и строительстве индивидуальных домов <16>. Вместе с тем есть мнение о том, что семья хотя традиционно и является для государства опорой в воспроизводстве населения, но способна выполнять экономическую функцию и поддерживать своих членов без использования государственных ресурсов <17>. С относительно высоким уровнем государственного вмешательства в развитие семьи и семейных отношений связана традиционно значимая роль правового регулирования статуса семьи и ее членов. Советские конституции уделяли достаточно внимания этим вопросам. Так, в соответствии со ст. 53 и 66 Конституции СССР 1977 г. <18> семья находится под защитой государства, а брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Более того, параллельно государственной заботе о семье на формирование семейного уклада оказывали влияние партийные директивы советского времени. Как отмечают исследователи, если муж "нарушает семейную дисциплину": пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия и ожидать принятие соответствующих мер <19>. Хотя стоит отметить, что автономия семейной жизни от правового регулирования всегда признавалась как сфера, подпадающая и под социальное нормирование. В настоящее время пределы правового регулирования семьи и семейных отношений видят и по тем вопросам, по которым возможны соглашения между членами семьи и в ряде других случаев <20>.
(Масленникова С.В., Матвеева М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Традиционным в развитии семьи и семейных отношений в России является высокая роль государства в определении состояния этих явлений через правовое регулирование, создаваемые социально-экономические и политические условия, меры поддержки. Такой подход государства оправдывает традиционное особое внимание, как отмечалось в советских документах, к помощи семьям, имеющим детей, к улучшению условий труда и быта женщин, к развитию сети специализированных профилакториев для беременных женщин, расширению молодым семьям преимуществ при вступлении в жилищно-строительные кооперативы и строительстве индивидуальных домов <16>. Вместе с тем есть мнение о том, что семья хотя традиционно и является для государства опорой в воспроизводстве населения, но способна выполнять экономическую функцию и поддерживать своих членов без использования государственных ресурсов <17>. С относительно высоким уровнем государственного вмешательства в развитие семьи и семейных отношений связана традиционно значимая роль правового регулирования статуса семьи и ее членов. Советские конституции уделяли достаточно внимания этим вопросам. Так, в соответствии со ст. 53 и 66 Конституции СССР 1977 г. <18> семья находится под защитой государства, а брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Более того, параллельно государственной заботе о семье на формирование семейного уклада оказывали влияние партийные директивы советского времени. Как отмечают исследователи, если муж "нарушает семейную дисциплину": пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия и ожидать принятие соответствующих мер <19>. Хотя стоит отметить, что автономия семейной жизни от правового регулирования всегда признавалась как сфера, подпадающая и под социальное нормирование. В настоящее время пределы правового регулирования семьи и семейных отношений видят и по тем вопросам, по которым возможны соглашения между членами семьи и в ряде других случаев <20>.
Статья: Некоторые вопросы установления родственных отношений
(Свирин Ю.А.)
("Современное право", 2022, N 11)Четвертый этап развития института родственных отношений (1917 - 1991 годы) можно назвать советским. В советский период имели место совершенно противоположные подходы к регулированию родственных отношений между родителями и детьми. Сначала молодое советское государство придало сожительству статус законных отношений, когда незаконнорожденным детям обеспечивалась полная правовая защищенность. Судебная практика тех лет иногда доходила до абсурда, допуская существование нескольких отцов одновременно у одного ребенка. Суд устанавливал солидарные обязательства всех мужчин, сожительствовавших с матерью ребенка. Впоследствии судебная практика сформулировала иную правовую позицию, согласно которой обязательства мужчин при взыскании алиментов с каждого предполагаемого отца ребенка становились долевыми.
(Свирин Ю.А.)
("Современное право", 2022, N 11)Четвертый этап развития института родственных отношений (1917 - 1991 годы) можно назвать советским. В советский период имели место совершенно противоположные подходы к регулированию родственных отношений между родителями и детьми. Сначала молодое советское государство придало сожительству статус законных отношений, когда незаконнорожденным детям обеспечивалась полная правовая защищенность. Судебная практика тех лет иногда доходила до абсурда, допуская существование нескольких отцов одновременно у одного ребенка. Суд устанавливал солидарные обязательства всех мужчин, сожительствовавших с матерью ребенка. Впоследствии судебная практика сформулировала иную правовую позицию, согласно которой обязательства мужчин при взыскании алиментов с каждого предполагаемого отца ребенка становились долевыми.
Статья: Учет доходов от оказания медуслуг на основании родовых сертификатов
(Опарина С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 12)3) между юристами, медицинскими психологами (психологами) и специалистами по социальной работе, оказывающими услуги женщинам в период беременности по правовой, психологической и медико-социальной помощи в амбулаторных условиях.
(Опарина С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 12)3) между юристами, медицинскими психологами (психологами) и специалистами по социальной работе, оказывающими услуги женщинам в период беременности по правовой, психологической и медико-социальной помощи в амбулаторных условиях.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В перечне не найдено также места "одинокому мужчине". И если его подключение к программе не произошло ранее, в период активного (и даже страстного) увлечения представителей российской доктрины проблематикой гендерного равенства, то, видимо, в период некоторого охлаждения к ней уже и не произойдет... Между тем, как известно из материалов судебной практики, таковой на "суррогатном горизонте" все же появился, и достаточно давно. И даже "ужом" (правдами, а в основном - неправдами) проник в конституционно-правосудное пространство. В одной из своих работ мы охарактеризовали означенное поведение "суррогатного отца" как "шантаж судебной системы" <3>. Как известно, органы ЗАГС, руководствуясь соответствующей формулой закона, отказывают "суррогатным отцам" в регистрации родительства, однако суды вынуждены положительно реагировать на их жалобы <4>, ибо между "плохим и очень плохим", т.е. между очевидным нарушением медицинского законодательства (а по смыслу и духу - и семейного) и необходимостью защиты интересов ребенка, избавления его от искусственно организованного сиротства, приходится делать выбор, основу которого проецируют конвенционные и конституционно-правовые положения о приоритетной защите интересов ребенка, семьи, а с некоторых пор - и отцовства <5>. В связи с этим в доктрине, в частности, отмечается: с одной стороны, законодательство с очевидностью ориентировано на преодоление с помощью рассматриваемого вида ВРТ бесплодия у женщин (программа суррогатного материнства напрямую связана с невозможностью наступления беременности, вынашивания, рождения ребенка, следовательно, она не применяется в ситуации лечения бесплодия у противоположной половины человечества), с другой - в результате рождения "суррогатного" ребенка "по заказу" холостого мужчины очевиден социальный контекст (защита интересов этого ребенка); "подобная порочная практика легитимации отцовства вызывает острый межотраслевой конфликт с торговлей людьми", т.е. приближает себя к уголовно-правовой оценке <6>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В перечне не найдено также места "одинокому мужчине". И если его подключение к программе не произошло ранее, в период активного (и даже страстного) увлечения представителей российской доктрины проблематикой гендерного равенства, то, видимо, в период некоторого охлаждения к ней уже и не произойдет... Между тем, как известно из материалов судебной практики, таковой на "суррогатном горизонте" все же появился, и достаточно давно. И даже "ужом" (правдами, а в основном - неправдами) проник в конституционно-правосудное пространство. В одной из своих работ мы охарактеризовали означенное поведение "суррогатного отца" как "шантаж судебной системы" <3>. Как известно, органы ЗАГС, руководствуясь соответствующей формулой закона, отказывают "суррогатным отцам" в регистрации родительства, однако суды вынуждены положительно реагировать на их жалобы <4>, ибо между "плохим и очень плохим", т.е. между очевидным нарушением медицинского законодательства (а по смыслу и духу - и семейного) и необходимостью защиты интересов ребенка, избавления его от искусственно организованного сиротства, приходится делать выбор, основу которого проецируют конвенционные и конституционно-правовые положения о приоритетной защите интересов ребенка, семьи, а с некоторых пор - и отцовства <5>. В связи с этим в доктрине, в частности, отмечается: с одной стороны, законодательство с очевидностью ориентировано на преодоление с помощью рассматриваемого вида ВРТ бесплодия у женщин (программа суррогатного материнства напрямую связана с невозможностью наступления беременности, вынашивания, рождения ребенка, следовательно, она не применяется в ситуации лечения бесплодия у противоположной половины человечества), с другой - в результате рождения "суррогатного" ребенка "по заказу" холостого мужчины очевиден социальный контекст (защита интересов этого ребенка); "подобная порочная практика легитимации отцовства вызывает острый межотраслевой конфликт с торговлей людьми", т.е. приближает себя к уголовно-правовой оценке <6>.