Правотворчество прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу Правотворчество прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Решения ныне созданных конституционных советов, как уже отмечалось, носят рекомендательный характер: совет не уполномочен самостоятельно отменять или приостанавливать действие нормативных актов. Этот принципиальный момент определяет специфику правового взаимодействия советов с прокуратурой: для придания юридической силы выводам конституционного совета зачастую требуются последующие действия органов власти, в том числе - применение мер прокурорского реагирования. Например, прокурор вносит протест на незаконный нормативный акт в адрес органа, его принявшего, с требованием привести нормативный акт в соответствие с конституцией субъекта РФ. Наличие авторитетного заключения конституционного совета усиливает правовую позицию прокуратуры, включается механизм прокурорского реагирования: опираясь на заключение конституционного совета, прокурор побуждает законодательный (или иной издавший нормативный акт) орган принять меры по его изменению или отмене. В случае бездействия со стороны субъекта правотворчества региональные органы прокуратуры могут обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании данного нормативного акта недействующим. Таким образом, решение конституционного совета получает как бы второе дыхание через правоприменительные инструменты прокуратуры и суда, способные придать сформулированным в решении рекомендациям юридическую обязательность.
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Решения ныне созданных конституционных советов, как уже отмечалось, носят рекомендательный характер: совет не уполномочен самостоятельно отменять или приостанавливать действие нормативных актов. Этот принципиальный момент определяет специфику правового взаимодействия советов с прокуратурой: для придания юридической силы выводам конституционного совета зачастую требуются последующие действия органов власти, в том числе - применение мер прокурорского реагирования. Например, прокурор вносит протест на незаконный нормативный акт в адрес органа, его принявшего, с требованием привести нормативный акт в соответствие с конституцией субъекта РФ. Наличие авторитетного заключения конституционного совета усиливает правовую позицию прокуратуры, включается механизм прокурорского реагирования: опираясь на заключение конституционного совета, прокурор побуждает законодательный (или иной издавший нормативный акт) орган принять меры по его изменению или отмене. В случае бездействия со стороны субъекта правотворчества региональные органы прокуратуры могут обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании данного нормативного акта недействующим. Таким образом, решение конституционного совета получает как бы второе дыхание через правоприменительные инструменты прокуратуры и суда, способные придать сформулированным в решении рекомендациям юридическую обязательность.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")5. Контроль за деятельностью прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по реализации ими полномочий в сфере правотворчества и оказание им необходимой методической помощи возложить на правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")5. Контроль за деятельностью прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по реализации ими полномочий в сфере правотворчества и оказание им необходимой методической помощи возложить на правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
"Положение о правовом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации"
(утв. Генпрокуратурой России 26.08.2019)
(ред. от 09.08.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 16.03.2023)3.3. Обеспечение контроля за деятельностью прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по реализации ими полномочий в сфере правотворчества и оказание им необходимой методической помощи.
(утв. Генпрокуратурой России 26.08.2019)
(ред. от 09.08.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 16.03.2023)3.3. Обеспечение контроля за деятельностью прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по реализации ими полномочий в сфере правотворчества и оказание им необходимой методической помощи.
Статья: Допустимость доказательств в уголовном процессе: понятие и критерии оценки
(Власов Ю.Я.)
("Законность", 2023, N 3)<5> См.: Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков и др.; под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 782. Как отмечает В. Томин, задачами юридической техники как системы научных знаний являются в основном изучение объективной реальности в области правотворчества и правоприменения, определение связей между этими двумя видами юридической деятельности (а также внутри каждой из них) и установление закономерностей, существующих в этой области. См.: Томин В.А. Юридическая техника: Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петерб. юрид. ин-т (филиал) Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 4.
(Власов Ю.Я.)
("Законность", 2023, N 3)<5> См.: Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков и др.; под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 782. Как отмечает В. Томин, задачами юридической техники как системы научных знаний являются в основном изучение объективной реальности в области правотворчества и правоприменения, определение связей между этими двумя видами юридической деятельности (а также внутри каждой из них) и установление закономерностей, существующих в этой области. См.: Томин В.А. Юридическая техника: Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петерб. юрид. ин-т (филиал) Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 4.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Определенный вклад в правотворчество прокуроры вносят, участвуя в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления <1>. Следует с сожалением отметить, что по действующему законодательству Генеральный прокурор РФ не обладает правом законодательной инициативы.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Определенный вклад в правотворчество прокуроры вносят, участвуя в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления <1>. Следует с сожалением отметить, что по действующему законодательству Генеральный прокурор РФ не обладает правом законодательной инициативы.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)1. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / А.М. Багмет. Челябинск, 2004. 20 с.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)1. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / А.М. Багмет. Челябинск, 2004. 20 с.
Статья: Ссылки (отсылки) в актах правотворчества: технико-юридические дефекты и пути преодоления их вредных последствий
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Островский А. "Подвижный" закон. Генеральная прокуратура меняет понятие подсудности // Новая газета. 2019. 10 июля. N 74.
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Островский А. "Подвижный" закон. Генеральная прокуратура меняет понятие подсудности // Новая газета. 2019. 10 июля. N 74.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В соответствии с п. 2.1 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органам прокуратуры надлежит осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в сфере налоговых правоотношений, а также информационное взаимодействие с органами государственной власти, контролирующими и правоохранительными органами. Кроме того, п. 2.5 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 предусмотрена необходимость сбора, накопления и обработки информации о нарушениях прав субъектов налоговых правоотношений (включая сведения, поступившие от граждан, субъектов хозяйственной деятельности и некоммерческих организаций). Как отмечается в научной литературе, для целей мониторинговой деятельности (формирования данных о состоянии правотворчества, законодательства и правоприменения) в органах прокуратуры разрабатываются соответствующие планы (программы) <11>. В этой связи целесообразной видится разработка Генеральной прокуратурой РФ совместно с ФНС России форм документов, заполнение которых налоговыми органами и последующее их предоставление обеспечат органы прокуратуры объективной и актуальной информацией в части совершения налоговых правонарушений (за определенный период времени), ответственность за которые предусмотрена главой 16 НК РФ.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В соответствии с п. 2.1 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органам прокуратуры надлежит осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в сфере налоговых правоотношений, а также информационное взаимодействие с органами государственной власти, контролирующими и правоохранительными органами. Кроме того, п. 2.5 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 предусмотрена необходимость сбора, накопления и обработки информации о нарушениях прав субъектов налоговых правоотношений (включая сведения, поступившие от граждан, субъектов хозяйственной деятельности и некоммерческих организаций). Как отмечается в научной литературе, для целей мониторинговой деятельности (формирования данных о состоянии правотворчества, законодательства и правоприменения) в органах прокуратуры разрабатываются соответствующие планы (программы) <11>. В этой связи целесообразной видится разработка Генеральной прокуратурой РФ совместно с ФНС России форм документов, заполнение которых налоговыми органами и последующее их предоставление обеспечат органы прокуратуры объективной и актуальной информацией в части совершения налоговых правонарушений (за определенный период времени), ответственность за которые предусмотрена главой 16 НК РФ.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Ключевые слова: взаимодействие, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, правотворчество, проблемы взаимодействия, совершенствование законодательного регулирования, организационные проблемы.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Ключевые слова: взаимодействие, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, правотворчество, проблемы взаимодействия, совершенствование законодательного регулирования, организационные проблемы.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В статье выделены проблемы правового регулирования и реализации отдельных мер ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством (отзыв, удаление в отставку и др.) и сформулированы возможные направления совершенствования правового регулирования. Подчеркивается важность соблюдения баланса при осуществлении регулирующего воздействия исходя из принципов самостоятельности местного самоуправления, стабильности и непрерывности функционирования публичной власти, самостоятельности осуществления органами публичной власти своих полномочий. Отмечен положительный эффект реализации соглашений между органами местного самоуправления и органами прокуратуры в сфере правотворчества: данная форма взаимодействия позволяет повысить качество подготовки муниципальных нормативных правовых актов, снижает вероятность их противоречия федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В статье выделены проблемы правового регулирования и реализации отдельных мер ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством (отзыв, удаление в отставку и др.) и сформулированы возможные направления совершенствования правового регулирования. Подчеркивается важность соблюдения баланса при осуществлении регулирующего воздействия исходя из принципов самостоятельности местного самоуправления, стабильности и непрерывности функционирования публичной власти, самостоятельности осуществления органами публичной власти своих полномочий. Отмечен положительный эффект реализации соглашений между органами местного самоуправления и органами прокуратуры в сфере правотворчества: данная форма взаимодействия позволяет повысить качество подготовки муниципальных нормативных правовых актов, снижает вероятность их противоречия федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.
Статья: Формы взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Например, ст. 9, 9.1 Закона о прокуратуре закрепляют обязанность прокурора участвовать в правотворческой деятельности. Без сомнения, органы прокуратуры влияют на правотворчество органов местного самоуправления путем местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов, реализации прокурорами права нормотворческой инициативы, подготовки информационных писем об изменениях законодательства, разработки модельных правовых актов, изучения проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, а также путем проведения межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам, участия в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Например, ст. 9, 9.1 Закона о прокуратуре закрепляют обязанность прокурора участвовать в правотворческой деятельности. Без сомнения, органы прокуратуры влияют на правотворчество органов местного самоуправления путем местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов, реализации прокурорами права нормотворческой инициативы, подготовки информационных писем об изменениях законодательства, разработки модельных правовых актов, изучения проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, а также путем проведения межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам, участия в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта.
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Исходя из анализа нормативного содержания учредительных актов некоторых муниципальных образований взаимодействие органов МСУ и прокуратуры в сфере правотворчества осуществляется в основном посредством направления муниципальных нормативных правовых актов и их проектов органами МСУ в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной и (или) правовой экспертизы (п. 5 ст. 45 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга город Павловск <13>). Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена необходимостью конкретизации правовых норм регионального уровня (например, установленных п. 9 ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге") с учетом практики осуществления властных полномочий на муниципальном уровне в рамках взаимодействия публичных институтов.
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Исходя из анализа нормативного содержания учредительных актов некоторых муниципальных образований взаимодействие органов МСУ и прокуратуры в сфере правотворчества осуществляется в основном посредством направления муниципальных нормативных правовых актов и их проектов органами МСУ в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной и (или) правовой экспертизы (п. 5 ст. 45 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга город Павловск <13>). Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена необходимостью конкретизации правовых норм регионального уровня (например, установленных п. 9 ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге") с учетом практики осуществления властных полномочий на муниципальном уровне в рамках взаимодействия публичных институтов.
Статья: О классификации надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации
(Артеменков В.К.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 6: Теория толкования права. Теория правотворчества. Концепция развития законодательства. М.: Рос. акад. наук, 2018. 472 с.
(Артеменков В.К.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 6: Теория толкования права. Теория правотворчества. Концепция развития законодательства. М.: Рос. акад. наук, 2018. 472 с.