Правотворческая инициатива граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Правотворческая инициатива граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Законодателем не регламентированы также такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; конференция граждан (собрание делегатов); обращения граждан в органы местного самоуправления. В ряде инкорпорированных форм поднят возрастной ценз с 16-летнего до 18-летнего возраста.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Законодателем не регламентированы также такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; конференция граждан (собрание делегатов); обращения граждан в органы местного самоуправления. В ряде инкорпорированных форм поднят возрастной ценз с 16-летнего до 18-летнего возраста.
Статья: Народный делиберативный конституционализм как коллективная мудрость: понятие и предназначение в российской и сравнительной конституционной юриспруденции
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Среди активно используемых в конституционно-правовом пространстве страны институтов, обеспечивающих включение общества и общественных интересов в процесс обсуждения и принятия решений по публично-значимым вопросам на различных уровнях организации публичной власти, следует отметить институты общественных палат, общественных советов, публичных слушаний, правотворческих инициатив граждан, инициативных проектов (особенно на муниципальном уровне). Институты делиберативного народного конституционализма (как формы общественного участия) содействуют развитию в доктрине и практике российского конституционализма общественного коммуникационного пространства и права общественных интересов.
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Среди активно используемых в конституционно-правовом пространстве страны институтов, обеспечивающих включение общества и общественных интересов в процесс обсуждения и принятия решений по публично-значимым вопросам на различных уровнях организации публичной власти, следует отметить институты общественных палат, общественных советов, публичных слушаний, правотворческих инициатив граждан, инициативных проектов (особенно на муниципальном уровне). Институты делиберативного народного конституционализма (как формы общественного участия) содействуют развитию в доктрине и практике российского конституционализма общественного коммуникационного пространства и права общественных интересов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Проекты нормативных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Проекты нормативных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья: Проблемные вопросы функционирования муниципальных органов власти (на примере Ивановской области)
(Денисов Л.А., Столяров Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Вместе с городскими и сельскими поселениями перестанут существовать межселенные территории, исчезнут внутригородские районы, уйдут в прошлое понятия "выборное должностное лицо местного самоуправления", "член выборного органа местного самоуправления", механизм "наделения статусом муниципального образования", такие формы осуществления местного самоуправления, как конференция граждан (собрание делегатов), правотворческая инициатива граждан.
(Денисов Л.А., Столяров Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Вместе с городскими и сельскими поселениями перестанут существовать межселенные территории, исчезнут внутригородские районы, уйдут в прошлое понятия "выборное должностное лицо местного самоуправления", "член выборного органа местного самоуправления", механизм "наделения статусом муниципального образования", такие формы осуществления местного самоуправления, как конференция граждан (собрание делегатов), правотворческая инициатива граждан.
Статья: Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске)
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)В Совете депутатов Новосибирска предусмотрена возможность участия граждан в сессиях представительного органа. Порядок участия регулируется ст. 53 Регламента Совета депутатов <16>: любой гражданин, сообщивший не позднее 2 дней до начала сессии о своем желании присутствовать на ней, допускается к такому участию. Также в Новосибирске предусмотрена возможность для проведения публичных слушаний по проектам решений о внесении изменений в Устав, по проекту бюджета города, по проекту стратегии социально-экономического развития города Новосибирска <17>, предусмотрено право реализации правотворческих инициатив граждан. Внести проект муниципального нормативного акта в Совет депутатов на рассмотрение имеет право инициативная группа в количестве 25 человек. Решение о создании такой группы принимается гражданами, обладающими избирательным правом, не менее 300 человек <18>.
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)В Совете депутатов Новосибирска предусмотрена возможность участия граждан в сессиях представительного органа. Порядок участия регулируется ст. 53 Регламента Совета депутатов <16>: любой гражданин, сообщивший не позднее 2 дней до начала сессии о своем желании присутствовать на ней, допускается к такому участию. Также в Новосибирске предусмотрена возможность для проведения публичных слушаний по проектам решений о внесении изменений в Устав, по проекту бюджета города, по проекту стратегии социально-экономического развития города Новосибирска <17>, предусмотрено право реализации правотворческих инициатив граждан. Внести проект муниципального нормативного акта в Совет депутатов на рассмотрение имеет право инициативная группа в количестве 25 человек. Решение о создании такой группы принимается гражданами, обладающими избирательным правом, не менее 300 человек <18>.
Статья: Конституционно-правовые основы участия молодежи в принятии и исполнении государственных решений
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Регулятивная форма непосредственной демократии реализуется путем правотворческой инициативы граждан, внесения инициативных проектов, участия в собраниях, конференциях граждан, направления обращений в органы публичной власти и проч.
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Регулятивная форма непосредственной демократии реализуется путем правотворческой инициативы граждан, внесения инициативных проектов, участия в собраниях, конференциях граждан, направления обращений в органы публичной власти и проч.
Статья: Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, обеспечивается организационная связь исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования в рамках системы публичной власти, вырисовывается вертикаль исполнительной ветви публичной власти. Естественно, что такой глава муниципального образования будет ориентироваться прежде всего на указания высшего должностного лица субъекта РФ, а не на население муниципального образования, чьи возможности влиять на главу муниципального образования новым Законом о местном самоуправлении значительно урезаны. Так, из нового Закона о местном самоуправлении исчезли закрепленные предыдущим Федеральным законом 2003 г. статьи о таких институтах непосредственной демократии, как: голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; обращения в органы местного самоуправления. Это дает основание сделать вывод о сокращении возможностей населения влиять на органы местного самоуправления, на принимаемые ими решения.
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, обеспечивается организационная связь исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования в рамках системы публичной власти, вырисовывается вертикаль исполнительной ветви публичной власти. Естественно, что такой глава муниципального образования будет ориентироваться прежде всего на указания высшего должностного лица субъекта РФ, а не на население муниципального образования, чьи возможности влиять на главу муниципального образования новым Законом о местном самоуправлении значительно урезаны. Так, из нового Закона о местном самоуправлении исчезли закрепленные предыдущим Федеральным законом 2003 г. статьи о таких институтах непосредственной демократии, как: голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; обращения в органы местного самоуправления. Это дает основание сделать вывод о сокращении возможностей населения влиять на органы местного самоуправления, на принимаемые ими решения.
Статья: Участие населения в принятии и реализации программных документов муниципальных образований
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (которые могут использоваться жителями любого муниципального образования, если иное не установлено федеральным законом) названный Федеральный закон относит местный референдум (ст. 22), муниципальные выборы (ст. 23), голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24), правотворческую инициативу граждан (ст. 26), инициативные проекты (ст. 26.1), территориальное общественное самоуправление (ст. 27), старосту сельского населенного пункта (ст. 27.1), публичные слушания (ст. 28), собрание граждан (ст. 29), конференцию граждан (собрание делегатов - ст. 30), опрос граждан (ст. 31) и обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32). Наряду с указанными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане в силу ст. 33 названного Федерального закона вправе на основе принципов законности и добровольности участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (которые могут использоваться жителями любого муниципального образования, если иное не установлено федеральным законом) названный Федеральный закон относит местный референдум (ст. 22), муниципальные выборы (ст. 23), голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24), правотворческую инициативу граждан (ст. 26), инициативные проекты (ст. 26.1), территориальное общественное самоуправление (ст. 27), старосту сельского населенного пункта (ст. 27.1), публичные слушания (ст. 28), собрание граждан (ст. 29), конференцию граждан (собрание делегатов - ст. 30), опрос граждан (ст. 31) и обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32). Наряду с указанными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане в силу ст. 33 названного Федерального закона вправе на основе принципов законности и добровольности участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)В статье дан анализ структуры и содержания проекта Федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". В содержании главы 5 проекта Федерального закона выделены две тенденции правовой регламентации непосредственной демократии в системе местного самоуправления как элемента публичной власти. Первая тенденция получила воплощение в сокращении институтов непосредственной демократии по сравнению с Федеральным законом 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Авторы законопроекта предлагают изъять из числа институтов непосредственной демократии: отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления избирателями; голосование граждан по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческую инициативу граждан. Вторая тенденция в правовом регулировании непосредственной демократии проектом Федерального закона получила воплощение во внесении ряда уточнений в содержание ряда институтов непосредственной демократии.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)В статье дан анализ структуры и содержания проекта Федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". В содержании главы 5 проекта Федерального закона выделены две тенденции правовой регламентации непосредственной демократии в системе местного самоуправления как элемента публичной власти. Первая тенденция получила воплощение в сокращении институтов непосредственной демократии по сравнению с Федеральным законом 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Авторы законопроекта предлагают изъять из числа институтов непосредственной демократии: отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления избирателями; голосование граждан по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческую инициативу граждан. Вторая тенденция в правовом регулировании непосредственной демократии проектом Федерального закона получила воплощение во внесении ряда уточнений в содержание ряда институтов непосредственной демократии.
Статья: Эффективность народовластия как необходимое условие функционирования единой системы публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Ключевые слова: эффективность народовластия, единая система публичной власти, формы непосредственной демократии, общественная инициатива, правотворческая инициатива граждан, отзыв депутата, общественный контроль.
(Ульянов А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Ключевые слова: эффективность народовластия, единая система публичной власти, формы непосредственной демократии, общественная инициатива, правотворческая инициатива граждан, отзыв депутата, общественный контроль.
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Еще одно направление, которое связано с исключением из общих правил установления компетенции местного самоуправления, первоначально касалось городов федерального значения и особых территорий, где объективно превалируют государственные интересы и где, соответственно, компетенция местного самоуправления должна быть в этих интересах ограничена. Это относится к закрытым административно-территориальным образованиям (ст. 80 Закона N 131-ФЗ), наукоградам (ст. 81), приграничным территориям (ст. 82), районам Крайнего Севера (ст. 82.1). Затем такие исключения из общих правил стали носить экспериментальный характер и ограничивать компетенцию органов местного самоуправления уже в пользу коммерческих структур (ст. 82.2, 82.3, 82.4, 82.5). Убеждение в том, что соответствующие управляющие компании, представляющие интересы, в частности, инновационных и научно-технологических центров, будут лучше и эффективнее справляться с решением соответствующих вопросов местного значения, основано, видимо, на экономических расчетах <13>. Но почему-то не принимается во внимание то, что местное самоуправление - это публичная власть, главным субъектом которой является местное население, которое вправе потребовать отчета, привлечь к ответственности своих представителей за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Как может воздействовать местное население в подобном случае на управляющую компанию, остается неясным. Конечно, можно скептически относиться к праву населения на его участие в решении вопросов местного значения и сетовать на то, что муниципальная демократия - это на самом деле сплошной формализм. Очевидно, что предусмотренные главой 5 Закона N 131-ФЗ возможности по непосредственному осуществлению и участию населения в осуществлении местного самоуправления используются слабо. Между тем, как отмечает Е.С. Шугрина, "муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти непосредственно и через органы местного самоуправления выступает население муниципального образования" <14>. В этой связи представляется, что при регулировании круга хозяйственных, социальных, культурных и иных вопросов функционирования муниципальных образований законодателю следует имплицитно встраивать в соответствующий механизм правового регулирования те элементы, которые бы активизировали и гарантировали развитие реального местного самоуправления. Это имеет отношение к таким формам участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения граждан в органы местного самоуправления, активность использования которых в муниципальном образовании служит своеобразным барометром благополучия и зрелости местного самоуправления <15>.
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Еще одно направление, которое связано с исключением из общих правил установления компетенции местного самоуправления, первоначально касалось городов федерального значения и особых территорий, где объективно превалируют государственные интересы и где, соответственно, компетенция местного самоуправления должна быть в этих интересах ограничена. Это относится к закрытым административно-территориальным образованиям (ст. 80 Закона N 131-ФЗ), наукоградам (ст. 81), приграничным территориям (ст. 82), районам Крайнего Севера (ст. 82.1). Затем такие исключения из общих правил стали носить экспериментальный характер и ограничивать компетенцию органов местного самоуправления уже в пользу коммерческих структур (ст. 82.2, 82.3, 82.4, 82.5). Убеждение в том, что соответствующие управляющие компании, представляющие интересы, в частности, инновационных и научно-технологических центров, будут лучше и эффективнее справляться с решением соответствующих вопросов местного значения, основано, видимо, на экономических расчетах <13>. Но почему-то не принимается во внимание то, что местное самоуправление - это публичная власть, главным субъектом которой является местное население, которое вправе потребовать отчета, привлечь к ответственности своих представителей за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Как может воздействовать местное население в подобном случае на управляющую компанию, остается неясным. Конечно, можно скептически относиться к праву населения на его участие в решении вопросов местного значения и сетовать на то, что муниципальная демократия - это на самом деле сплошной формализм. Очевидно, что предусмотренные главой 5 Закона N 131-ФЗ возможности по непосредственному осуществлению и участию населения в осуществлении местного самоуправления используются слабо. Между тем, как отмечает Е.С. Шугрина, "муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти непосредственно и через органы местного самоуправления выступает население муниципального образования" <14>. В этой связи представляется, что при регулировании круга хозяйственных, социальных, культурных и иных вопросов функционирования муниципальных образований законодателю следует имплицитно встраивать в соответствующий механизм правового регулирования те элементы, которые бы активизировали и гарантировали развитие реального местного самоуправления. Это имеет отношение к таким формам участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения граждан в органы местного самоуправления, активность использования которых в муниципальном образовании служит своеобразным барометром благополучия и зрелости местного самоуправления <15>.
Статья: Правовое регулирование территориального общественного самоуправления на региональном уровне: опыт и перспективы
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Анализ главы 5 Закона N 131-ФЗ позволяет определить степень регионального участия в правовом регулировании различных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В частности, субъектам РФ предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование по ряду сфер: организация и проведение местного референдума и муниципальных выборов; проведение голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; установление гарантий деятельности и иных вопросов статуса старосты сельского населенного пункта; назначение и проведение опроса граждан. Однако не предусмотрено региональное участие в правовом регулировании схода граждан, правотворческой инициативы граждан, территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, общественного обсуждения, собраний граждан, конференций граждан (собраний делегатов), обращений граждан в органы местного самоуправления.
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Анализ главы 5 Закона N 131-ФЗ позволяет определить степень регионального участия в правовом регулировании различных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В частности, субъектам РФ предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование по ряду сфер: организация и проведение местного референдума и муниципальных выборов; проведение голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; установление гарантий деятельности и иных вопросов статуса старосты сельского населенного пункта; назначение и проведение опроса граждан. Однако не предусмотрено региональное участие в правовом регулировании схода граждан, правотворческой инициативы граждан, территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, общественного обсуждения, собраний граждан, конференций граждан (собраний делегатов), обращений граждан в органы местного самоуправления.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. См. научный анализ предмета регулирования данной статьи: Кордик Д.Н. Законодательный процесс в европейских государствах: Россия, Германия, Австрия, Швейцария: сравнительно-правовой анализ. Автореферат дис. ... к. ю. н. М., 2007; Иванова К.А. Институт общественных инициатив граждан в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Автореферат дис. ... к. ю. н. Тюмень, 2015; Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование. Автореферат дис. ... д. ю. н. Саратов, 2012; Галоян А.Р. Проблемы реализации правотворческой инициативы граждан РФ на муниципальном и региональном уровнях. Автореферат дис. ... к. ю. н. М., 2017; Лукин Д.Г. Право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Автореферат дис. ... к. ю. н. Казань, 2005; и др.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. См. научный анализ предмета регулирования данной статьи: Кордик Д.Н. Законодательный процесс в европейских государствах: Россия, Германия, Австрия, Швейцария: сравнительно-правовой анализ. Автореферат дис. ... к. ю. н. М., 2007; Иванова К.А. Институт общественных инициатив граждан в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Автореферат дис. ... к. ю. н. Тюмень, 2015; Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование. Автореферат дис. ... д. ю. н. Саратов, 2012; Галоян А.Р. Проблемы реализации правотворческой инициативы граждан РФ на муниципальном и региональном уровнях. Автореферат дис. ... к. ю. н. М., 2017; Лукин Д.Г. Право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Автореферат дис. ... к. ю. н. Казань, 2005; и др.