Правотворческая инициатива
Подборка наиболее важных документов по запросу Правотворческая инициатива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Отказывая в удовлетворении исковых требований А.И.А. и У. об обязании АМС Моздокского района РСО-Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на выплату недоначисленной заработной платы за период с 2017 по 2019 годы, индексацию заработной платы за 2020 год и на выплату недоначисленной заработной платы за 2021 год, суд первой инстанции исходил из того, что ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 15 декабря 2021 года N 435, Уставом муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания N 162 от 09 июля 2019 года предусмотрено, что составление проекта районного бюджета - исключительная прерогатива АМС Моздокского района РСО-Алания, внесение предложений о формировании бюджета района на следующий год или внесении изменений уже в утвержденный бюджет, является правотворческой инициативой, а вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)28.5. Народная правотворческая инициатива
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)28.5. Народная правотворческая инициатива
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в разработке проектов нормативных правовых актов муниципального образования, принимаемых представительным органом, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в разработке проектов нормативных правовых актов муниципального образования, принимаемых представительным органом, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"2) правотворческая инициатива граждан;
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"2) правотворческая инициатива граждан;
Статья: Уличные комитеты - форма участия населения в осуществлении местного самоуправления
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Уникальным правом наделены уличные комитеты Псковской области: выступать субъектами правотворческой инициативы. Члены уличного комитета от имени комитета или жителей, проживающих на территории деятельности комитета, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, направлять свои рекомендации и предложения по проектам нормативных правовых актов местного самоуправления <31>.
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Уникальным правом наделены уличные комитеты Псковской области: выступать субъектами правотворческой инициативы. Члены уличного комитета от имени комитета или жителей, проживающих на территории деятельности комитета, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, направлять свои рекомендации и предложения по проектам нормативных правовых актов местного самоуправления <31>.
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Законодателем не регламентированы также такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; конференция граждан (собрание делегатов); обращения граждан в органы местного самоуправления. В ряде инкорпорированных форм поднят возрастной ценз с 16-летнего до 18-летнего возраста.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Законодателем не регламентированы также такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; конференция граждан (собрание делегатов); обращения граждан в органы местного самоуправления. В ряде инкорпорированных форм поднят возрастной ценз с 16-летнего до 18-летнего возраста.
Статья: Меры по совершенствованию государственного контроля в сфере миграции: правообразующий и правоприменительный аспекты
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Статья посвящена мерам совершенствования государственного контроля в сфере миграции. В частности, проводится анализ некоторых правотворческих инициатив в рассматриваемой сфере, а также приводится правоприменительная практика, свидетельствующая о проблемах организационного и правового характера.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Статья посвящена мерам совершенствования государственного контроля в сфере миграции. В частности, проводится анализ некоторых правотворческих инициатив в рассматриваемой сфере, а также приводится правоприменительная практика, свидетельствующая о проблемах организационного и правового характера.
Статья: О роли Верховного Суда Российской Федерации в правотворческой деятельности
(Старицын А.Ю.)
("Администратор суда", 2025, N 2)В основе правотворчества находится правотворческая инициатива. В этом смысле Верховный Суд РФ обладает законодательной инициативой по предмету своего ведения, а также вправе выдвигать рекомендации по совершенствованию соответствующей сферы деятельности <3>. Представляется логичным, что такое право предоставлено основному компетентному органу государственной власти. Основываясь на этом, можем сформулировать вывод о том, что Верховный Суд РФ выполняет функцию инициатора классического правотворческого процесса в узкоправовом смысле, т.е. применительно к своей деятельности.
(Старицын А.Ю.)
("Администратор суда", 2025, N 2)В основе правотворчества находится правотворческая инициатива. В этом смысле Верховный Суд РФ обладает законодательной инициативой по предмету своего ведения, а также вправе выдвигать рекомендации по совершенствованию соответствующей сферы деятельности <3>. Представляется логичным, что такое право предоставлено основному компетентному органу государственной власти. Основываясь на этом, можем сформулировать вывод о том, что Верховный Суд РФ выполняет функцию инициатора классического правотворческого процесса в узкоправовом смысле, т.е. применительно к своей деятельности.
Статья: Отечественное образование в ракурсе национальных интересов Российской Федерации: законодательная и судебная практика
(Сидоренко А.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)В связи с этим обратимся к одному из наиболее дискутируемых в литературе программных документов. Из пунктов 16 - 18 Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (далее - Указ N 809) следует, что образование призвано защитить общество от распространения деструктивной идеологии, которая представляет объективную угрозу национальным интересам России. Обозначенные в пункте 17 Указа N 809 риски распространения деструктивной идеологии послужили основой для множества правотворческих инициатив, в которых зачастую дается ссылка на защиту национальных интересов посредством реформы содержательных компонентов образования и воспитания. Разработанные и принятые нормативные акты подлежат дальнейшей реализации на практике, применению в деятельности органов правосудия различного уровня. В связи с этим приобрел особую значимость вопрос об определении правового содержания тех философских или социально-политических ориентиров, которые нашли отражение в Указе N 809, равно как и в других основанных на нем нормативных правовых актах целеполагающего (стратегического) характера. В свою очередь, не получил окончательного разрешения вопрос о позитивном определении в правовых актах традиционных ценностей путем создания механизмов противодействия внутренним и внешним угрозам, сформулированным абстрактным образом в пункте 13 Указа N 809.
(Сидоренко А.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)В связи с этим обратимся к одному из наиболее дискутируемых в литературе программных документов. Из пунктов 16 - 18 Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (далее - Указ N 809) следует, что образование призвано защитить общество от распространения деструктивной идеологии, которая представляет объективную угрозу национальным интересам России. Обозначенные в пункте 17 Указа N 809 риски распространения деструктивной идеологии послужили основой для множества правотворческих инициатив, в которых зачастую дается ссылка на защиту национальных интересов посредством реформы содержательных компонентов образования и воспитания. Разработанные и принятые нормативные акты подлежат дальнейшей реализации на практике, применению в деятельности органов правосудия различного уровня. В связи с этим приобрел особую значимость вопрос об определении правового содержания тех философских или социально-политических ориентиров, которые нашли отражение в Указе N 809, равно как и в других основанных на нем нормативных правовых актах целеполагающего (стратегического) характера. В свою очередь, не получил окончательного разрешения вопрос о позитивном определении в правовых актах традиционных ценностей путем создания механизмов противодействия внутренним и внешним угрозам, сформулированным абстрактным образом в пункте 13 Указа N 809.
Статья: Ограничение обратной силы правовой позиции высшего суда. Доктрина prospective overruling: сравнительно-правовое исследование
(Александрова М.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Что касается опасений критиков по поводу избыточной правотворческой инициативы у судов, то, как представляется, они несколько преувеличены: вряд ли найдется суд, готовый единолично полностью "переписать" нормативное регулирование при существующих механизмах конституционного надзора.
(Александрова М.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Что касается опасений критиков по поводу избыточной правотворческой инициативы у судов, то, как представляется, они несколько преувеличены: вряд ли найдется суд, готовый единолично полностью "переписать" нормативное регулирование при существующих механизмах конституционного надзора.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Судебная практика официально не является источником права в Российской Федерации, хотя в науке можно встретить и другие точки зрения, прежде всего в отношении положений Пленума Верховного Суда РФ <4>. Действительно, роль Конституционного и Верховного Судов РФ в деле как правотворческих инициатив, так и толкования, правоприменения действующего законодательства трудно переоценить. Особенно важное значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, посвященные базовым институтам процессуального права <5>, а также принятые за последнее время постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие новеллы процессуального законодательства <6>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Судебная практика официально не является источником права в Российской Федерации, хотя в науке можно встретить и другие точки зрения, прежде всего в отношении положений Пленума Верховного Суда РФ <4>. Действительно, роль Конституционного и Верховного Судов РФ в деле как правотворческих инициатив, так и толкования, правоприменения действующего законодательства трудно переоценить. Особенно важное значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, посвященные базовым институтам процессуального права <5>, а также принятые за последнее время постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие новеллы процессуального законодательства <6>.
Статья: Конституционная ценность доверия
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В качестве конституционных ценностей С.А. Авакьян называет: "конституционную ценность государства; саму Конституцию; служение конституционных норм и правил интересам человека и гражданина; закрепление плюрализма форм собственности, при котором право на равное существование и использование имеют как частная, так и государственная собственность, а также иные ее формы; закрепление демократического режима власти, основой которого является народовластие; установление принципов и правил сопричастности народа к выработке законопроектов - от выявления мнения граждан, общественного мнения о законопроектах до народной правотворческой инициативы; наличие системы разделения власти; прозрачность и гласность осуществления государственной власти; выборы; использование в качестве основного регулятора общественных отношений закона" <4>.
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В качестве конституционных ценностей С.А. Авакьян называет: "конституционную ценность государства; саму Конституцию; служение конституционных норм и правил интересам человека и гражданина; закрепление плюрализма форм собственности, при котором право на равное существование и использование имеют как частная, так и государственная собственность, а также иные ее формы; закрепление демократического режима власти, основой которого является народовластие; установление принципов и правил сопричастности народа к выработке законопроектов - от выявления мнения граждан, общественного мнения о законопроектах до народной правотворческой инициативы; наличие системы разделения власти; прозрачность и гласность осуществления государственной власти; выборы; использование в качестве основного регулятора общественных отношений закона" <4>.
Статья: Следственный эксперимент в судебном производстве по уголовному делу (научно-практический комментарий к ст. 288 УПК Российской Федерации)
(Россинский С.Б.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)Автор настоящей статьи вообще весьма настороженно относится к подобным скоропалительным правотворческим инициативам, кстати, свойственным чуть ли не доброй половине современных научных публикаций уголовно-процессуальной направленности. Тем более что предусмотренная ст. 288 УПК РФ юридико-техническая конструкция в целом представляется достаточно удачной. В первую очередь она свободна от влияния присущих национальной правотворческой политике деструктивных тенденций, предполагающих инкрементальное усиление формализации различных юридических процедур и пронизанных стремлением "узаконить" (в узком смысле), то есть урегулировать посредством федерального закона все большее и большее количество возникающих вопросов. В публикациях автора уже неоднократно обращалось внимание на постепенное наполнение уголовно-процессуального законодательства положениями, не имеющими подлинно правовой ценности и "высокого" предназначения. Одновременно говорилось о постепенном превращении УПК РФ в пошаговую инструкцию, в некую "памятку для безграмотных правоприменителей" <7>. Тогда как ст. 288 УПК РФ, не будучи подвержена указанным тенденциям, остается одним из приятных исключений, рассчитанных на подлинно профессиональных, понимающих смысл закона и осознающих ответственность за должное выполнение своих обязанностей представителей судейского корпуса. Да в вообще, ввиду понятных причин, в первую очередь связанных с очевидными организационно-техническими сложностями, возникающими в ходе подготовки и проведения опытов и испытаний, их "удельный вес" в общем объеме осуществляемых судами когнитивно-удостоверительных приемов не так уж и велик.
(Россинский С.Б.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)Автор настоящей статьи вообще весьма настороженно относится к подобным скоропалительным правотворческим инициативам, кстати, свойственным чуть ли не доброй половине современных научных публикаций уголовно-процессуальной направленности. Тем более что предусмотренная ст. 288 УПК РФ юридико-техническая конструкция в целом представляется достаточно удачной. В первую очередь она свободна от влияния присущих национальной правотворческой политике деструктивных тенденций, предполагающих инкрементальное усиление формализации различных юридических процедур и пронизанных стремлением "узаконить" (в узком смысле), то есть урегулировать посредством федерального закона все большее и большее количество возникающих вопросов. В публикациях автора уже неоднократно обращалось внимание на постепенное наполнение уголовно-процессуального законодательства положениями, не имеющими подлинно правовой ценности и "высокого" предназначения. Одновременно говорилось о постепенном превращении УПК РФ в пошаговую инструкцию, в некую "памятку для безграмотных правоприменителей" <7>. Тогда как ст. 288 УПК РФ, не будучи подвержена указанным тенденциям, остается одним из приятных исключений, рассчитанных на подлинно профессиональных, понимающих смысл закона и осознающих ответственность за должное выполнение своих обязанностей представителей судейского корпуса. Да в вообще, ввиду понятных причин, в первую очередь связанных с очевидными организационно-техническими сложностями, возникающими в ходе подготовки и проведения опытов и испытаний, их "удельный вес" в общем объеме осуществляемых судами когнитивно-удостоверительных приемов не так уж и велик.