Правотворческая деятельность прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Правотворческая деятельность прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)<23> Нарутто С.В. Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 10 (59). С. 41.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)<23> Нарутто С.В. Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 10 (59). С. 41.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления"
(утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018)Подлежит постоянному мониторингу соответствие федеральному законодательству правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом в соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" и от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительным органами государственной власти и органами местного самоуправления" необходимо обеспечить взаимодействие территориальных прокуратур со специализированными природоохранными прокуратурами в части изучения проектов нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления и подготовки заключения по результатам их изучения.
(утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018)Подлежит постоянному мониторингу соответствие федеральному законодательству правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом в соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" и от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительным органами государственной власти и органами местного самоуправления" необходимо обеспечить взаимодействие территориальных прокуратур со специализированными природоохранными прокуратурами в части изучения проектов нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления и подготовки заключения по результатам их изучения.
Статья: Совершенствование практики прокурорского реагирования на выявленные нарушения миграционного законодательства
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)<18> Рябцев В.П. Координация правоохранительной и участие в правотворческой деятельности прокуратуры в структуре ее правозащитного предназначения // Прокурорская и следственная практика. 2004. N 3 - 4. С. 53 - 54.
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)<18> Рябцев В.П. Координация правоохранительной и участие в правотворческой деятельности прокуратуры в структуре ее правозащитного предназначения // Прокурорская и следственная практика. 2004. N 3 - 4. С. 53 - 54.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<13> См. Приказы Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (утр. силу) и от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (утр. силу).
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<13> См. Приказы Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (утр. силу) и от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (утр. силу).
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<24> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<24> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Статья: Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора
(Тушев А.А.)
("Законность", 2021, N 4)По их мнению, "...понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации". К функциям они относят надзор, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, участие представителя прокуратуры в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводствах <10>.
(Тушев А.А.)
("Законность", 2021, N 4)По их мнению, "...понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации". К функциям они относят надзор, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, участие представителя прокуратуры в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводствах <10>.
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в правотворческой деятельности (Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в правотворческой деятельности (Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации).
Статья: Комплексное осуществление прокуратурой своих функций при защите интересов Российской Федерации в сфере лесных отношений
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Для улучшения состояния законности в сфере лесных отношений реализовывалась самостоятельная, но тесно связанная с надзорной функция участия в правотворческой деятельности. Прокуратура республики в порядке ст. 9 Закона о прокуратуре инициировала создание особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), и правительство РА приняло Постановление от 25 июня 2018 г. N 191 "О создании памятника природы республиканского значения "Турочакский" и внесении изменения в Перечень памятников природы республиканского значения". Закономерным итогом осуществления правотворческой функции стало создание вокруг Телецкого озера ООПТ площадью 36,8 тыс. га, где установлен особый правовой режим, запрещающий всякую рубку (кроме санитарной) лесных насаждений.
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Для улучшения состояния законности в сфере лесных отношений реализовывалась самостоятельная, но тесно связанная с надзорной функция участия в правотворческой деятельности. Прокуратура республики в порядке ст. 9 Закона о прокуратуре инициировала создание особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), и правительство РА приняло Постановление от 25 июня 2018 г. N 191 "О создании памятника природы республиканского значения "Турочакский" и внесении изменения в Перечень памятников природы республиканского значения". Закономерным итогом осуществления правотворческой функции стало создание вокруг Телецкого озера ООПТ площадью 36,8 тыс. га, где установлен особый правовой режим, запрещающий всякую рубку (кроме санитарной) лесных насаждений.
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<27> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.08.2023 N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407532854/ (дата обращения: 21.03.2025).
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<27> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.08.2023 N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407532854/ (дата обращения: 21.03.2025).
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".