Правомерное поведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Правомерное поведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"3.1.3. При оценке добросовестности сторон нужно исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, который учитывает права и законные интересы другой стороны, содействует ей, в том числе в получении необходимой информации (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неустойка по договору займа
(КонсультантПлюс, 2025)...суд установил факт просрочки ответчиком оплаты по договорам займа, сам по себе размер неустойки, установленный договором в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки, при длительном периоде просрочки исполнения обязательств, при отсутствии доказательств несоразмерности неустойки, не является явно завышенным размером неустойки, поскольку размер ответственности (0,1%) является обычно применяемым в договорах и деловом обороте, отвечает критериям разумности и не является чрезмерным, в полной мере выполняет как функцию способа обеспечения исполнения обязательства, так и меры гражданско-правовой ответственности, не нарушает баланс интересов должника и кредитора, стимулирует должника к правомерному поведению, в то же время не позволяет кредитору получить несоразмерное удовлетворение за нарушенное, суд первой инстанции отказал ответчику в применении положений статьи 333 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд установил факт просрочки ответчиком оплаты по договорам займа, сам по себе размер неустойки, установленный договором в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки, при длительном периоде просрочки исполнения обязательств, при отсутствии доказательств несоразмерности неустойки, не является явно завышенным размером неустойки, поскольку размер ответственности (0,1%) является обычно применяемым в договорах и деловом обороте, отвечает критериям разумности и не является чрезмерным, в полной мере выполняет как функцию способа обеспечения исполнения обязательства, так и меры гражданско-правовой ответственности, не нарушает баланс интересов должника и кредитора, стимулирует должника к правомерному поведению, в то же время не позволяет кредитору получить несоразмерное удовлетворение за нарушенное, суд первой инстанции отказал ответчику в применении положений статьи 333 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правомерное поведение и злоупотребление правом
(Василевич Г.А., Василевич С.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)"Журнал российского права", 2022, N 10
(Василевич Г.А., Василевич С.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)"Журнал российского права", 2022, N 10
Статья: Бездействие субъектов доказывания как форма правомерного процессуального поведения по гражданским делам
(Томбулова Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6
(Томбулова Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6
Нормативные акты
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)"Сетевой анализ основывается на двух главных компонентах: наборах объектов, называемых узлами, позициями или акторами, и наборах отношений между данными объектами, называемых фронтами, связями или звеньями" <6>. В качестве акторов следует рассматривать контрольно-надзорные органы и иные уполномоченные субъекты публичного финансового контроля. Именно они обладают уникальной информацией, которую аккумулируют в процессе осуществления контрольно-надзорных полномочий. Потоками, которые проходят между узлами, является информация об объектах контроля. Указанная информация включает сведения о самом объекте контроля, о совершаемых операциях, поступлениях и расходовании денежных средств, финансовом состоянии, контрагентах и иные сведения, которые формируются с момента создания объекта контроля и на протяжении всего периода деятельности до момента ликвидации. Органы публичного финансового контроля, формируя информацию об объектах контроля в цифровом формате, обрабатывают ее, анализируют, выявляют угрозы, риски, отклонения от правомерного поведения, принимают решения о необходимости выполнения действий, направленных на предотвращение, пресечение нарушений финансового законодательства, применения мер ответственности, в случае необходимости передают данные органу, к чьей компетенции относится деятельность по принятию необходимых мер, готовят предложения по внесению изменений в действующее законодательство, т.е. актор в данном случае работает "не просто как передатчик, а как трансформатор проходящих через него потоков, способный изменять их свойства, менять направление их движения, запускать новые потоки" <7>.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)"Сетевой анализ основывается на двух главных компонентах: наборах объектов, называемых узлами, позициями или акторами, и наборах отношений между данными объектами, называемых фронтами, связями или звеньями" <6>. В качестве акторов следует рассматривать контрольно-надзорные органы и иные уполномоченные субъекты публичного финансового контроля. Именно они обладают уникальной информацией, которую аккумулируют в процессе осуществления контрольно-надзорных полномочий. Потоками, которые проходят между узлами, является информация об объектах контроля. Указанная информация включает сведения о самом объекте контроля, о совершаемых операциях, поступлениях и расходовании денежных средств, финансовом состоянии, контрагентах и иные сведения, которые формируются с момента создания объекта контроля и на протяжении всего периода деятельности до момента ликвидации. Органы публичного финансового контроля, формируя информацию об объектах контроля в цифровом формате, обрабатывают ее, анализируют, выявляют угрозы, риски, отклонения от правомерного поведения, принимают решения о необходимости выполнения действий, направленных на предотвращение, пресечение нарушений финансового законодательства, применения мер ответственности, в случае необходимости передают данные органу, к чьей компетенции относится деятельность по принятию необходимых мер, готовят предложения по внесению изменений в действующее законодательство, т.е. актор в данном случае работает "не просто как передатчик, а как трансформатор проходящих через него потоков, способный изменять их свойства, менять направление их движения, запускать новые потоки" <7>.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Очень близка к рассмотренным выше функция запрета. Она заключается в императивном установлении преступности конкретных деяний в Особенной части Уголовного кодекса. Это имеет важное значение для реализации уголовной ответственности, поскольку привлечение к ней возможно только в случае, когда запрет деяний предваряет его совершение. Иными словами, требовать правомерного поведения можно лишь тогда, когда изначально установлены требования к таковому.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Очень близка к рассмотренным выше функция запрета. Она заключается в императивном установлении преступности конкретных деяний в Особенной части Уголовного кодекса. Это имеет важное значение для реализации уголовной ответственности, поскольку привлечение к ней возможно только в случае, когда запрет деяний предваряет его совершение. Иными словами, требовать правомерного поведения можно лишь тогда, когда изначально установлены требования к таковому.
Вопрос: О страховых тарифах и расчете страховых премий по ОСАГО в случае правомерного поведения участников дорожного движения.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-05-06-04/51917)Вопрос: О страховых тарифах и расчете страховых премий по ОСАГО в случае правомерного поведения участников дорожного движения.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-05-06-04/51917)Вопрос: О страховых тарифах и расчете страховых премий по ОСАГО в случае правомерного поведения участников дорожного движения.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поведение, подпадающее под правовую регламентацию, подразделяется на правомерное и противоправное. Правомерное поведение - это поведение социальных субъектов, соответствующее требованиям правовых норм и находящееся под государственной защитой. Противоправное поведение представляет собой правонарушение. Правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", далее - Закон о профилактике правонарушений). При разграничении правомерного и противоправного следует обозначить основной объективный признак правонарушения, позволяющий выделить его среди иных актов поведения, - общественная опасность, противоправность. Поскольку правонарушения всегда наносят вред охраняемым законом частным и общественным интересам, посягают на наиболее значимые общественные ценности, необходимо их эффективное предупреждение, что является существенным условием защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поведение, подпадающее под правовую регламентацию, подразделяется на правомерное и противоправное. Правомерное поведение - это поведение социальных субъектов, соответствующее требованиям правовых норм и находящееся под государственной защитой. Противоправное поведение представляет собой правонарушение. Правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", далее - Закон о профилактике правонарушений). При разграничении правомерного и противоправного следует обозначить основной объективный признак правонарушения, позволяющий выделить его среди иных актов поведения, - общественная опасность, противоправность. Поскольку правонарушения всегда наносят вред охраняемым законом частным и общественным интересам, посягают на наиболее значимые общественные ценности, необходимо их эффективное предупреждение, что является существенным условием защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Статья: Общественное участие как конституционное правомерное поведение
(Титова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7
(Титова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)При этом применение расчетного способа по НДС исходя из себестоимости приобретенного товара законом не предусмотрена, а также в рассматриваемом случае не отвечает публичным целям противодействия налоговым злоупотреблениям и поддержания в правоприменительной практике финансовых стимулов правомерного поведения участников оборота (Постановление АС МО от 12.09.2024 N Ф05-19117/2024 по делу N А41-21807/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)При этом применение расчетного способа по НДС исходя из себестоимости приобретенного товара законом не предусмотрена, а также в рассматриваемом случае не отвечает публичным целям противодействия налоговым злоупотреблениям и поддержания в правоприменительной практике финансовых стимулов правомерного поведения участников оборота (Постановление АС МО от 12.09.2024 N Ф05-19117/2024 по делу N А41-21807/2023).
Готовое решение: Как заполнить и подать сведения о трудовой (иной) деятельности (подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1) (до 1 января 2024 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)переводом на другую работу в смысле ст. 72.1 ТК РФ, поскольку работник не освобождается от основной работы (разд. 5 Доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г.);
(КонсультантПлюс, 2023)переводом на другую работу в смысле ст. 72.1 ТК РФ, поскольку работник не освобождается от основной работы (разд. 5 Доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г.);
Статья: Правовые стимулы в таможенном праве
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результате проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении их) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий; 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результате проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении их) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий; 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
Готовое решение: Как уволить директора ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизация организации в любой форме, включая присоединение, не является основанием для увольнения кого-либо, включая руководителя организации, например директора ООО. Руководитель организации - такой же работник, как и другие лица, с которыми заключен трудовой договор. Это следует из ч. 1, 2, 4, 6 ст. 20, ч. 5 ст. 75, ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ. В случае его отказа продолжать работать в измененных условиях предусмотрено специальное основание увольнения (по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) - отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Аналогичный подход отражен в Докладе с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года (утв. Рострудом). Есть также судебная практика, подтверждающая такую позицию (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 24-О-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизация организации в любой форме, включая присоединение, не является основанием для увольнения кого-либо, включая руководителя организации, например директора ООО. Руководитель организации - такой же работник, как и другие лица, с которыми заключен трудовой договор. Это следует из ч. 1, 2, 4, 6 ст. 20, ч. 5 ст. 75, ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ. В случае его отказа продолжать работать в измененных условиях предусмотрено специальное основание увольнения (по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) - отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Аналогичный подход отражен в Докладе с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года (утв. Рострудом). Есть также судебная практика, подтверждающая такую позицию (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 24-О-О).