Правомерно обнародованные произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правомерно обнародованные произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
Статья: О правомерном объеме цитирования произведений науки, литературы и искусства
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)В соответствии с российским законодательством без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора, использующего правомерно обнародованные произведения в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Как видно, одним из критериев допустимого цитирования является использование цитируемого произведения в объеме, оправданном целью цитирования.
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)В соответствии с российским законодательством без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора, использующего правомерно обнародованные произведения в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Как видно, одним из критериев допустимого цитирования является использование цитируемого произведения в объеме, оправданном целью цитирования.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1280.1. Использование правомерно обнародованных произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографического произведения, произведения, полученного способами, аналогичными фотографии, музыкального произведения (с текстом или без текста), автор или иной правообладатель которых предполагается неизвестным
(ред. от 23.07.2025)Статья 1280.1. Использование правомерно обнародованных произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографического произведения, произведения, полученного способами, аналогичными фотографии, музыкального произведения (с текстом или без текста), автор или иной правообладатель которых предполагается неизвестным
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"99. В силу пункта 4 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, установленные статьей 152 ГК РФ).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"99. В силу пункта 4 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, установленные статьей 152 ГК РФ).
Статья: Пародия музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Нормы п. 3 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не содержат понятия пародии. В нем лишь упоминается в числе случаев свободного использования создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения. Ни в судебной практике, ни в юридической доктрине не выработан единый подход к понятию пародии, соотношению прав ее автора и автора первоначального (далее - оригинального) произведения, а также четких и практически применимых критериев допустимости создания пародии. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10) подтверждается, что пародия является случаем свободного использования, и уточняется: если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, в соответствии со ст. 152 ГК РФ).
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Нормы п. 3 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не содержат понятия пародии. В нем лишь упоминается в числе случаев свободного использования создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения. Ни в судебной практике, ни в юридической доктрине не выработан единый подход к понятию пародии, соотношению прав ее автора и автора первоначального (далее - оригинального) произведения, а также четких и практически применимых критериев допустимости создания пародии. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10) подтверждается, что пародия является случаем свободного использования, и уточняется: если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, в соответствии со ст. 152 ГК РФ).
Статья: Коллективное управление авторскими и смежными правами: современное состояние и перспективы
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)В-третьих, в законопроекте предполагается установление специального порядка заключения лицензионного договора в отношении использования правомерно обнародованных произведений литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографических произведений, произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, музыкальных произведений, исполнений и фонограмм, правообладатель которых неизвестен. Данный лицензионный договор может быть заключен с аккредитованной в данной сфере организацией коллективного управления. Речь идет о таких способах использования сиротских объектов, как воспроизведение, распространение, переработка и доведение до всеобщего сведения.
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)В-третьих, в законопроекте предполагается установление специального порядка заключения лицензионного договора в отношении использования правомерно обнародованных произведений литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографических произведений, произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, музыкальных произведений, исполнений и фонограмм, правообладатель которых неизвестен. Данный лицензионный договор может быть заключен с аккредитованной в данной сфере организацией коллективного управления. Речь идет о таких способах использования сиротских объектов, как воспроизведение, распространение, переработка и доведение до всеобщего сведения.
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (второе полугодие 2021 г.)
(Романенкова Е.И., Шведчиков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пункт 2 ст. 1274 ГК РФ в действующей редакции позволяет любым лицам без согласия автора (иного обладателя исключительного права), не выплачивая ему вознаграждение, создавать экземпляры правомерно обнародованных произведений в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими людьми, а также воспроизводить и распространять эти экземпляры без цели извлечения прибыли.
(Романенкова Е.И., Шведчиков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пункт 2 ст. 1274 ГК РФ в действующей редакции позволяет любым лицам без согласия автора (иного обладателя исключительного права), не выплачивая ему вознаграждение, создавать экземпляры правомерно обнародованных произведений в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими людьми, а также воспроизводить и распространять эти экземпляры без цели извлечения прибыли.
Статья: Дилемма пародии: между производным и свободным произведением
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Проблема пародии в авторском праве многогранна. В этой статье будет рассмотрен только один ее аспект - соотношение пародии и производного произведения. Обязательна ли для установления правомерности пародии ее квалификация как производного произведения? В п. 4 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ; Кодекс) определено: "Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения". Из этого положения неясно: что понимается под пародией; является ли пародия производным произведением; как следует понимать выражение "создание пародии на основе другого произведения".
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Проблема пародии в авторском праве многогранна. В этой статье будет рассмотрен только один ее аспект - соотношение пародии и производного произведения. Обязательна ли для установления правомерности пародии ее квалификация как производного произведения? В п. 4 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ; Кодекс) определено: "Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения". Из этого положения неясно: что понимается под пародией; является ли пародия производным произведением; как следует понимать выражение "создание пародии на основе другого произведения".
Статья: Особенности использования произведений о Великой Отечественной войне
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Особый правовой режим предусматривает возможность использования музыкальных и иных произведений, включенных в него, "без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения путем публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю, ретрансляции, доведения до всеобщего сведения, а также путем включения в сложный объект в объеме, оправданном характером такого объекта". Как видим, это один из видов свободного использования произведений, то есть одно из ограничений авторских прав. Таким образом, как и при любом свободном использовании охраняемых произведений, в данном случае использование произведений должно осуществляться с соблюдением установленных законом требований: нормы о свободном использовании применяются только к правомерно обнародованным произведениям; использование должно осуществляться в строго установленных законом целях и объеме; свободное использование произведений не должно наносить ущерб добросовестному использованию произведения.
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Особый правовой режим предусматривает возможность использования музыкальных и иных произведений, включенных в него, "без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения путем публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю, ретрансляции, доведения до всеобщего сведения, а также путем включения в сложный объект в объеме, оправданном характером такого объекта". Как видим, это один из видов свободного использования произведений, то есть одно из ограничений авторских прав. Таким образом, как и при любом свободном использовании охраняемых произведений, в данном случае использование произведений должно осуществляться с соблюдением установленных законом требований: нормы о свободном использовании применяются только к правомерно обнародованным произведениям; использование должно осуществляться в строго установленных законом целях и объеме; свободное использование произведений не должно наносить ущерб добросовестному использованию произведения.
Статья: Идеальная доля в исключительном авторском праве: утопия или реальность?
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)Однако закон устанавливает некоторые исключения из общего правила (так называемые содержательные границы): во-первых, это цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ); во-вторых, воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (подп. 5 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Тут надо сделать оговорку: данное правило действует при одновременной трансляции телевизионного вещания и потокового видео на сайтах телеканалов; в-третьих, истечение срока действия исключительного права и перехода произведения в общественное достояние. Во всех остальных случаях использование произведений в сети Интернет подчиняется общим правилам, предусмотренным ст. 1270 ГК РФ, и их несоблюдение ведет к признанию использования незаконным.
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)Однако закон устанавливает некоторые исключения из общего правила (так называемые содержательные границы): во-первых, это цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ); во-вторых, воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (подп. 5 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Тут надо сделать оговорку: данное правило действует при одновременной трансляции телевизионного вещания и потокового видео на сайтах телеканалов; в-третьих, истечение срока действия исключительного права и перехода произведения в общественное достояние. Во всех остальных случаях использование произведений в сети Интернет подчиняется общим правилам, предусмотренным ст. 1270 ГК РФ, и их несоблюдение ведет к признанию использования незаконным.
Статья: Исследование доктрины добросовестного использования сиротских произведений (на примере законодательства России и США)
(Шиляева П.Б.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 12)Кажется, что перечисленные случаи совпадают со случаями добросовестного использования и проблему хотя бы некоммерческого использования можно решить. Однако, например, ст. 1273 ГК РФ дает возможность использовать произведения только для личных целей, при этом такое использование возможно только в отношении правомерно обнародованных произведений и только для физических лиц. Но, во-первых, мы не знаем, правомерно ли обнародовано такое произведение и, во-вторых, обнародовано ли оно вообще. Тем самым сиротские произведения выпадают из поля данной статьи, так как они вообще не обнародованы.
(Шиляева П.Б.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 12)Кажется, что перечисленные случаи совпадают со случаями добросовестного использования и проблему хотя бы некоммерческого использования можно решить. Однако, например, ст. 1273 ГК РФ дает возможность использовать произведения только для личных целей, при этом такое использование возможно только в отношении правомерно обнародованных произведений и только для физических лиц. Но, во-первых, мы не знаем, правомерно ли обнародовано такое произведение и, во-вторых, обнародовано ли оно вообще. Тем самым сиротские произведения выпадают из поля данной статьи, так как они вообще не обнародованы.
Статья: Правовые аспекты использования коротких видеороликов на видеохостингах (клипы, ТикТоки, рилс, шортс) в контексте интеллектуальной собственности
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Отдельную проблематику в рассматриваемом контексте составляет совокупность творческих вкладов нескольких авторов в создание короткого видеоролика, для целей создания которого и признания правовой охраны на который с учетом его небольшой продолжительности могут быть достаточными и определяющими даже небольшие творческие элементы (хореографические, музыкальные, исполнительские и т.д.). Здесь важно учитывать и особенности свободного использования произведений в отдельных целях (ст. 1274 ГК РФ), которые также могут проявляться в коротких видеороликах, например использование правомерно обнародованного произведения в качестве иллюстрации в коротком видеоролике учебного характера, что сейчас крайне популярно. С учетом непродолжительного характера таких роликов, заимствования не должны быть преимущественными по объему, что даже при установлении творческого вклада в видеоролик порождает риски нарушения пределов (объема) свободного использования произведений.
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Отдельную проблематику в рассматриваемом контексте составляет совокупность творческих вкладов нескольких авторов в создание короткого видеоролика, для целей создания которого и признания правовой охраны на который с учетом его небольшой продолжительности могут быть достаточными и определяющими даже небольшие творческие элементы (хореографические, музыкальные, исполнительские и т.д.). Здесь важно учитывать и особенности свободного использования произведений в отдельных целях (ст. 1274 ГК РФ), которые также могут проявляться в коротких видеороликах, например использование правомерно обнародованного произведения в качестве иллюстрации в коротком видеоролике учебного характера, что сейчас крайне популярно. С учетом непродолжительного характера таких роликов, заимствования не должны быть преимущественными по объему, что даже при установлении творческого вклада в видеоролик порождает риски нарушения пределов (объема) свободного использования произведений.
Статья: Особенности свободного использования произведений в информационных, учебных, научных и культурных целях
(Шостак И.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)1. Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
(Шостак И.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)1. Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)1. Действующее российское законодательство об интеллектуальной собственности вслед за Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) допускает свободное использование чужих правомерно обнародованных произведений в случае их цитирования "в целях раскрытия творческого замысла автора... в объеме, оправданном целью цитирования" (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Указанное означает, что цитирование признается правомерным заимствованием, что принципиально отличает его от заимствования неправомерного - плагиата <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)1. Действующее российское законодательство об интеллектуальной собственности вслед за Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) допускает свободное использование чужих правомерно обнародованных произведений в случае их цитирования "в целях раскрытия творческого замысла автора... в объеме, оправданном целью цитирования" (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Указанное означает, что цитирование признается правомерным заимствованием, что принципиально отличает его от заимствования неправомерного - плагиата <1>.