Право собственности на отходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Казенное учреждение: плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)С казенного учреждения взыскивают плату за негативное воздействие на окружающую среду, если заключенный со специализированной организацией договор о размещении отходов не содержит условия о переходе к ней права собственности на отходы учреждения и обязанности по внесению указанной платы
(КонсультантПлюс, 2025)С казенного учреждения взыскивают плату за негативное воздействие на окружающую среду, если заключенный со специализированной организацией договор о размещении отходов не содержит условия о переходе к ней права собственности на отходы учреждения и обязанности по внесению указанной платы
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений в условиях проекта контракта
(КонсультантПлюс, 2025)в проекте контракта на оказание услуг по приему, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" содержится условие о переходе права собственности на отходы к исполнителю
(КонсультантПлюс, 2025)в проекте контракта на оказание услуг по приему, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" содержится условие о переходе права собственности на отходы к исполнителю
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Отходы как объект права собственности
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Отходы как объект права собственности
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Таким образом, наделение имуществом унитарных предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения и (или) оперативного управления представляет собой способ осуществления права собственности публично-правовыми образованиями <530>, но никак не юридическую форму экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого лица на недвижимость (что выступает главной предпосылкой существования самой категории ограниченных вещных прав). Вместе с тем следует вновь отметить, что еще А.В. Венедиктов убедительно обосновал отсутствие в рассматриваемой ситуации какого-либо "расщепления" единого права собственности и отхода от "унитарной модели права собственности" путем возникновения каких-то новых, особых "видов права собственности". По давно сложившимся в континентально-европейском праве представлениям речь может идти лишь о возникновении при этом ограниченных вещных прав.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Таким образом, наделение имуществом унитарных предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения и (или) оперативного управления представляет собой способ осуществления права собственности публично-правовыми образованиями <530>, но никак не юридическую форму экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого лица на недвижимость (что выступает главной предпосылкой существования самой категории ограниченных вещных прав). Вместе с тем следует вновь отметить, что еще А.В. Венедиктов убедительно обосновал отсутствие в рассматриваемой ситуации какого-либо "расщепления" единого права собственности и отхода от "унитарной модели права собственности" путем возникновения каких-то новых, особых "видов права собственности". По давно сложившимся в континентально-европейском праве представлениям речь может идти лишь о возникновении при этом ограниченных вещных прав.
Статья: Юридические признаки и дефиниция отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)<7> Пономарев М.В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 64.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)<7> Пономарев М.В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 64.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Право собственности на отходы в силу статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) <2> определяется в соответствии с гражданским законодательством, возникает и прекращается оно также по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Право собственности на отходы в силу статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) <2> определяется в соответствии с гражданским законодательством, возникает и прекращается оно также по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Готовое решение: Как учитывать возвратные отходы
(КонсультантПлюс, 2025)Доход признайте на дату перехода права собственности на отходы к покупателю (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Доход признайте на дату перехода права собственности на отходы к покупателю (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик (исполнитель) заключил с третьим лицом (заказчик) договор оказания услуг по транспортированию отходов с последующей передачей на специализированный полигон с целью дальнейшего размещения. Договором предусмотрены переход к ответчику права собственности на отходы, а также согласованы его обязанности об осуществлении платежей за НВОС с компенсацией заказчиком.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик (исполнитель) заключил с третьим лицом (заказчик) договор оказания услуг по транспортированию отходов с последующей передачей на специализированный полигон с целью дальнейшего размещения. Договором предусмотрены переход к ответчику права собственности на отходы, а также согласованы его обязанности об осуществлении платежей за НВОС с компенсацией заказчиком.
Готовое решение: НДС при безвозмездной передаче имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездная передача права собственности на отходы производства организацией (ИП) - плательщиком НДС облагается НДС в общеустановленном порядке (ст. 143, п. 1 ст. 146 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездная передача права собственности на отходы производства организацией (ИП) - плательщиком НДС облагается НДС в общеустановленном порядке (ст. 143, п. 1 ст. 146 НК РФ).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд подчеркнул, что заключение посредником договора на сбор, транспортировку и размещение отходов собственника не порождает у посредника в связи с этим возникновения права собственности на отходы и, соответственно, обязанности по внесению платы за НВОС (Постановление АС ЦО от 19.04.2022 N Ф10-689/2022 по делу N А08-8683/2020).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд подчеркнул, что заключение посредником договора на сбор, транспортировку и размещение отходов собственника не порождает у посредника в связи с этим возникновения права собственности на отходы и, соответственно, обязанности по внесению платы за НВОС (Постановление АС ЦО от 19.04.2022 N Ф10-689/2022 по делу N А08-8683/2020).
Статья: Проблема определения правовой природы права пользования отходами недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Предоставление права пользования отходами недропользования возможно на основании лицензии, в рамках которой как раз и происходит разделение правомочий на соответствующие объекты между государством и хозяйствующим субъектом. Данные правомочия пользователя недр, отраженные в лицензии, носят производный, относительно самостоятельный характер, отдельный от правомочий собственника - государства (субъекта РФ) на один и тот же объект - отходы недропользования, устанавливая, по сути, режим "расщепленной собственности". Выгодоприобретателем при реализации обозначенных правомочий является хозяйствующий субъект в связи с тем, что именно он становится собственником полезных ископаемых, добытых или доизвлеченных из отходов недропользования. При этом по общему правилу лицензия не предполагает переход права собственности на отходы недропользования, а лишь закрепляет право пользования недрами за недропользователем на конкретном участке недр в течение определенного периода времени.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Предоставление права пользования отходами недропользования возможно на основании лицензии, в рамках которой как раз и происходит разделение правомочий на соответствующие объекты между государством и хозяйствующим субъектом. Данные правомочия пользователя недр, отраженные в лицензии, носят производный, относительно самостоятельный характер, отдельный от правомочий собственника - государства (субъекта РФ) на один и тот же объект - отходы недропользования, устанавливая, по сути, режим "расщепленной собственности". Выгодоприобретателем при реализации обозначенных правомочий является хозяйствующий субъект в связи с тем, что именно он становится собственником полезных ископаемых, добытых или доизвлеченных из отходов недропользования. При этом по общему правилу лицензия не предполагает переход права собственности на отходы недропользования, а лишь закрепляет право пользования недрами за недропользователем на конкретном участке недр в течение определенного периода времени.
Статья: Гарбологическая паспортизация
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Юридическая фикция: право собственности на отходы
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Юридическая фикция: право собственности на отходы