Право собственности на бесхозяйный объект
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на бесхозяйный объект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Особое производство: Заявитель хочет признать право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель (орган местного самоуправления, лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов) просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Ссылается на то, что собственник данных объектов недвижимости не выявлен по истечении года (3 месяцев в отношении объектов, необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны) с момента постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель (орган местного самоуправления, лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов) просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Ссылается на то, что собственник данных объектов недвижимости не выявлен по истечении года (3 месяцев в отношении объектов, необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны) с момента постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Таким образом, из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что обращение органа местного самоуправления за признанием права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества является обязанностью органа местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.1. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.1. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
Готовое решение: Кто содержит и обслуживает бесхозяйное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Органы местного самоуправления определяют такую организацию до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения. Они же обеспечивают содержание и обслуживание данного объекта. В городах федерального значения это делают уполномоченные органы исполнительной власти (ч. 6, 6.1, 6.4 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
(КонсультантПлюс, 2025)Органы местного самоуправления определяют такую организацию до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения. Они же обеспечивают содержание и обслуживание данного объекта. В городах федерального значения это делают уполномоченные органы исполнительной власти (ч. 6, 6.1, 6.4 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Очевидно, что после приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости передать его надлежащему собственнику не всегда получается ввиду отсутствия его согласия.
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Очевидно, что после приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости передать его надлежащему собственнику не всегда получается ввиду отсутствия его согласия.
Статья: Спор о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обращаясь в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимости в порядке приобретательной давности, нужно учитывать положения п. 3 ст. 225 ГК РФ о том, что такой объект недвижимости принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. В настоящее время действует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обращаясь в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимости в порядке приобретательной давности, нужно учитывать положения п. 3 ст. 225 ГК РФ о том, что такой объект недвижимости принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. В настоящее время действует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086.
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В связи с тем, что отсутствуют сведения о собственнике сети газопотребления, расположенной в границах территории садоводства, следует считать указанное имущество общего пользования бесхозяйной вещью. Правила приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сеть газопотребления, которая является линейным объектом, - предусмотрены ст. 225 ГК РФ.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В связи с тем, что отсутствуют сведения о собственнике сети газопотребления, расположенной в границах территории садоводства, следует считать указанное имущество общего пользования бесхозяйной вещью. Правила приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сеть газопотребления, которая является линейным объектом, - предусмотрены ст. 225 ГК РФ.
Статья: Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области)
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Перераспределение и финансирование полномочий. В 2015 г. в районы передано 15 полномочий города частично, 7 полностью, а 9 переданы обратно на уровень города (налогообложение, формирование и исполнение бюджета, правила благоустройства и др.). Переданы городу полностью такие полномочия: 1) охрана общественного порядка, 2) признание права собственности на бесхозяйные объекты, 3) обеспечение жильем, 4) оказание медицинской помощи. Если переход отдельных сфер на городской уровень оправдан, то в сфере здравоохранения такой переход проявлялся негативно: закрытие районных поликлиник под видом их укрупнения, сокращение узкопрофильных врачей. Удручает то обстоятельство, что абсолютное большинство имеющихся в районах полномочий их бюджетами не предусматривается: по дорожной деятельности, созданию парковок, организации тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, обеспечению жилыми помещениями нуждающихся, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, охране объектов культурного наследия, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и т.д.
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Перераспределение и финансирование полномочий. В 2015 г. в районы передано 15 полномочий города частично, 7 полностью, а 9 переданы обратно на уровень города (налогообложение, формирование и исполнение бюджета, правила благоустройства и др.). Переданы городу полностью такие полномочия: 1) охрана общественного порядка, 2) признание права собственности на бесхозяйные объекты, 3) обеспечение жильем, 4) оказание медицинской помощи. Если переход отдельных сфер на городской уровень оправдан, то в сфере здравоохранения такой переход проявлялся негативно: закрытие районных поликлиник под видом их укрупнения, сокращение узкопрофильных врачей. Удручает то обстоятельство, что абсолютное большинство имеющихся в районах полномочий их бюджетами не предусматривается: по дорожной деятельности, созданию парковок, организации тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, обеспечению жилыми помещениями нуждающихся, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, охране объектов культурного наследия, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и т.д.