Право собственности муниципального предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности муниципального предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача имущества в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением администрации... на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием... закреплено недвижимое имущество...
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением администрации... на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием... закреплено недвижимое имущество...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 295 "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении" ГК РФ"Следовательно, правомочия муниципального предприятия по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, ограничены необходимостью получения согласия собственника на отчуждение такого имущества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свойство следования, обременение недвижимой вещи и система прав на недвижимость
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 8)Согласно п. 1 ст. 300 ГК РФ "при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество". Пункт 2 ст. 300 ГК РФ содержит аналогичное правило в отношении учреждения и оперативного управления. По справедливому замечанию Н.В. Козловой и А.И. Биленко, "в данной ситуации речь идет о смене собственника-учредителя, а не об отчуждении конкретных вещей в рамках гражданского оборота. Переход имущественных комплексов государственных (муниципальных) предприятий и учреждений от одного публичного собственника к другому <...> имеет публичный характер и регламентируется специальным законодательством" <12>.
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 8)Согласно п. 1 ст. 300 ГК РФ "при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество". Пункт 2 ст. 300 ГК РФ содержит аналогичное правило в отношении учреждения и оперативного управления. По справедливому замечанию Н.В. Козловой и А.И. Биленко, "в данной ситуации речь идет о смене собственника-учредителя, а не об отчуждении конкретных вещей в рамках гражданского оборота. Переход имущественных комплексов государственных (муниципальных) предприятий и учреждений от одного публичного собственника к другому <...> имеет публичный характер и регламентируется специальным законодательством" <12>.
Статья: Единый недвижимый комплекс в гражданском обороте: теория и практика
(Клец П.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)В случае государственной регистрации перехода права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс или на учреждение к другому собственнику, а также в случае перехода права собственности на ЕНК, который обременен сервитутом, к другому лицу право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут сохраняются и следуют судьбе недвижимой вещи.
(Клец П.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)В случае государственной регистрации перехода права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс или на учреждение к другому собственнику, а также в случае перехода права собственности на ЕНК, который обременен сервитутом, к другому лицу право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут сохраняются и следуют судьбе недвижимой вещи.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Все вышесказанное относится и к случаям проведения капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Все вышесказанное относится и к случаям проведения капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
Статья: В состав внереализационных расходов не должен включаться НДС, доначисленный за прошлые налоговые периоды
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 9)Основанием доначисления налога на прибыль послужили выводы о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в результате учета в составе расходов амортизационных начислений по имуществу, переданному в хозяйственное ведение (водопроводные, канализационные сети, принятые в хозяйственное ведение из казны города). Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ключевым вопросом при решении спора о наличии права на амортизацию имущества, переданного муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, является источник финансирования создания (приобретения) имущества (бюджетное финансирование, собственные средства, иные источники). Источником финансирования, за счет которого приобретено (создано) спорное имущество и в дальнейшем передано в хозяйственное ведение, являлись целевые бюджетные средства. Учитывая, что спорное имущество получено налогоплательщиком безвозмездно и его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, у него отсутствует право на амортизацию основных средств.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 9)Основанием доначисления налога на прибыль послужили выводы о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в результате учета в составе расходов амортизационных начислений по имуществу, переданному в хозяйственное ведение (водопроводные, канализационные сети, принятые в хозяйственное ведение из казны города). Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ключевым вопросом при решении спора о наличии права на амортизацию имущества, переданного муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, является источник финансирования создания (приобретения) имущества (бюджетное финансирование, собственные средства, иные источники). Источником финансирования, за счет которого приобретено (создано) спорное имущество и в дальнейшем передано в хозяйственное ведение, являлись целевые бюджетные средства. Учитывая, что спорное имущество получено налогоплательщиком безвозмездно и его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, у него отсутствует право на амортизацию основных средств.
Статья: Имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил: при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Ни положения ГК РФ, ни нормы Закона о предприятиях не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, право изымать у него это имущество (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.11.2024 N Ф08-9805/2024 по делу N А61-6055/2019).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил: при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Ни положения ГК РФ, ни нормы Закона о предприятиях не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, право изымать у него это имущество (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.11.2024 N Ф08-9805/2024 по делу N А61-6055/2019).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)11. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона имущество, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, считается принадлежащим им на праве оперативного управления в соответствии с правилами главы 20.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)11. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона имущество, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, считается принадлежащим им на праве оперативного управления в соответствии с правилами главы 20.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В пункте 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 <1> зафиксировано: собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В пункте 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 <1> зафиксировано: собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Законом определяется порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию, согласно которому собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. При этом государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Законом определяется порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию, согласно которому собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. При этом государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Примером имущества, на отчуждение которого требуется согласие другого лица, является недвижимое имущество, принадлежащее государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК). В качестве примера органа, дающего согласие или разрешение на отчуждение недвижимого имущества, можно назвать совет директоров и общее собрание акционерного общества, которые дают согласие на отчуждение принадлежащему акционерному обществу недвижимого имущества, стоимость которого соответственно составляет от 25 до 50 либо свыше 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки (ст. 79 Закона об акционерных обществах).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Примером имущества, на отчуждение которого требуется согласие другого лица, является недвижимое имущество, принадлежащее государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК). В качестве примера органа, дающего согласие или разрешение на отчуждение недвижимого имущества, можно назвать совет директоров и общее собрание акционерного общества, которые дают согласие на отчуждение принадлежащему акционерному обществу недвижимого имущества, стоимость которого соответственно составляет от 25 до 50 либо свыше 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки (ст. 79 Закона об акционерных обществах).