Право собираться мирно
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собираться мирно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФСтатьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" КоАП РФ"Привлечение А. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не является нарушением его права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как уведомительный порядок проведения указанного публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействия на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в данном случае соблюден не был."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовые аспекты права на свободу мирных собраний в Российской Федерации и его судебная защита
(Самбор Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)"Административное право и процесс", 2021, N 3
(Самбор Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)"Административное право и процесс", 2021, N 3
Статья: Участие детей в мирных собраниях: между "можно" и "нельзя" на примере практики ЮАР и Таиланда
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)2. Опыт конституционного правосудия ЮАР в свете права детей
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)2. Опыт конституционного правосудия ЮАР в свете права детей
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)право на свободу мирных собраний <13>
(подготовлен Верховным Судом РФ)право на свободу мирных собраний <13>
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"1. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой - защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина - свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"1. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой - защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина - свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации, "граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации, "граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
Статья: Пикетирование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).
Статья: Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)<6> См.: Тарибо Е.В. Проблемы реализации конституционного права собираться мирно, без оружия (комментарий к Определению КС РФ от 2 апреля 2009 года N 484-О-П) // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6 (12). С. 24 - 28.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)<6> См.: Тарибо Е.В. Проблемы реализации конституционного права собираться мирно, без оружия (комментарий к Определению КС РФ от 2 апреля 2009 года N 484-О-П) // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6 (12). С. 24 - 28.
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов контроля за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Основной Закон Российской Федерации содержит только два базовых положения, в некоторой части влияющих на организацию и осуществление контрольных функций в области оборота оружия. Так, термин "оружие" в Конституции Российской Федерации упоминается дважды: в ст. 31 ("Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия...") и в п. "м" ч. 1 ст. 71 (которым к ведению Российской Федерации отнесено "определение порядка продажи и покупки оружия...").
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Основной Закон Российской Федерации содержит только два базовых положения, в некоторой части влияющих на организацию и осуществление контрольных функций в области оборота оружия. Так, термин "оружие" в Конституции Российской Федерации упоминается дважды: в ст. 31 ("Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия...") и в п. "м" ч. 1 ст. 71 (которым к ведению Российской Федерации отнесено "определение порядка продажи и покупки оружия...").
Статья: Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В связи с вышеизложенным можно прийти к выводу, что помимо конституционного права собираться мирно и санкционированно также у участников митингов возникают соответствующие обязанности, закрепленные в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", нарушение которых влечет наказание, предусмотренное ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, закрепляющей ряд нарушений, которые могут возникнуть при проведении публичных мероприятий, и такие административные наказания, как штраф, обязательные работы и административный арест. Данные меры государственного принуждения являются альтернативными, т.е. законодатель предоставляет органам внутренних дел и судам право выносить тот вид наказания для правонарушителя, который соответствует тяжести и уровню общественной опасности в результате нарушения законодательства в момент проведения гражданами публичных мероприятий.
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В связи с вышеизложенным можно прийти к выводу, что помимо конституционного права собираться мирно и санкционированно также у участников митингов возникают соответствующие обязанности, закрепленные в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", нарушение которых влечет наказание, предусмотренное ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, закрепляющей ряд нарушений, которые могут возникнуть при проведении публичных мероприятий, и такие административные наказания, как штраф, обязательные работы и административный арест. Данные меры государственного принуждения являются альтернативными, т.е. законодатель предоставляет органам внутренних дел и судам право выносить тот вид наказания для правонарушителя, который соответствует тяжести и уровню общественной опасности в результате нарушения законодательства в момент проведения гражданами публичных мероприятий.
Статья: Вопросы правосубъектности народа в конституционно-правовых отношениях
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Л.Д. Воеводин под коллективными (совместными) правами понимает субъективные права, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными. К таковым он относит право собираться мирно, проводить публичные мероприятия и др. <29>. В таком же содержательном контексте, в сочетании индивидуалистских и коллективных качеств В.А. Кряжков выделяет права коренных малочисленных народов: на этническую самоидентификацию, на землю и сопряженные с ней права, на национально-территориальное образование, на участие в управлении делами государства, на сохранение и развитие своей культуры <30>.
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Л.Д. Воеводин под коллективными (совместными) правами понимает субъективные права, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными. К таковым он относит право собираться мирно, проводить публичные мероприятия и др. <29>. В таком же содержательном контексте, в сочетании индивидуалистских и коллективных качеств В.А. Кряжков выделяет права коренных малочисленных народов: на этническую самоидентификацию, на землю и сопряженные с ней права, на национально-территориальное образование, на участие в управлении делами государства, на сохранение и развитие своей культуры <30>.
Статья: Влияние пандемии коронавируса на конституционные правоотношения
(Лунгу Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Ограничения конституционных прав коснулись всех групп каталога прав и свобод человека. В отдельных государствах ограничения были менее жесткими, как, например, в России или Великобритании, в других локдауны отличались наибольшей строгостью (Италия, Франция, Германия, Китай). Ограничения коснулись не только личных, социально-экономических, культурных прав и свобод, но и затронули политические права и свободы, в том числе право на свободу слова, право собираться мирно, право на участие в выборах и референдумах. Изменения в календаре выборов коснулись Великобритании, России, Италии и Франции.
(Лунгу Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Ограничения конституционных прав коснулись всех групп каталога прав и свобод человека. В отдельных государствах ограничения были менее жесткими, как, например, в России или Великобритании, в других локдауны отличались наибольшей строгостью (Италия, Франция, Германия, Китай). Ограничения коснулись не только личных, социально-экономических, культурных прав и свобод, но и затронули политические права и свободы, в том числе право на свободу слова, право собираться мирно, право на участие в выборах и референдумах. Изменения в календаре выборов коснулись Великобритании, России, Италии и Франции.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно и без оружия. Однако это право требует надлежащей законодательной регламентации, которая с учетом потенциальной конфликтности особенно массовых публичных мероприятий гарантирует баланс частных и публичных интересов. Этого баланса позволяет достичь процедура предварительного согласования публичного мероприятия, которая направлена на обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности. В частности, указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия предполагаемой численности его участников позволяет органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению нарушений общественного порядка и обеспечению защиты участников публичных мероприятий и иных лиц, в них не участвующих.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно и без оружия. Однако это право требует надлежащей законодательной регламентации, которая с учетом потенциальной конфликтности особенно массовых публичных мероприятий гарантирует баланс частных и публичных интересов. Этого баланса позволяет достичь процедура предварительного согласования публичного мероприятия, которая направлена на обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности. В частности, указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия предполагаемой численности его участников позволяет органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению нарушений общественного порядка и обеспечению защиты участников публичных мероприятий и иных лиц, в них не участвующих.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительная работа по исполнению актов конституционного правосудия проводится прокурорами по побуждению органов власти к устранению из региональных актов норм, аналогичных признанным неконституционными. Так, согласно информационно-аналитическому отчету "Об исполнении решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2020 году" <24> органами прокуратуры была продолжена работа по приведению регионального законодательства в соответствие с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 1 ноября 2019 г. N 33-П и от 4 июня 2020 г. N 27-П, в целях реализации предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. По протесту прокурора Республики Тыва от 12 февраля 2020 г. Законом Республики Тыва от 14 мая 2020 г. N 605-ЗРТ в ч. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 26 декабря 2012 г. N 1700 ВХ-1 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Тыва" внесены изменения, предусматривающие оценку угроз публичных мероприятий.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительная работа по исполнению актов конституционного правосудия проводится прокурорами по побуждению органов власти к устранению из региональных актов норм, аналогичных признанным неконституционными. Так, согласно информационно-аналитическому отчету "Об исполнении решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2020 году" <24> органами прокуратуры была продолжена работа по приведению регионального законодательства в соответствие с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 1 ноября 2019 г. N 33-П и от 4 июня 2020 г. N 27-П, в целях реализации предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. По протесту прокурора Республики Тыва от 12 февраля 2020 г. Законом Республики Тыва от 14 мая 2020 г. N 605-ЗРТ в ч. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 26 декабря 2012 г. N 1700 ВХ-1 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Тыва" внесены изменения, предусматривающие оценку угроз публичных мероприятий.
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Однако такой вывод со всей очевидностью расходился бы с положением ст. 31 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия". Указанным положением эксплицитно (явно выраженно) задается предел осуществления данного конституционного права; вне зависимости от наличия идентичного положения в текущем законодательстве присутствие на митинге, шествии и т.п. с оружием не подлежит правовой защите; законодателю же остается лишь предусмотреть конкретные меры для предупреждения таких случаев. Указанное обусловлено тем, что, по мнению учредительной власти, такое вооруженное присутствие несовместимо с целью, которую преследует право на публичные собрания, - "открытое и свободное выражение гражданами своих взглядов, мнений и требований" <45>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Однако такой вывод со всей очевидностью расходился бы с положением ст. 31 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия". Указанным положением эксплицитно (явно выраженно) задается предел осуществления данного конституционного права; вне зависимости от наличия идентичного положения в текущем законодательстве присутствие на митинге, шествии и т.п. с оружием не подлежит правовой защите; законодателю же остается лишь предусмотреть конкретные меры для предупреждения таких случаев. Указанное обусловлено тем, что, по мнению учредительной власти, такое вооруженное присутствие несовместимо с целью, которую преследует право на публичные собрания, - "открытое и свободное выражение гражданами своих взглядов, мнений и требований" <45>.