Право подписи государственного контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Право подписи государственного контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка спецодежды
(КонсультантПлюс, 2025)...заявитель опубликовал извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку спецодежды... победителем... признано ООО...
(КонсультантПлюс, 2025)...заявитель опубликовал извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку спецодежды... победителем... признано ООО...
Позиция ВАС РФ: Включение в проект госконтракта заведомо невыгодного для контрагента условия не соответствует законодательству о госзакупках
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013
Применимые нормы: п. 4 ст. 421 ГК РФФедеральный закон N 94-ФЗ являлся комплексным законодательным актом, который содержал нормы как публичного, так и частного права, и состоял из норм императивного характера, ограничивающих свободу усмотрения сторон.
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013
Применимые нормы: п. 4 ст. 421 ГК РФФедеральный закон N 94-ФЗ являлся комплексным законодательным актом, который содержал нормы как публичного, так и частного права, и состоял из норм императивного характера, ограничивающих свободу усмотрения сторон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: С какого момента возникает право на вычет НДС при судебном разбирательстве с контрагентом
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 23)Компания с этим не согласилась. По условиям госконтракта, право собственности на товар переходит в момент подписания акта приема-передачи, который был подписан только в 2023 г. Акты и приказы 2018 г. не могут служить подтверждением реализации товара, так как они не фиксируют переход права собственности. Документы 2018 г. подтверждают только физическую передачу заказчику судна для испытаний, но не реализацию в налоговом смысле.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 23)Компания с этим не согласилась. По условиям госконтракта, право собственности на товар переходит в момент подписания акта приема-передачи, который был подписан только в 2023 г. Акты и приказы 2018 г. не могут служить подтверждением реализации товара, так как они не фиксируют переход права собственности. Документы 2018 г. подтверждают только физическую передачу заказчику судна для испытаний, но не реализацию в налоговом смысле.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не подписавшего проект государственного контракта (далее - Проект контракта) в регламентированный Законом о контрактной системе срок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не подписавшего проект государственного контракта (далее - Проект контракта) в регламентированный Законом о контрактной системе срок.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)В другом деле судом установлено, что подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы по возведению офисного центра. По условиям государственного контракта работы выполнялись поэтапно, по окончании каждого этапа работ сторонами подписывались акты приема-передачи выполненных работ, производилась оплата работ по каждому из этапов. В указанной ситуации на основании части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнитель вправе уменьшить сумму обеспечения пропорционально объему выполненных обязательств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)В другом деле судом установлено, что подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы по возведению офисного центра. По условиям государственного контракта работы выполнялись поэтапно, по окончании каждого этапа работ сторонами подписывались акты приема-передачи выполненных работ, производилась оплата работ по каждому из этапов. В указанной ситуации на основании части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнитель вправе уменьшить сумму обеспечения пропорционально объему выполненных обязательств.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Решением антимонопольного органа государственный заказчик признан нарушившим ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44), и ему выдано предписание об устранении нарушений, выразившихся в признании второй части заявки общества не соответствующими документации об аукционе на право заключения государственного контракта на поставку мяса, разделки свинины и говядины на отрубы, замороженные.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Решением антимонопольного органа государственный заказчик признан нарушившим ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44), и ему выдано предписание об устранении нарушений, выразившихся в признании второй части заявки общества не соответствующими документации об аукционе на право заключения государственного контракта на поставку мяса, разделки свинины и говядины на отрубы, замороженные.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщик на момент заключения контрактов знал, что информация о нем включена РНП. Поставщик действовал недобросовестно, подписав контракты с заказчиком. Контракты имеют признаки ничтожной сделки, поэтому поставщик лишается права получить оплату по ним. Поставщик должен возвратить заказчику полученную оплату.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщик на момент заключения контрактов знал, что информация о нем включена РНП. Поставщик действовал недобросовестно, подписав контракты с заказчиком. Контракты имеют признаки ничтожной сделки, поэтому поставщик лишается права получить оплату по ним. Поставщик должен возвратить заказчику полученную оплату.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает его права представить суду возражения по объему и стоимости работ. Стороны согласовали в контракте возможность предъявить требования, связанные с выявленными контрольным органом недостатками работ, а также обязанность подрядчика возвратить необоснованно израсходованные суммы, выявленные контрольными органами. Проведенная проверка направлена на защиту публичного интереса в виде рационального и эффективного использования бюджетных средств.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает его права представить суду возражения по объему и стоимости работ. Стороны согласовали в контракте возможность предъявить требования, связанные с выявленными контрольным органом недостатками работ, а также обязанность подрядчика возвратить необоснованно израсходованные суммы, выявленные контрольными органами. Проведенная проверка направлена на защиту публичного интереса в виде рационального и эффективного использования бюджетных средств.
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)5. Юдин В.А. Правовое регулирование казначейского сопровождения государственных контрактов // Финансовое право. 2018. N 7. С. 44 - 48.
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)5. Юдин В.А. Правовое регулирование казначейского сопровождения государственных контрактов // Финансовое право. 2018. N 7. С. 44 - 48.
Вопрос: О перечислении средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на его расчетный счет в целях возмещения расходов на госконтракты, заключенные в рамках гособоронзаказа.
(Письмо Минфина России от 13.06.2024 N 02-12-14/54698)между ФГКУ и АО в рамках исполнения государственного оборонного заказа заключены государственные контракты от 12 октября 2023 г. (далее - государственные контракты);
(Письмо Минфина России от 13.06.2024 N 02-12-14/54698)между ФГКУ и АО в рамках исполнения государственного оборонного заказа заключены государственные контракты от 12 октября 2023 г. (далее - государственные контракты);
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете перечисление денег для обеспечения участия в открытом электронном аукционе и списание части этих средств в качестве платы за участие в аукционе?..
(Консультация эксперта, 2025)Организация приняла участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку оборудования и выиграла его. Для обеспечения участия организация перечислила на специальный счет участника закупки 500 000 руб. Обеспечение заявки составило 440 000 руб. По результатам аукциона подписан государственный контракт. Плата за участие в аукционе составляет 2000 руб. (НДС не предъявлен).
(Консультация эксперта, 2025)Организация приняла участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку оборудования и выиграла его. Для обеспечения участия организация перечислила на специальный счет участника закупки 500 000 руб. Обеспечение заявки составило 440 000 руб. По результатам аукциона подписан государственный контракт. Плата за участие в аукционе составляет 2000 руб. (НДС не предъявлен).
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Можно ли уступить право требования оплаты товара по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Законодательство о контрактной системе при исполнении муниципального (государственного) контракта не допускает перемену поставщика (подрядчика, исполнителя). В то же время в результате подписания договора уступки прав требования не производится замена стороны договора - поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты задолженности по контракту.
Можно ли уступить право требования оплаты товара по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Законодательство о контрактной системе при исполнении муниципального (государственного) контракта не допускает перемену поставщика (подрядчика, исполнителя). В то же время в результате подписания договора уступки прав требования не производится замена стороны договора - поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты задолженности по контракту.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Пунктом 3.5 проекта контракта Извещения установлено следующее: "Оплата цены государственного контракта государственным заказчиком осуществляется этапами/подэтапами путем перечисления денежных средств на счет исполнителя по факту выполнения этапа/подэтапа на основании сформированного и подписанного с двух сторон усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика и исполнителя с использованием функционала единой информационной системы в сфере закупок, документа о приемке представленных исполнителем государственному заказчику счета-фактуры (при наличии) и акта сдачи-приемки выполненных НИР".
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Пунктом 3.5 проекта контракта Извещения установлено следующее: "Оплата цены государственного контракта государственным заказчиком осуществляется этапами/подэтапами путем перечисления денежных средств на счет исполнителя по факту выполнения этапа/подэтапа на основании сформированного и подписанного с двух сторон усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика и исполнителя с использованием функционала единой информационной системы в сфере закупок, документа о приемке представленных исполнителем государственному заказчику счета-фактуры (при наличии) и акта сдачи-приемки выполненных НИР".
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Возложение же на Заявителя обязанности разместить подписанный контракт в единой информационной системе имеет своей целью восстановление нарушенных прав подателя жалобы. Подобное действие позволит полностью исключить возможность необоснованного уклонения от заключения государственного контракта в завершение закупочной процедуры.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Возложение же на Заявителя обязанности разместить подписанный контракт в единой информационной системе имеет своей целью восстановление нарушенных прав подателя жалобы. Подобное действие позволит полностью исключить возможность необоснованного уклонения от заключения государственного контракта в завершение закупочной процедуры.
Статья: Гражданско-правовые особенности государственных и муниципальных контрактов, заключаемых с использованием электронно-цифровых средств
(Родионова О.М.)
("Юрист", 2021, N 1)То же относится и к контракту, заключаемому по итогам проведения торгов, опосредствованных электронно-цифровыми технологиями. Особенности его заключения отражаются в специальных нормативно-правовых положениях. Так, в ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено, что государственный и муниципальный контракт в случаях, установленных в Законе, заключается с помощью электронных средств. Согласно части 7 ст. 83.2 того же Закона "в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика". И с момента размещения в единой информационной системе такого контракта он считается заключенным (ч. 8 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Родионова О.М.)
("Юрист", 2021, N 1)То же относится и к контракту, заключаемому по итогам проведения торгов, опосредствованных электронно-цифровыми технологиями. Особенности его заключения отражаются в специальных нормативно-правовых положениях. Так, в ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено, что государственный и муниципальный контракт в случаях, установленных в Законе, заключается с помощью электронных средств. Согласно части 7 ст. 83.2 того же Закона "в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика". И с момента размещения в единой информационной системе такого контракта он считается заключенным (ч. 8 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ).
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- скорректировано положение о контроле в сфере ГОЗ, добавлены новые нормы о полномочиях контролирующего органа, включающие право требования от хозяйствующего субъекта прекращения действий (бездействия), в которых есть признаки нарушения законодательства о ГОЗ, в частности если не исполнена обязанность по подписанию государственного контракта по ГОЗ; требование выражается в специальном документе, содержащем основания для составления требования, признаки нарушения и перечень действий для их устранения; точный срок для выполнения будет прописан в требовании, но минимальный срок для исправления нарушения с момента получения требования исполнителем составляет десять дней;
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- скорректировано положение о контроле в сфере ГОЗ, добавлены новые нормы о полномочиях контролирующего органа, включающие право требования от хозяйствующего субъекта прекращения действий (бездействия), в которых есть признаки нарушения законодательства о ГОЗ, в частности если не исполнена обязанность по подписанию государственного контракта по ГОЗ; требование выражается в специальном документе, содержащем основания для составления требования, признаки нарушения и перечень действий для их устранения; точный срок для выполнения будет прописан в требовании, но минимальный срок для исправления нарушения с момента получения требования исполнителем составляет десять дней;